22-10-2023
Дубовско-Качалинская железная дорога | |
Годы работы: | |
---|---|
Страна: | |
Город управления: | |
Состояние: |
разобрана в 1855 году |
Подчинение: |
«Компания железно-конной дороги между Волгой и Доном» |
Протяжённость: |
68 км |
Дубо́вско-Кача́линская желе́зная доро́га — частная железная дорога в Российской империи на конно-бычьей тяге. Работала в 1846-1847 и 1850-1852 годах на территории нынешней Волгоградской области. Была построена для транспортировки грузов между Волгой и Доном, в 1855 году закрыта и продана на металлолом[1] из-за ошибок в проектировании. Неудача проекта негативно сказалась на развитии города Дубовка, уступившего статус главного торгового центра региона Царицыну.
Содержание |
Торговая дорога от Дубовки к берегу Дона в окрестностях станицы Качалино существовала с древних времен. К середине XIX века значение переволоки между Волгой и Доном возросло — до появления железных дорог она была частью пути из причерноморских регионов в центр и на север России. «Основные правила об устройстве и содержании дорог в государстве», опубликованные в 1833 году, признавали наиболее значительными в Российской империи дороги южного направления и шедшие к западным и юго-западным границам. В зимний сезон в Дубовке собиралось до 12 000 возчиков[2], при местном населении, не превышавшем это число.
Александр Минх пишет:
«Благодаря своему выгодному положению Дубовка давно сделалась важным торговым пунктом и богатела от транспортировки грузов: сюда сплавлялись сверху лес, деготь, смолу, железо и хлеб, шедший для кавказских войск и в Ростов для заграничной торговли. Речкою Доном приплавлялись крымские и донские вина, сухие фрукты, деревянное масло, свиное сало и другие произведения южного края. Перевозка грузов производилась на тачках и фурах, в которые впрягались одна, две или более пар волов. Несмотря на массу быков у донских казаков и в окольных селениях, они не успевали удовлетворять действительной потребности».
Акционерное общество «Компания железно-конной дороги между Волгой и Доном» было создано в 1843 году[3], его учредителями стали псковский помещик обер-егермейстер Дмитрий Васильчиков, тамбовский дворянин декабрист Александр Сабуров и советник коммерции Николай Попов.
Постройка дороги обошлась более чем в 372 тыс. руб.
Открытие дороги состоялось 10 апреля 1846 года. В первый же год работы выявились существенные технические недостатки. Из 300 вагонов более половины быстро оказались неисправными. Ошибочным оказалось решение не доводить дорогу до самых речных берегов. Донской конец ветки обрывался в 4 км от реки, волжский конец всего в 350 м, но на крутом подъеме, так что владельцы грузов вынуждены были фрахтовать фуры на этих малых расстояниях, неся дополнительные расходы. К тому же во время распутиц дорога, устроенная без насыпи, заплывала грунтом.
Фактически работа дороги была остановлена в 1852 году. Еще через 3 года акционеры приняли решение закрыть проект, большая часть путей была продана на металлолом.
Волго-Донская железная дорога по альтернативному маршруту, между Царицыном и Калачом, была запущена в 1862 году другой группой предпринимателей.
Остатки рельсовых путей сохранились в Дубовском районе возле хутора Спартак и получили статус памятника истории.[4]
Дубовско-Качалинская железная дорога.