10-05-2023
Евгений Дюринг | |
Eugen Dühring | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
21 сентября 1921 (88 лет) |
Место смерти: |
Новавес, близ Потсдама |
Страна: | |
Научная сфера: | |
Место работы: |
Карл Евгений Дюринг (12 января 1833, Берлин — 21 сентября 1921, Новавес, близ Потсдама) — немецкий философ; занимался также вопросами политэкономии и права. Идеи Дюринга получили некоторое распространение в среде немецкой социал-демократии. Это побудило Фридриха Энгельса подвергнуть воззрения Дюринга критическому анализу, показавшему их эклектический характер и научную несостоятельность с точки зрения марксизма (см. «Анти-Дюринг»).
Содержание |
Сын прусского чиновника. Юрист по образованию. Приват-доцент Берлинского университета (1863—1877).
Дюринг предпринял попытку построить собственную систему «философии действительности», которая, по его словам, утверждает новый способ мышления. Однако его построения оказались смешением элементов метафизического материализма, позитивизма и кантианства. Он считал философию априорным учением о конечных истинах. Мир, по Дюрингу, не имеет конца, но имел начало во времени, чему предшествовало состояние абсолютного покоя. Переход от покоя к движению Дюринг объясняет при помощи понятия некоей «механической силы», якобы присущей материи. Таким образом, Дюринг стремился избежать идеи первотолчка и одновременно уклониться от материалистической трактовки движения как атрибута материи; время у Дюринга оторвано от пространства и от материи.
Дюринг стал одним из основателей «теории насилия» в отношении происхождения государства[1].
Социологическая концепция Дюринга основана на идеалистическом воззрении, согласно которому причиной социального неравенства, эксплуатации и нищеты является насилие. Социалистическое преобразование общества, по Дюрингу, должно исключать революционный переворот и идти в духе мелкобуржуазного социализма Прудона, путём кооперирования мелких производителей. Дюринг был сторонником учения американского экономиста Генри Чарльза Кэри. Он выступал против политической экономии марксизма, материалистической диалектики и научного социализма.
Фридрих Энгельс в книге «Анти-Дюринг», специально посвящённой концепциям Дюринга писал:
…Он не может изготовить свою философию действительности, не навязав предварительно своего отвращения к табаку, кошкам и к евреям — в качестве всеобщего закона — всему остальному человечеству, включая евреев. Его «действительно критическая точка зрения» по отношению к другим людям состоит в том, чтобы упорно приписывать им вещи, которых они никогда не говорили и которые представляют собой собственный фабрикат г-на Дюринга.
Энгельс обвинял Дюринга также в «утрированном до карикатуры юдофобстве».[2]
Фридрих Ницше писал о Дюринге:[3]
В самых священных местах науки можно было услышать хриплый, возмущенный лай патологически нездоровых собак, лживость и ярость «благородных» фарисеев. Я еще раз напоминаю моим читателям, имеющим уши, о том берлинском апостоле мести Евгении Дюринге, который в сегодняшней Германии использует неприличнейшую и отвратительнейшую шумиху о морали. Дюринг — первейший горлопан из тех, кто сегодня есть среди равных ему антисемитов
На основании решения Мещанского районного суда г. Москвы от 03.12.2008 книга «Еврейский вопрос как вопрос о расовом характере и его вредоносном влиянии на существование народов, на нравы и культуру» внесена в Федеральный список экстремистских материалов под номером 979.
Это заготовка статьи о философе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Дюринг, Евгений.