22-07-2023
Евгения Давыдовна Хомская | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Страна: | |
Научная сфера: | |
Место работы: | |
Учёная степень: | |
Учёное звание: | |
Альма-матер: | |
Научный руководитель: | |
Награды и премии: |
Евге́ния Давы́довна Хо́мская (7 августа 1929, Москва — 6 марта 2004, Москва) — советский и российский психолог, специалист в области нейропсихологии и психофизиологии. Доктор психологических наук (1971 г.), заслуженный профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1996 г.)[1]. Преподавала в МГУ с 1958 г., в должности профессора — с 1974. Являлась исполняющим обязанности заведующего кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1977—1980), заведовала лабораторией нейропсихологии в Институте психологии АН СССР (1972—1980). Лауреат Ломоносовской премии 2-й степени и бронзовой медали ВДНХ (1973 г.), награждена медалью им. К. Д. Ушинского (2001 г.).
Родилась в семье инженера Давида Моисеевича Хомского. Мать, Любовь Михайловна Белякова происходила из семьи священника, работала инженером-химиком в научно-исследовательских институтах и на военных заводах.
Сразу после окончания средней школы с золотой медалью Евгения Давыдовна поступила на отделение психологии философского факультета МГУ, которое закончила в 1952 г. Дипломная работа была посвящена психофизиологическому анализу речевой семантики (под научным руководством А. Н. Соколова). В этой работе ей удалось экспериментально выявить феномен изменения слуховой чувствительности человека в ответ на восприятие им различных слов. Тем самым был намечен один из путей изучения психосемантических характеристик индивидуального сознания.
В это же время Евгения Давыдовна встретилась с А. Р. Лурия, который предложил ей место лаборанта в своей лаборатории в Институте дефектологии АПН СССР. Работая под его руководством в институте, а затем педагогом-воспитателем в детском нервно-психиатрическом санатории № 36 МГОЗ СССР (1953—1958 гг.), который являлся клинической базой лаборатории по изучению детей с умственной отсталостью (заведующий лабораторией А. Р. Лурия) Института дефектологии, она подготовила кандидатскую диссертацию на тему: «Роль речи в компенсации нарушений условных двигательных реакций у детей» (1957). Ею было доказано, что присоединение речи к двигательным реакциям может компенсировать нарушения движений у детей с задержками психического развития в отличие от детей, страдающих разными формами олигофрении.
С 1958 г. по 1980 г. Евгения Давыдовна возглавляла группу психофизиологии в нейропсихологической лаборатории А. Р. Лурия научно-исследовательского института нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко. В течение этого периода проводились исследования, результаты которых были обобщены в её докторской диссертации на тему «Лобные доли мозга и процессы активации» (1971 г.), содержание которой вошло в монографию «Мозг и активация» (1972 г.), переведенной и изданной в 1983 г. в США. В работе были изложены результаты исследования функций лобных долей мозга методами ЭЭГ и доказана роль лобных долей в произвольной регуляции психических функций. Результаты также позволили различать больных с «псевдолобным» (вторичным «лобным» синдромом) синдромом и выявлять «лобную» симптоматику при субклинических формах заболеваний мозга.
С 1958 г. в течение 46 лет Евгения Давыдовна преподавала в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. Вместе с А. Р. Лурия участвовала в создании на факультете психологии МГУ кафедры нейро- и патопсихологии. С 1972 г. по 1980 г. Евгения Давыдовна также возглавляла лабораторию нейропсихологии Института психологии АН СССР, где с группой сотрудников занималась нейропсихологическим и психофизиологическим анализом нарушений высших психических функций. С 1968 г. по 1976 г., когда факультет психологии возглавлял А. Н. Леонтьев, была заместителем декана по научной работе. После кончины А. Р. Лурия с 1977 г. по 1980 г. исполняла обязанности зав. кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. В 1996 г. присвоено звание заслуженного профессора МГУ имени М. В. Ломоносова.
В течение 25 лет она также являлась членом редколлегии журнала «Вестник Московского университета». Серия 14. «Психология».
Читала в МГУ курсы: «Основы нейропсихологии», «Клиническая нейропсихология», «Психофизиология локальных поражений мозга», «Патология эмоций», «Нейропсихология индивидуальных различий» и др., руководила практикумом по компьютерной нейропсихологической диагностике.
Евгения Давыдовна Хомская — одна из ближайших учениц А. Р. Лурия, с чьим творчеством тесно связана её научная деятельность. Она разрабатывала проблемы синдромного анализа нарушений высших психологических функций, нейропсихологического анализа функциональной асимметрии мозга, межполушарной организации психических процессов, занималась изучением индивидуальных различий с позиций нейропсихологии (цикл работ, проведенных на студентах МГУ, в Московской государственной консерватории и специализированном учебно-научном центре-школе МГУ имени А. Н. Колмогорова), исследовала возможности применения нейропсихологических методов при анализе пограничных состояний (в том числе лиц с «Чернобыльским синдромом»), разрабатывала новые методы анализа эмоциональных и познавательных процессов с применением компьютерных технологий. Она также является автором новаторских разработок в области нейропсихологического изучения эмоций. Результаты этих исследований обобщены в ряде статей и в монографиях «Мозг и эмоции» (1992 г.), «Нейропсихология индивидуальных различий» (1997 г.). Наконец, Евгения Давыдовна является одним из основателей нового направления в психофизиологии — психофизиологии локальных поражений мозга.
Евгения Давыдовна является автором более 300 научных публикаций (более 80 — в иностранной печати), в том числе четырех монографий. Под её редакцией опубликовано более 20 сборников по нейропсихологии. Ею опубликован первый в России учебник для университетов «Нейропсихология» (1987 г.)[2], представляющий собой фундаментальный труд, отражающий современное состояние нейропсихологии, вклад А. Р. Лурия и отечественной нейропсихологической школы в ее формирование как самостоятельной науки. Учебник был переиздан в 2002 г., 2004 г. и посмертно в 2015 г.. В последнее 4-ое издание, в работе над которым Евгения Давыдовна также принимала активное участие, было включено более подробное рассмотрение основных тенденций развития современной нейропсихологии, анализ ее многовалентности, широкого спектра теоретических и практических задач.
Под научной редакцией Евгении Давыдовны вышли посмертно монографии А. Р. Лурия «Язык и сознание» (1979), «Этапы пройденного пути» (1980).
Евгения Давыдовна Хомская.