20-08-2023
Египетский мост | |
Вид вниз по течению |
|
59°55′02″ с. ш. 30°17′50″ в. д. / 59.917222° с. ш. 30.297222° в. д. (G) (O) (Я) |
|
Область применения |
пешеходный, автомобильный |
---|---|
Пересекает | |
Место расположения | |
Конструкция | |
Тип конструкции |
Однопролётный металлический мост |
Основной пролёт |
Стальной сварной двухшарнирный рамный, с криволинейным очертанием нижнего пояса ригеля |
Общая длина |
46 метров[1] |
Ширина моста |
27 метров[1] |
Эксплуатация | |
Открытие | |
Закрытие |
1905 (цепной) |
Египетский мост на 59°55′02″ с. ш. 30°17′50″ в. д. / 59.917222° с. ш. 30.297222° в. д. (G) (O) (Я) |
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810706002 |
Еги́петский мост — соединяет между собой Покровский и Безымянный острова через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Содержание |
Мост связывает части Лермонтовского проспекта через реку Фонтанку.
Ближайшая станция метрополитена (1,1 км) — «Балтийская».
Мост получил своё название из-за своеобразного оформления: в архитектуре старого моста отразился характерный для начала XIX века повышенный интерес к искусству Древнего Египта. Порталы, колонны, а также карниз и другие части были украшены орнаментами из иероглифов.[2]
Год | Название |
---|---|
C 1828[3] | Новый цепной мост |
C 1836[3] | Египетский цепной мост |
C 1867[3] | Египетский мост |
Прообразом моста послужил висячий цепной Пантелеймоновский мост через реку Фонтанку у Летнего сада.
Краеведы Петербурга искали ответ на вопрос о цели возведения такого красивого, парадного моста вдали от парадной части Санкт-Петербурга. Самая распространённая версия связывает мост с находящимися неподалёку армейскими казармами. Возможно, таким образом, правительство пыталось воспитать в армии имперский патриотизм и благоговение. Но явного ответа на этот вопрос история не даёт.[4]
Египетский мост был построен в 1825—1826 годах по проекту и под руководством инженеров В. фон Треттера и В. А. Христиановича, авторов построенного ранее цепного Пантелеймоновского моста.[5]
Его размеры были следующие: длина пролёта 55 метров, ширина — 11,7 метра. Для моста были построены выступающие в реку устои, облицованные гранитом. В отличие от своего прообраза — цепного Пантелеймоновского моста, полотно поддерживалось тремя нитками цепей. Эти цепи покоились на высоких чугунных воротах с египетскими иероглифами, восточным орнаментом, «оплетённых» металлической цепью. Концы цепей закреплялись в каменных массивах, зарытых в землю.[6][4]
Цепной однопролётный мост имел богатое архитектурное оформление в «египетском стиле». Кроме иероглифов на порталах, подобные знаки красовались и на ажурной решётке сооружения. На берегах Фонтанки, на въездах моста были расположены четыре скульптуры сфинксов, лежащих на гранитных постаментах. Они были изваяны скульптором академиком П. П. Соколовым. На головах у них находились шестигранные фонари. В настоящее время сфинксы это единственный сохранившийся от того моста архитектурный элемент[4].
Металлические конструкции моста и скульптуры были изготовлены на заводе К. Н. Берда. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым, гранитные блоки для облицовки устоев были вынуты из стенок рвов, окружавших Михайловский замок. Мост был открыт 25 августа 1826 года.[6][7]
В процессе эксплуатации мост неоднократно ремонтировался. Это происходило в 1876, 1887, 1894, 1900 и 1904 годах[6].
20 января (2 февраля) 1905 года по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии, навстречу ему двигались 11 саней с возницами. В этот момент мост рухнул на лёд Фонтанки. Обошлось без жертв.
Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конного-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилёвской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми (упали) в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лёд и оказалась на дне реки. <…> К 2-м часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приёмные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьёзно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции. <…>
Основная версия заключается в том, что конструкция моста не выдержала слишком ритмичных колебаний от слаженного шага военных, отчего в ней произошел резонанс[5]. Эта версия была включена в школьную программу по физике в качестве наглядного примера, кроме того, была введена новая военная команда «идти не в ногу», она даётся строевой колонне перед выходом на любой мост.
По словам Анжелики Лихачёвой[неавторитетный источник?], эта гипотеза не была подкреплена физико-математическими экспериментами или расчётами. Наоборот, существуют свидетельства очевидцев происшествия о том, что солдаты не слезали с лошадей и проезжали по мосту верхом. Это не могло вызвать явления резонанса в конструкции моста, ибо не существует таких методов дрессировки лошадей, которые привели бы к тому, что животные пошли бы «в ногу»[4].
По другим версиям, обрушение моста могло произойти по причине ошибок проекта сооружения или в результате возникновения раковины в одной из несущих цепей, отчего она не выдержала веса и толчков от большого количества передвигавшихся по нему всадников[4].
Помимо научных объяснений, скоро появилась мифическая трактовка случившейся трагедии. Слухи утверждали, что в одном из домов на Фонтанке, окна которого выходили на Египетский мост, проживала женщина по имени Мария, получившая прозвище «Египетская». Она по молодости своей была обманута одним офицером конногвардейского эскадрона, и это произвело на неё большое впечатление. Посмотрев в окно, и увидев передвигающийся по мосту полк, она с негодованием воскликнула: «Что б вам, военным, провалиться!», и в следующий момент мост обрушился[4].
Организация движения транспорта в этом районе после разрушения моста и введения временной схемы перестала быть оптимальной. Восстановление переправы по Лермонтовскому проспекту через реку Фонтанку было делом времени. После Великой Отечественной войны вопрос сдвинулся с мёртвой точки. Известно, что было рассмотрено, по меньшей мере, 17 различных планов, до того как был утверждён современный вариант.[10]
Египетский мост построили заново в 1954—1956 годах по проекту инженера В. В. Демченко и архитекторов П. А. Арешева и В. С. Васильковского. Пролётные строения стальные сварные двухшарнирные рамные, с криволинейным очертанием нижнего пояса ригеля. На девяти параллельных рамах уложена железобетонная плита проезжей части, береговые устои моста облицованы гранитом. Фигуры сфинксов отреставрированы, к ним были добавлены вновь созданные обелиски-фонари. Литые обелиски украшены розетками и иероглифами.
Ограждения моста украшены изящными розетками и консолями, стойки в виде пучков увенчаны тремя лавровыми венками. В рисунке решётки использован цветок, ассоциирующийся с Египтом — лотос. Композиция решётки перекликается с оградой подвесного моста. [11]
Эти меры позволили сохранить стиль XIX века, органично вписав мост в панораму Фонтанки.[6]
24 февраля 1989 года с одной из скульптур столкнулся автомобиль Камаз-5511. Машина двигалась по набережной со стороны Измайловского моста. Автомобиль занесло, когда он въехал на ремонтируемые трамвайные пути на мосту. От сильного удара скульптура сфинкса опрокинулась в Фонтанку. Сфинкс был частично разбит. Позже скульптура была поднята из воды и восстановлена.[12]
В начале XXI века резко начало прогрессировать разрушение скульптур и их пьедесталов. На чугунной поверхности к тому моменту существовали множественные трещины и сколы. Кроме того, гранитные блоки пьедесталов скульптур разошлись, при этом образовалась щель более чем в два сантиметра шириной. В 2004 году была произведена комплексная реставрация одной скульптуры сфинкса, кроме этого был проведён текущий ремонт остальных скульптур. В ходе реставрационных работ было удалено множество слоёв красок, под ними выяснилось, что их головы первоначально были вызолочены. Все найденные несовершенства были тщательно устранены, скульптуры вновь позолочены, гранитные постаменты расчищены, а их швы были заделаны свинцом.[4]
Работы были приурочены к очередной годовщине основания Петербурга, они проходили как этап акции «Магазин подарков ко дню рождения города». По этой программе реставрации сфинксу составили компанию скульптуры Адмиралтейства и фигура Афины Паллады с фронтона Конногвардейского манежа. Торжественное открытие скульптуры состоялось 27 мая 2004 года в присутствии заместителя председателя КГИОП Ольги Таратыновой.[13][14]
Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин. Мосты повисли над водами. — Л.: Аврора, 1975.
Египетский мост.