Рельсовый транспорт стал использоваться в американских колониях еще в 1720-е годы. Это были так называемые «гравитационные рельсовые дороги (англ.) (рус.» — вдоль склона горы или холма укладывались деревянные рейки, по которым вниз под действием силы тяжести скатывались вагонетки со строительным материалом, древесиной или углём.
Уже в 1838 году в 5 из 6 штатов Новой Англии существовало железнодорожное сообщение, а пределы распространения железнодорожной сети определялись границами штатов Кентукки и Индиана. К 1840 году длина железных дорог США составляла уже 4438 километров[2].
С 1846 года начала работу одна из крупнейших и старейших железных дорог США — Пенсильванская железная дорога. Правительство США поддерживало развитие железнодорожного транспорта, предоставляя субсидии и бесплатно выделяя федеральные земли для строительства железных дорог. К 1860 году длина железных дорог США превысила 48280 км[2].
Во время Гражданской войны обе стороны использовали железные дороги для перевозки войск, а также для доставки продовольствия и боеприпасов.
Празднование завершения строительства первой трансконтинентальной железная дороги США в Юте, 10 мая 1869 года
При строительстве железных дорог в США нередко происходили злоупотребления. Так, поскольку железнодорожным компаниям предоставлялись правительственные субсидии из расчёта на каждые 1,5 км пути, то компании пытались максимально удлинить трассу. В результате железные дороги оказывались чрезвычайно извилистыми и впоследствии их пришлось спрямлять. Также компании вымогали крупные субсидии и участки земли у городов и округов, угрожая в противном случае проложить железную дорогу мимо них[2].
К 1916 году длина железных дорог США достигла 408 773 км. Во время Первой мировой войны федеральное правительство США взяло железнодорожный транспорт под свой контроль. В 1920 году был принят федеральный Закон о транспортных перевозках (англ.) (рус., вернувший железные дороги в частные руки, но установивший жёсткое регулирование их деятельности[2].
С 1920 по 1934 год количество пассажиров железных дорог США заметно сократилось из-за массового производства автомобилей, но автомобильный транспорт до конца Второй мировой войны, не мог всерьёз конкурировать с железнодорожным[1].
Но уже с 1957 года началось резкое сокращение пассажирских перевозок по железным дорогам. Развитие скоростного авиационного транспорта делало путешествие по железной дороге на большое расстояние анахронизмом. К 1965 году в регулярной эксплуатации в США оставались лишь 10 000 пассажирских вагонов, что было на 85 % меньше, чем в 1929 году. Лишь на северо-востоке США в итоге сохранились линии, по которым движется более пяти пассажирских поездов в сутки. С начала 1970-х по начало 1980-х годов общая протяжённость действующих железнодорожных путей в США сократилась почти в два раза: с 480 000 до 260 000 километров[1][5].
Для поддержки пассажирского железнодорожного транспорта в 1971 году была создана федеральная государственная пассажирская железнодорожная компания Amtrak.
В 1980 году был принят так называемый «Железнодорожный закон Стаггерса (англ.) (рус.», который фактически освободил железнодорожные компании от действия антимонопольного законодательства, предоставив им практически неограниченную свободу устанавливать тарифы, а также производить слияния и поглощения[1].
В начале 2000-х годов в связи с ростом цен на топливо железнодорожный транспорт США стал оживать. С 2002 по 2011 год количество пассажиров Amtrak непрерывно росло. Если в 2002 году крупнейшие железнодорожные компании уволили 4700 человек, то уже в 2006 году они наняли более 5000 сотрудников. С 2003 года по 2008 год суммарная прибыль железнодорожных компаний увеличилась в два раза, а рыночная стоимость крупнейшей железнодорожной компании США Union Pacific возросла за тот же период времени в три раза[1].
В 2008 году президент США Барак Обама поставил следующую цель: через 25 лет до 80 % американцев должны иметь регулярный доступ к высокоскоростному железнодорожному транспорту (поезда, развивающие скорость 350 км/ч). Была принята программа его развития, рассчитанная на шесть лет и сумму в 53 млрд долларов[1][5].
За четыре года на эту программу было потрачено 12 млрд долларов, но все эти деньги пошли на ремонт и небольшую модернизацию уже имеющихся дорог, высокоскоростных магистралей построено не было. Лишь в 2015 году началось строительство скоростной железной дороги в Калифорнии (англ.) (рус.[5].
Происшествия
24 июня 2023 года около 6:45 в результате обрушения железнодорожного моста между Рид-Пойнтом[en] и Колумбусом[en], примерно в часе езды к западу от Биллингса, были механически повреждены и сброшены в реку Йеллоустоун в штате Монтана десять вагонов-цистерн грузового поезда, эксплуатируемого компанией Montana Rail Link[en]. В цистернах DOT-111 перевозились горячий асфальт, расплавленная сера и гидросульфат натрия. Официальные лица заявили, что на период, который может потребоваться для прохождения загрязнения через Биллингс, планируют перекрыть водозабор в округе Йеллоустоун. Аналогичные меры приняты на водоочистных сооружениях в округе Стиллуотер. Департаментом рыбного хозяйства, дикой природы и парков Монтаны был закрыт доступ к лодочным причалам и местам для рыбалки ниже по течению. Службы по ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайной ситуации округа Йеллоустоун обратились к людям, проживающим в этом районе, с просьбой экономить воду. Также был поврежден волоконно-оптический кабель, являющийся основным маршрутом через Монтану и обеспечивающий доступ в Интернет многим клиентам в штате. Крушение в Монтане произошло примерно через четыре месяца после того, как поезд Norfolk Southern Railway[en], перевозивший токсичные химикаты, сошел с рельсов в восточном Огайо, вызвав пожар, который окутал дымом город Восточная Палестина[6][7][8][9][10][11][12][13][14][15][16][17][18][19].
27 июня 2023 года произошёл инцидент с грузовым поездом компании Canadian Pacific Kansas City[en]. 21 вагон сошёл с рельсов и упал в болото Нахант-Марш, недалеко от станции Нахант-Ярд в городе Давенпорт штата Айова. Три из них были загружены жидким асфальтом. До устранения последствий происшествия была перекрыта дорога Конкорд-стрит[20][21][22][23][24].
4 июля 2023 года около 13:55 произошёл инцидент с грузовым поездом компании Canadian Pacific Kansas City[en]. 29 вагонов сошли с рельсов и «сложились гармошкой» к западу от города Рисвилл[en], в округе Додж штата Висконсин. Cошедшие с рельсов вагоны перевозили зерно и калийные удобрения. Главная улица Рисвилла была закрыта до окончания ликвидации последствий. Инцидент привёл к задержкам рейсов Empire Builder[en] компании Amtrak[37][38][39][40][41][42][43][44].
10 июля 2023 года около 6:30 произошёл инцидент с грузовым поездом компании Union Pacific Railroad. 21 вагон с углем сошёл с рельсов близ небольшого населенного пункта Билл[en], в 4 милях к юго-востоку от Ласка в штате Вайоминг. Содержимое вагонов высыпалось на землю. Маршрут отгрузки угля из бассейна Паудер-Ривер[en] был заблокирован[45][46][47][48][49][50].
14 июля 2023 года около 19:00 пассажирский поезд Silver Star[en] компании Amtrak, следовавший из Майами в Нью-Йорк, сошёл с рельсов после столкновения с автовозом на железнодорожном переезде в Лейкленде, в округе Полк штата Флорида. В поезде находились 173 человека, в том числе 163 пассажира и 10 членов экипажа. Не менее восьми пассажиров получили травмы и были доставлены в региональный медицинский центр Лейкленда. Произошла утечка дизельного топлива. По данным пожарной службы Лейкленда, требовались удаление и утилизация загрязненной почвы. Шоссе 92[en] и Канал-авеню были закрыты до ликвидации последствий инцидента. По первоначальной оценке, ущерб поезду, путям, имуществу CSX, затраты на очистку и убытки из-за простоя путей составили 10 млн долларов[51][52][53][54][55][56][57][58].
21 июля 2023 года около 04:00 произошёл инцидент с поездом компании BNSF Railway. 29 вагонов сошли с рельсов и перевернулись недалеко от города Фэрмонт в округе Гарфилд штата Оклахома. Железнодорожные переезды на Фэрмонт-Роуд и Саутгейт-роуд были перекрыты до устранения последствий инцидента[59][60][61][62].
22 июля 2023 года около 05:00 произошёл инцидент с грузовым поездом компании Canadian National Railway, следовавшим на восток. 9 вагонов сошли с рельсов после столкновения поезда с транспортным средством на железнодорожном переезде через Франклин-стрит в Вальпараисо[en], в округе Портер штата Индиана. Были заблокированы шесть железнодорожных переездов от Франклин-стрит до Йеллоустоун-роуд, что создало пробку на дорогах административного центра округа[63][64][65][66].
22 июля 2023 года около 16:39 произошёл инцидент с грузовым поездом компании BNSF Railway. 11 вагонов сошли с рельсов в 6 милях к востоку от Гавра[en], в округе Хилл штата Монтана. Поезд перевозил опасные материалы, один вагон был загружен растворителем для краски. Вагоны перевернулись, металлические транспортные контейнеры были повреждены, содержимое высыпалось на траву. Был заблокирован cеверный трансконтинентальный железнодорожный маршрут Northern Transcon[en][67][68][69][70][71][72].
2 августа 2023 года около 14:30 произошёл инцидент с грузовым поездом компании Canadian Pacific Kansas City[en], следовавшим на запад. 24 вагона сошли с рельсов недалеко от Плезант-Гроув-роуд, к востоку от Чудрана[en] в приходе Линкольн штата Луизиана. Были закрыты железнодорожные переезды на Плезант-Гроув-роуд и Крокер-роуд[77][78][79].
3 августа 2023 года около 11:12 произошёл инцидент с пассажирским поезд компании Long Island RailRoad, следовавшим на восток c Центрального вокзала Нью-Йорка в Хемпстед и перевозившим около 100 пассажиров. 8 вагонов сошли с рельсов чуть более чем в миле к востоку от станции Ямайка[en] в боро Куинс города Нью-Йорк. По меньшей мере 13 человек получили получили травмы ног и спины. Было разрушено 1600 футов пути. Рейсы из Нью-Йорка на Лонг-Айленд были задержаны до ликвидации поcледствий инцидента[80][81][82][83].
3 августа 2023 года около 23:59 произошёл инцидент с грузовым поездом компании BNSF Railway. 13 вагонов, предназначенных для перевозки транспортных средств, сошли с рельсов в городке Горман, в 5 милях к северо-западу от Перхама в округе Оттер-Тейл штата Миннесота. В результате инцидента были заблокированы два железнодорожных переезда на трассе 60[en] и улице 475, было остановлено движение поездов Empire Builder[en] компания Amtrak[84][85][86][87][88].
На железные дороги США приходится, по данным Ассоциации американских железных дорог, более 40 % всех перевозок в стране. Наиболее крупными железнодорожными компаниями США являются BNSF, Union Pacific, Norfolk Southern (англ.) (рус. и CSX Transportation. На них приходится около 67 % всех грузовых железных дорог и более 90 % прибыли от железнодорожных перевозок. Основным грузом железных дорог является уголь, его доля в общем объёме перевозок в 2010 году составляла около 45 %. Далее по значению следуют сельскохозяйственные грузы и продукция химической промышленности. Также значительна доля контейнерных грузов, которые составляли почти треть от всего объёма перевозок[4].