12-10-2023
Бывший населённый пункт | |||||
Железнодорожный | |||||
|
|||||
Регион | |||||
---|---|---|---|---|---|
Городской округ | |||||
Координаты |
55°45′00″ с. ш. 38°01′00″ в. д. / 55.75000° с. ш. 38.01667° в. д. (O) (O) (Я) |
||||
Глава |
Тарас Васильевич Ефимов |
||||
Основан | |||||
Первое упоминание |
1573 |
||||
Прежние имена |
до 1939 — Обираловка |
||||
Город с |
1952 |
||||
Дата упразднения |
2015 |
||||
Площадь | |||||
Высота центра |
145 м |
||||
Население | |||||
Плотность |
6311.67 чел./км² |
||||
Этнохороним |
железнодоро́жненцы, железнодоро́жненец |
||||
Часовой пояс | |||||
Телефонный код |
+7 498, +7 495 |
||||
Автомобильный код |
50, 90, 150, 190, 750 |
||||
Код ОКАТО |
46 424 |
||||
Код ОКТМО |
46 724 000 001 |
||||
Официальный сайт |
http://www.zheldor-city.ru/ |
||||
|
Подъездные пути города Железнодорожного | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Железнодоро́жный — часть города Балашиха Московской области России, до 2015 года самостоятельный город областного подчинения[4] и самостоятельное муниципальное образование «Городской округ Железнодорожный»[5][6]. Железнодорожный носил статус города с 1952 года, города областного подчинения с 1960 года.
Железнодорожная станция на линии Москва — Нижний Новгород в 10 км к востоку от МКАД.
Площадь территории города Железнодорожный на момент включения составляла 2408 гектаров[1]. Население — 151 985[3] чел. (2015). Бывший город протянулся с запада на восток на 7 км, а если учитывать входивший в его состав отдалённый микрорайон Купавна — на 13 км.
После включения Железнодорожного в состав Балашихи на его территории образовано 9 микрорайонов: Железнодорожный (центральная часть упразднённого города), Кучино, Южное Кучино, Керамик, Павлино, Новое Павлино, Ольгино, Саввино и Купавна[7].
Название Железнодорожный дано рабочему посёлку (предшественнику города) в 1939 году — по расположению рядом с Московско-Нижегородской железной дорогой. Ранее посёлок (как и деревня, рядом с которой он возник) носил название Обираловка. Название Обираловка происходит от фамилии Обиралов[8].
Современные просторечные наименования — Железка[9] или Желдор.
Современная территория Железнодорожного включает в себя земли Богородского (населённые пункты Васильевской волости: Обираловка, Саввино и др.) и Московского уездов (населённые пункты Пехорской волости: Кучино, Ольгино и др.). Деревушки Саввино и Кучино упоминаются ещё в документах Ивана Калиты, относящихся к 1327 году; во второй половине XVII в. возникла деревня Сергеевка, название которой постепенно было вытеснено прозвищем «Обираловка»[10].
Во второй половине XVII в. в окрестностях деревни Кучино были начаты разработки глины, а в начале XIX в. братья Даниловы организовали здесь производство красного кирпича. В конце 60-х гг. XIX в. московский купец Д. И. Милованов приобрёл в Кучино кустарное кирпичное производство и построил кирпичный завод, который в 1875 г. дал первую продукцию; вскоре появились кирпичные заводы купцов Куприянова и Голядкина. На средства миллионера Д. П. Рябушинского в посёлке Кучино был в 1904 г. создан первый в Европе и второй в мире Аэродинамический институт[11][12], где научную работу возглавлял профессор Московского университета Н. Е. Жуковский — основоположник современной аэродинамики. Аэродинамический институт положил начало развитию посёлка Кучино как центра геофизической науки и сделал его известным в научном мире не только в России, но и за рубежом.
В 1862 г. была открыта Московско-Нижегородская железная дорога и возникла железнодорожная станция Обираловка, а в 1877 г. появился и пристанционный посёлок Обираловка. 17 января 1939 года посёлок получил официальный статус рабочего посёлка городского типа, а 27 августа того же года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР переименован в посёлок Железнодорожный Реутовского района Московской области[10]. В 1946 г. открыт НИИ строительной керамики с опытным заводом (производство керамических блоков); в 1952 г. — деревообрабатывающий завод.
В 1896 г. по инициативе фабриканта Викулы Морозова (внука С. В. Морозова) рядом с деревней Саввино была построена фабрика — «Саввинская мануфактура», вокруг которой образовался посёлок Саввино. В 1947 г. в этом посёлке рядом с фабрикой была открыта мастерская по реставрации деталей фабричных машин (преобразованная в 1956 г. в электромеханический завод).
7 августа 1952 года рабочий посёлок Железнодорожный преобразован в город районного подчинения[13], а 10 декабря 1960 года — в город областного подчинения. В 1960 году к городу были присоединены рабочие посёлки Кучино (частично; полностью с 1963 г.) и Саввино, а также деревни Темниково и Сергеевка[10].
В конце 1980 — начале 1990-х гг. в городе построено новое здание железнодорожного вокзала, современными многоэтажными домами застроены привокзальная площадь, южная часть Железнодорожного, в том числе микрорайоны в Кучино, на территории бывшего посёлка Саввино и др. Сохранилась Преображенская церковь (вторая половина XIX в.).
9 января 2015 года городской округ Железнодорожный упразднён как муниципальное образование и включён в состав городского округа Балашиха[6]. 22 января 2015 года упразднён город областного подчинения Железнодорожный как административно-территориальная единица и включён в состав города областного подчинения Балашиха[4].
Численность населения | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1926[14] | 1939[14] | 1959[15] | 1967[16] | 1970[17] | 1973[16] | 1976[18] | 1979[19] | 1982[20] | 1985[21] | 1986[18] |
1000 | ↗17 000 | ↗19 243 | ↗48 000 | ↗57 060 | ↗62 000 | ↗70 000 | ↗76 455 | ↗81 000 | ↗87 000 | ↗88 000 |
1987[22] | 1989[23] | 1990[24] | 1991[21] | 1992[21] | 1994[21] | 1995[21] | 1996[21] | 1997[25] | 1998[21] | 1999[26] |
↗90 000 | ↗97 426 | ↗100 000 | →100 000 | →100 000 | →100 000 | ↗101 000 | ↘100 000 | ↗101 000 | →101 000 | ↘100 400 |
2000[27] | 2001[21] | 2002[14] | 2003[16] | 2004[28] | 2005[29] | 2006[30] | 2007[31] | 2008[32] | 2009[33] | 2010[34] |
↘100 100 | ↗101 300 | ↗104 000 | ↘103 900 | ↗106 500 | ↗115 300 | ↗116 500 | ↗118 900 | ↗122 600 | ↗125 296 | ↗131 257 |
2011[35] | 2012[36] | 2013[37] | 2014[38] | 2015[3] | ||||||
↗131 700 | ↗135 971 | ↗141 648 | ↗146 251 | ↗151 985 |
На 1 января 2015 года по численности населения город находился на 116 месте из 1114[39] городов Российской Федерации[3]
Железнодорожный входит в состав крупнейшей в России Московской агломерации с населением около 16—17 млн человек. Вместе с городами Реутов, Лыткарино, Дзержинский, Котельники и населёнными пунктами городского округа Балашиха и Люберецкого района Железнодорожный входит в состав Балашихинско-Люберецкой агломерации второго порядка с населением 867,8 тыс. человек[1] — второй по численности населения в Московской области.
В современном Железнодорожном ведущее место в экономике занимает строительная индустрия, представленная Кучинским комбинатом керамических и облицовочных материалов.
Основные промышленные предприятия города: ОАО «НИТИ им. П. И. Снегирёва», керамический завод, завод теплоизоляционных материалов компании Rockwool. Действует моторвагонное железнодорожное депо. Кучинский завод после банкротства приобретён польской компанией «Cersanit»; в настоящий момент возобновлён выпуск керамической плитки и керамогранита под новым брендом.
Спортивный комплекс в Лужниках, Дворец культуры и науки в Варшаве, Дворец съездов и Государственный исторический музей в Москве — в строительстве этих объектов есть и лепта Кучинского керамического завода (в прошлом — кирпичный завод Миловановых)[40].
В июле 2011 года «Новая газета» опубликовала материалы о том, что «это единственный, наверное, в мире город, в котором свыше 120 тысяч населения, где нет не то, что кинотеатра, там нет даже роддома, а весь бизнес принадлежит семье мэра»[41][42].
Несмотря на то, что ближайшая станция метро расположена примерно в 10 километрах от станции, время в пути до Новокосино по Носовихинскому шоссе в часы пик занимает до полутора часов, ширина дороги преимущественно около 7 метров, в основном двухполосная, опасны обгоны — часты лобовые столкновения и наезды на пешеходов. Носовихинское шоссе отделяет город от железнодорожных платформ, но по состоянию на конец июня 2014 года в Железнодорожном нет ни одного подземного перехода. В районе платформы Кучино на расстоянии в 200 метров друг за другом расположены 3 светофора, пробки от которых растягиваются до нескольких километров. В середине «Носовихи» расположен печально известный светофор, который создаёт пробки как в область (от строительного рынка или от самой станции Новокосино), так и в Москву, от платформы Кучино. Нередки случаи, когда сервис Яндекс пробки оценивает ситуацию в целом по Москве в 1—2 балла, а Носовиха при этом на 70—80 % красная в обе стороны. Наиболее быстрый способ попасть в Москву — поездка на электропоезде. Поездка от платформы Кучино до платформы Реутово (м. Новокосино) занимает 7—9 минут. Поездка от платформы Кучино до платформы Серп и Молот (м. Площадь Ильича) занимает 23—25 минут.
В микрорайоне Кучино построен Храм новомучеников и исповедников Российских в русско-византийском стиле. Высота до верха центральной главы — 24 метра, высота до верха шатра колокольни — 21 метр. Одна из главных достопримечательностей города — православная церковь Преображения Господня. Храм был построен в 1623 году на землях Т. В. Голицыной в селе Саввино-Спасское. В 1868 году взамен обветшавшего деревянного здания начали строить храм из кирпича, поставляемого из Кучино, 4 ноября 1873 года колокольня и первая часть храма были освящены, и начались богослужения. Главным украшением храма является иконостас, изготовленный на заводе Товарищества по производству фарфоро-фаянсовых изделий М. С. Кузнецова[10].
Среди других достопримечательностей есть Троицкое-Кайнарджи (имение П. А. Румянцева-Задунайского) в Павлино.
Краеведческий народный музей.
Также в городе располагается обсерватория МБОУ Астрономическая школа «Вега». Обсерватория имеет гигантский телескоп-рефлектор.
В 2011 году на городском бульваре на Пролетарской улице открыт памятник Дмитрию Павловичу Рябушинскому — учёному, известному трудами в области гидроаэродинамики, на территории имения которого был основан первый в Европе и второй в мире аэродинамический институт.
8 сентября 2011 года, в рамках государственного визита в Россию, город Железнодорожный посетила королева Дании Маргрете II[43]. Целью визита стал построенный на территории города в 1999 году завод по производству каменной ваты, принадлежащий датской компании Rockwool. Громким событием воспользовалась группа активистов, в день визита развернувших плакаты у здания завода, пытаясь тем самым обратить внимание королевы на проблему коррупции в городе[44].
<ref>
; для сносок .D0.94.D0.B5-.D1.84.D0.B0.D0.BA.D1.82.D0.BE
не указан текст? |
Железнодорожный (Балашиха).