Lt304888.ru

Туристические услуги

Железнодорожный (Балашиха)

12-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Бывший населённый пункт
Железнодорожный
Флаг Герб
Регион

Московская область

Городской округ

Балашиха

Координаты

55°45′00″ с. ш. 38°01′00″ в. д. / 55.75000° с. ш. 38.01667° в. д. / 55.75000; 38.01667 (O) (O) (Я)

Глава

Тарас Васильевич Ефимов

Основан

1861

Первое упоминание

1573

Прежние имена

до 1939Обираловка

Город с

1952

Дата упразднения

2015

Площадь

24,08[1] или 24,6702[2] км²

Высота центра

145 м

Население

151 985[3] человек (2015)

Плотность

6311.67 чел./км²

Этнохороним

железнодоро́жненцы, железнодоро́жненец

Часовой пояс

UTC+3

Телефонный код

+7 498, +7 495

Автомобильный код

50, 90, 150, 190, 750

Код ОКАТО

46 424

Код ОКТМО

46 724 000 001

Официальный сайт

http://www.zheldor-city.ru/

Железнодорожный
Железнодорожный
Железнодорожный

Железнодоро́жный — часть города Балашиха Московской области России, до 2015 года самостоятельный город областного подчинения[4] и самостоятельное муниципальное образование «Городской округ Железнодорожный»[5][6]. Железнодорожный носил статус города с 1952 года, города областного подчинения с 1960 года.

Железнодорожная станция на линии Москва — Нижний Новгород в 10 км к востоку от МКАД.

Площадь территории города Железнодорожный на момент включения составляла 2408 гектаров[1]. Население — 151 985[3] чел. (2015). Бывший город протянулся с запада на восток на 7 км, а если учитывать входивший в его состав отдалённый микрорайон Купавна — на 13 км.

После включения Железнодорожного в состав Балашихи на его территории образовано 9 микрорайонов: Железнодорожный (центральная часть упразднённого города), Кучино, Южное Кучино, Керамик, Павлино, Новое Павлино, Ольгино, Саввино и Купавна[7].

Название

Название Железнодорожный дано рабочему посёлку (предшественнику города) в 1939 году — по расположению рядом с Московско-Нижегородской железной дорогой. Ранее посёлок (как и деревня, рядом с которой он возник) носил название Обираловка. Название Обираловка происходит от фамилии Обиралов[8].

Современные просторечные наименования — Железка[9] или Желдор.

История

Современная территория Железнодорожного включает в себя земли Богородского (населённые пункты Васильевской волости: Обираловка, Саввино и др.) и Московского уездов (населённые пункты Пехорской волости: Кучино, Ольгино и др.). Деревушки Саввино и Кучино упоминаются ещё в документах Ивана Калиты, относящихся к 1327 году; во второй половине XVII в. возникла деревня Сергеевка, название которой постепенно было вытеснено прозвищем «Обираловка»[10].

Во второй половине XVII в. в окрестностях деревни Кучино были начаты разработки глины, а в начале XIX в. братья Даниловы организовали здесь производство красного кирпича. В конце 60-х гг. XIX в. московский купец Д. И. Милованов приобрёл в Кучино кустарное кирпичное производство и построил кирпичный завод, который в 1875 г. дал первую продукцию; вскоре появились кирпичные заводы купцов Куприянова и Голядкина. На средства миллионера Д. П. Рябушинского в посёлке Кучино был в 1904 г. создан первый в Европе и второй в мире Аэродинамический институт[11][12], где научную работу возглавлял профессор Московского университета Н. Е. Жуковский — основоположник современной аэродинамики. Аэродинамический институт положил начало развитию посёлка Кучино как центра геофизической науки и сделал его известным в научном мире не только в России, но и за рубежом.

В 1862 г. была открыта Московско-Нижегородская железная дорога и возникла железнодорожная станция Обираловка, а в 1877 г. появился и пристанционный посёлок Обираловка. 17 января 1939 года посёлок получил официальный статус рабочего посёлка городского типа, а 27 августа того же года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР переименован в посёлок Железнодорожный Реутовского района Московской области[10]. В 1946 г. открыт НИИ строительной керамики с опытным заводом (производство керамических блоков); в 1952 г. — деревообрабатывающий завод.

В 1896 г. по инициативе фабриканта Викулы Морозова (внука С. В. Морозова) рядом с деревней Саввино была построена фабрика — «Саввинская мануфактура», вокруг которой образовался посёлок Саввино. В 1947 г. в этом посёлке рядом с фабрикой была открыта мастерская по реставрации деталей фабричных машин (преобразованная в 1956 г. в электромеханический завод).

7 августа 1952 года рабочий посёлок Железнодорожный преобразован в город районного подчинения[13], а 10 декабря 1960 года — в город областного подчинения. В 1960 году к городу были присоединены рабочие посёлки Кучино (частично; полностью с 1963 г.) и Саввино, а также деревни Темниково и Сергеевка[10].

В конце 1980 — начале 1990-х гг. в городе построено новое здание железнодорожного вокзала, современными многоэтажными домами застроены привокзальная площадь, южная часть Железнодорожного, в том числе микрорайоны в Кучино, на территории бывшего посёлка Саввино и др. Сохранилась Преображенская церковь (вторая половина XIX в.).

9 января 2015 года городской округ Железнодорожный упразднён как муниципальное образование и включён в состав городского округа Балашиха[6]. 22 января 2015 года упразднён город областного подчинения Железнодорожный как административно-территориальная единица и включён в состав города областного подчинения Балашиха[4].

Население

Численность населения
1926[14] 1939[14] 1959[15] 1967[16] 1970[17] 1973[16] 1976[18] 1979[19] 1982[20] 1985[21] 1986[18]
1000 17 000 19 243 48 000 57 060 62 000 70 000 76 455 81 000 87 000 88 000
1987[22] 1989[23] 1990[24] 1991[21] 1992[21] 1994[21] 1995[21] 1996[21] 1997[25] 1998[21] 1999[26]
90 000 97 426 100 000 100 000 100 000 100 000 101 000 100 000 101 000 101 000 100 400
2000[27] 2001[21] 2002[14] 2003[16] 2004[28] 2005[29] 2006[30] 2007[31] 2008[32] 2009[33] 2010[34]
100 100 101 300 104 000 103 900 106 500 115 300 116 500 118 900 122 600 125 296 131 257
2011[35] 2012[36] 2013[37] 2014[38] 2015[3]
131 700 135 971 141 648 146 251 151 985
50 000
100 000
150 000
200 000
1959
1979
1989
1995
2000
2005
2010
2015

На 1 января 2015 года по численности населения город находился на 116 месте из 1114[39] городов Российской Федерации[3]

Железнодорожный входит в состав крупнейшей в России Московской агломерации с населением около 16—17 млн человек. Вместе с городами Реутов, Лыткарино, Дзержинский, Котельники и населёнными пунктами городского округа Балашиха и Люберецкого района Железнодорожный входит в состав Балашихинско-Люберецкой агломерации второго порядка с населением 867,8 тыс. человек[1] — второй по численности населения в Московской области.

Экономика

В современном Железнодорожном ведущее место в экономике занимает строительная индустрия, представленная Кучинским комбинатом керамических и облицовочных материалов.

Основные промышленные предприятия города: ОАО «НИТИ им. П. И. Снегирёва», керамический завод, завод теплоизоляционных материалов компании Rockwool. Действует моторвагонное железнодорожное депо. Кучинский завод после банкротства приобретён польской компанией «Cersanit»; в настоящий момент возобновлён выпуск керамической плитки и керамогранита под новым брендом.

Спортивный комплекс в Лужниках, Дворец культуры и науки в Варшаве, Дворец съездов[источник не указан 1865 дней] и Государственный исторический музей в Москве — в строительстве этих объектов есть и лепта Кучинского керамического завода (в прошлом — кирпичный завод Миловановых)[40].

В июле 2011 года «Новая газета» опубликовала материалы о том, что «это единственный, наверное, в мире город, в котором свыше 120 тысяч населения, где нет не то, что кинотеатра, там нет даже роддома, а весь бизнес принадлежит семье мэра»[41][42].

Транспорт

Несмотря на то, что ближайшая станция метро расположена примерно в 10 километрах от станции, время в пути до Новокосино по Носовихинскому шоссе в часы пик занимает до полутора часов, ширина дороги преимущественно около 7 метров, в основном двухполосная, опасны обгоны — часты лобовые столкновения и наезды на пешеходов. Носовихинское шоссе отделяет город от железнодорожных платформ, но по состоянию на конец июня 2014 года в Железнодорожном нет ни одного подземного перехода. В районе платформы Кучино на расстоянии в 200 метров друг за другом расположены 3 светофора, пробки от которых растягиваются до нескольких километров. В середине «Носовихи» расположен печально известный светофор, который создаёт пробки как в область (от строительного рынка или от самой станции Новокосино), так и в Москву, от платформы Кучино. Нередки случаи, когда сервис Яндекс пробки оценивает ситуацию в целом по Москве в 1—2 балла, а Носовиха при этом на 70—80 % красная в обе стороны. Наиболее быстрый способ попасть в Москву — поездка на электропоезде. Поездка от платформы Кучино до платформы Реутово (м. Новокосино) занимает 7—9 минут. Поездка от платформы Кучино до платформы Серп и Молот (м. Площадь Ильича) занимает 23—25 минут.

Достопримечательности

В микрорайоне Кучино построен Храм новомучеников и исповедников Российских в русско-византийском стиле. Высота до верха центральной главы — 24 метра, высота до верха шатра колокольни — 21 метр. Одна из главных достопримечательностей города — православная церковь Преображения Господня. Храм был построен в 1623 году на землях Т. В. Голицыной в селе Саввино-Спасское. В 1868 году взамен обветшавшего деревянного здания начали строить храм из кирпича, поставляемого из Кучино, 4 ноября 1873 года колокольня и первая часть храма были освящены, и начались богослужения. Главным украшением храма является иконостас, изготовленный на заводе Товарищества по производству фарфоро-фаянсовых изделий М. С. Кузнецова[10].

Среди других достопримечательностей есть Троицкое-Кайнарджи (имение П. А. Румянцева-Задунайского) в Павлино.

Краеведческий народный музей.

Также в городе располагается обсерватория МБОУ Астрономическая школа «Вега». Обсерватория имеет гигантский телескоп-рефлектор.

В 2011 году на городском бульваре на Пролетарской улице открыт памятник Дмитрию Павловичу Рябушинскому — учёному, известному трудами в области гидроаэродинамики, на территории имения которого был основан первый в Европе и второй в мире аэродинамический институт.

Интересные факты

8 сентября 2011 года, в рамках государственного визита в Россию, город Железнодорожный посетила королева Дании Маргрете II[43]. Целью визита стал построенный на территории города в 1999 году завод по производству каменной ваты, принадлежащий датской компании Rockwool. Громким событием воспользовалась группа активистов, в день визита развернувших плакаты у здания завода, пытаясь тем самым обратить внимание королевы на проблему коррупции в городе[44].

Города-побратимы

См. также

Примечания

  1. ↑ "Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов" - 2012 год
  2. БД ПМО Московской области. (данные на 1 января 2013 года)
  3. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года. Проверено 6 августа 2015. Архивировано из первоисточника 6 августа 2015.
  4. ↑ Д-1-662па "Об объединении городов областного подчинения Московской области Балашиха и Железнодорожный и внесении изменения в Закон Московской области "Об административно-терри…
  5. Закон Московской области от 21.12.2004 № 179/2004-ОЗ «О статусе и границе городского округа Железнодорожный» (в ред. Закона МО от 22.05.2009 № 53/2009-ОЗ)
  6. ↑ Д-1-656па «О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования»
  7. В Совете депутатов. Балашихинское информационное агентство Московской области (25 августа 2015). Проверено 25 августа 2015.
  8. Е. М. Поспелов. Топонимический словарь Московской области. М., Профиздат, 2000
  9. Русская линия / Новости / Григорий Ивлиев: «Не может имя человека, связанного с убийством, быть увековеченным в названиях»
  10. ↑ Железнодорожный. Исторический очерк» на официальном сайте администрации городского округа Железнодорожный
  11. Аэродинамический институт — Авиапедия
  12. Аэродинамический институт
  13. СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года / Составители В. А. Дударев, Н. А. Евсеева. — М.: Изд-во «Известия Советов народных депутатов СССР», 1980. — 702 с. — С. 172.
  14. ↑ Города с численностью населения 100 тысяч и более человек. Проверено 17 августа 2013. Архивировано из первоисточника 17 августа 2013.
  15. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013.
  16. ↑ Народная энциклопедия «Мой город». Балашиха. Проверено 8 октября 2013. Архивировано из первоисточника 8 октября 2013.
  17. Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013.
  18. ↑ Российский статистический ежегодник. 1994. Проверено 18 мая 2016. Архивировано из первоисточника 18 мая 2016.
  19. Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013.
  20. Народное хозяйство СССР 1922-1982 (Юбилейный статистический ежегодник)
  21. ↑ Российский статистический ежегодник. Госкомстат, Москва, 2001. Проверено 12 мая 2015. Архивировано из первоисточника 12 мая 2015.
  22. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник. Финансы и статистика, Москва, 1987 год. Проверено 28 июня 2016. Архивировано из первоисточника 28 июня 2016.
  23. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  24. Российский статистический ежегодник.2002 : Стат.сб. / Госкомстат России. – М. : Госкомстат России, 2002. – 690 с. – На рус. яз. – ISBN 5-89476-123-9 : 539.00.
  25. Российский статистический ежегодник. 1997 год. Проверено 22 мая 2016. Архивировано из первоисточника 22 мая 2016.
  26. Российский статистический ежегодник. 1999 год. Проверено 14 июня 2016. Архивировано из первоисточника 14 июня 2016.
  27. Российский статистический ежегодник. 2000 год. Проверено 13 июня 2016. Архивировано из первоисточника 13 июня 2016.
  28. Российский статистический ежегодник. 2004 год. Проверено 9 июня 2016. Архивировано из первоисточника 9 июня 2016.
  29. Российский статистический ежегодник, 2005 год. Проверено 9 мая 2016. Архивировано из первоисточника 9 мая 2016.
  30. Российский статистический ежегодник, 2006 год. Проверено 10 мая 2016. Архивировано из первоисточника 10 мая 2016.
  31. Российский статистический ежегодник, 2007 год. Проверено 11 мая 2016. Архивировано из первоисточника 11 мая 2016.
  32. Российский статистический ежегодник, 2008 год. Проверено 12 мая 2016. Архивировано из первоисточника 12 мая 2016.
  33. Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года. Проверено 2 января 2014. Архивировано из первоисточника 2 января 2014.
  34. Перепись населения 2010. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений (рус.). Федеральная служба государственной статистики. Проверено 13 августа 2013. Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013.
  35. Города с численностью населения 100 тысяч человек и более на 1 января 2011 года. Проверено 8 мая 2016. Архивировано из первоисточника 8 мая 2016.
  36. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Проверено 31 мая 2014. Архивировано из первоисточника 31 мая 2014.
  37. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Проверено 16 ноября 2013. Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013.
  38. Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года. Проверено 2 августа 2014. Архивировано из первоисточника 2 августа 2014.
  39. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок .D0.94.D0.B5-.D1.84.D0.B0.D0.BA.D1.82.D0.BE не указан текст
  40. Памятные даты в истории Железнодорожного. 2010 г.[нет в источнике]
  41. Новая Газета | № 76 от 15 июля 2011 года | Рекордная Обираловка*
  42. Радиостанция «Эхо Москвы» / Передачи / Особое мнение / Friday, 15.07.2011: Дмитрий Муратов, главный редактор «Новой газеты»
  43. Её Величество Королева Дании Маргрете II в рамках своего государственного визита в Россию посетит завод компании Rockwool в городе Железнодорожный Московской области.
  44. Горожане подмосковного Железнодорожного обратились к королеве Дании, посетившей сегодня город.

Литература

Ссылки

  • Блог администрации городского округа Железнодорожный
  • Общественное движение «Наш город Железнодорожный»
  • Новости Железнодорожного

Железнодорожный (Балашиха).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01