16-08-2023
Забастовка работников Минского метрополитена в 1995 году | ||||
---|---|---|---|---|
Дата | 17 августа — 21 августа 1995 года | |||
Место | Минск, Белоруссия | |||
Причины | нарушение коллективного договора | |||
Цели | выполнение коллективного договора, заключение нового тарифного соглашения | |||
Методы | забастовки, протесты | |||
Результат | забастовка подавлена, часть участников уволена, приостановлена деятельность ряда профсоюзных организаций | |||
Стороны конфликта | ||||
|
Забастовка работников Минского метрополитена (белор. Забастоўка працаўнікоў мінскага метрапалітэна) – забастовка, которая проходила с 17 августа по 21 августа 1995 года и привела к остановке движения Минского метрополитена на несколько дней.
Трудовой конфликт и разногласия между рабочими и администрацией Минского метрополитена начались еще весной 1995 года: по указанию директора метро Владимира Набежко для работников были отменены надбавки за безаварийную работу и снижен размер премии[1]. Этими действиями администрация метрополитена нарушила коллективный договор между работодателем и профсоюзами.
На момент 1995 года, в Минском метрополитене действовало две первичные профсоюзные организации – Свободного профсоюза Белорусского (член Белорусского конгресса демократических профсоюзов) и Профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Республики Беларусь (член Федерации профсоюзов Беларуси). С момента нарушения администрацией метро коллективного договора, оба профсоюза начали действовать сообща и призывали руководство предприятия к переговорам[1]. Однако, администрация всячески отказывалась от предложений профсоюзов. В связи с отказом руководства метрополитена от переговоров о выполнении коллективного договора и заключении нового тарифного соглашения, на собрании членов первичной профсоюзной организации Свободного профсоюза Белорусского был принято решение о проведении забастовки с 6 июля 1995 года[2][3]. Но забастовка не начиналась, поскольку работники всё ещё надеялись на решение трудового спора путем переговоров, однако администрация принципиально отказалась от решения конфликта[3].
В это же время в Гомеле началась забастовка водителей троллейбусного парка[4], к которым 15 августа присоединились водители троллейбусного депо №1 в Минске[3]. Также, бастующие водители троллейбусов обратились за поддержкой к работникам Минского метрополитена, исходя из чего профсоюзным активом метро было вновь принято решение о проведении стачки.
17 августа в знак солидарности с бастующими водителями, к забастовке присоединились работники Минского метрополитена. Поскольку в забастовке участвовали как машинисты электропоездов Московской линии Минского метрополитена, так и водители троллейбусного депо №1, которые обслуживали одну и ту же транспортную артерию города – проспект Франциска Скорины – движение по одной из основных магистралей Минска было парализовано. Отреагировав на забастовки, 18 августа власти экстренно выплатили зарплатные задолженности водителям, после чего последние прекратили стачку[3][4]. Выход из забастовки водителей троллейбусов позволил властям проводить более жесткую политику в отношении бастующих работников метро.
Уже 19 августа офис Свободного профсоюза Белорусского на площади Свободы, у которого собрались бастующие рабочие, окружили сводные подразделения милиции, внутренних войск и ОМОНа[1].
20 августа президент Республики Беларусь Александр Лукашенко выступил в телепрограмме «Резонанс», на которой заявил, что забастовка в метро организована националистическими силами во главе с Белорусским народным фронтом, а Свободный профсоюз Белорусский сотрудничал с польскими профсоюзами и проводил консультации с американскими профсоюзами[1].
21 августа у офиса Свободного профсоюза Белорусского вновь собрались бастующие рабочие. В этот раз, сотрудники милиции произвели задержания 23-ех забастовщиков. Среди задержанных оказались председатель профкома Свободного профсоюза Белорусского Владимир Макарчук и председатель профкома Федерации профсоюзов Беларуси Николай Канах[1]. Также, позже были задержаны активист БНФ Сергей Антончик и председатель Свободного профсоюза Белорусского Геннадий Быков[5].
Забастовка работников Минского метрополитена была полностью прекращена с помощью специальных милицейских подразделений и с использованием штрейкбрехеров – машинистов элекропоездов с Белорусской железной дороги и машинистов электровозов из Москвы[2][4][6].
21 августа президент Республики Беларусь выпустил указ №336, согласно которому запрещалась деятельность Свободного профсоюза Белорусского и первичной профсоюзной организации Минского метрополитена Профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Республики Беларусь[7]. 8 ноября 1995 года Конституционный суд Республики Беларусь объявил некоторые пункты указа неконституционным (в частности, пункт в отношении приостановления деятельности Свободного профсоюза Белорусского), но только в декабре 1997 года указ был признан недействительным и деятельность двух профсоюзных организаций была возобновлена[8][9][10].
Профсоюзные активисты Геннадий Быков и Николай Канах были приговорены к 10 суткам административного ареста, Владимир Макарчук – к 15 суткам административного ареста[5]. Сергей Антончик был отпущен[9].
С Минского метрополитена, по разным оценкам, было уволено от 56[4][11] до 58[9] рабочих, принявших участие в забастовке.
Забастовка работников Минского метрополитена (1995).