06-07-2023
|
|
Клод Моне | |
Завтрак на траве. 1866 год | |
фр. Le déjeuner sur l’herbe | |
Холст, масло. 130 × 181 см | |
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия | |
Викискладе |
«Завтрак на траве» (фр. Le déjeuner sur l’herbe) — картина французского художника Клода Моне, написанная им в 1866 году. Находится в коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве (Россия).
Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов. На протяжении всей своей долгой карьеры Моне придерживался принципов импрессионизма и именно он считается наиболее последовательным сторонником этой художественной школы, а также одним из самых выдающихся пейзажных живописцев в истории искусства. Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление. Восходящее солнце» 1873 года, в настоящее время находящейся в музее Мармоттан-Моне в Париже. Истоки этого течения восходят к молодости художника, проведённой им в Гавре, где Моне восхищался тем, как маринист Эжен Буден пишет свои картины на открытом воздухе, и впоследствии почерпнул у него эту художественную манеру. После двух лет, проведённых с армией в Алжире с 1860 по 1862 год, он вопреки воле родителей отправился в Париж для того, чтобы учиться живописи. Вместо просиживания в Лувре за копированием полотен старых мастеров, что было традиционной практикой для молодых художников, Моне обратился к работам старших современников, в частности Эдуарда Мане, Камиля Коро и Гюстава Курбе. Именно в Париже Моне крепко сдружился с художниками, которые станут основными членами движения импрессионистов, такими как Камиль Писсаро, Поль Сезанн, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Основы импрессионизма же были заложены именно Моне и Ренуаром, которые в конце 1860-х годов вместе начали писать свои картины на темы природы лишь на открытом воздухе. Являясь сторонником только этой техники, Моне на всю жизнь увлёкся перцепционным отображением действительности, особенно по части изображения вариаций цветовых эффектов света и тени в конкретный час и сезон. Реалистичное изображение световых эффектов основывалось на знании Моне законов оптики, а также его собственных наблюдениях. Примечательно, что часто изображая естественный свет, Моне расчленял его на различные фракции по методу призмы. При этом Моне сознательно отбросил все черные и серые тона из своей палитры, и таким образом полностью отверг академический подход к пейзажной живописи. В то же время, в 1866 году Моне встретил свою будущую жену — Камиллу Донсье, вскоре ставшую одной из его моделей. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына[en]. Родственники Моне назвали такое поведение неэтичным, тогда как он сам из-за своих новаторских полотен был изгнан из академических салонов и стал жить практически в полной нищете[1][2][3][4].
Весной 1865 года, под впечатлением от одной из своих поездок на этюды в Фонтенбло, Моне задумал написать монументальную картину размерами 4 × 6 м для заявки на Парижский салон 1866 года[5][6]. Написание такого полотна рассматривалось художником как вызов самому себе и вместе с тем представителям общественности, которые с сарказмом раскритиковали его картины на Салоне отверженных ещё в 1863 году[5]. Между тем, тремя годами ранее, в 1862 году, Мане создал одноимённую картину, в настоящее время находящуюся в музее Орсе[7]. Появление данной работы на салоне Отверженных эпатировало публику и ознаменовалось скандалом из-за изображения обнажённых женщин в группе одетых людей, среди которых было можно узнать достаточно известных личностей[8][9]. Моне задумал своё полотно в качестве вызова и одновременно дани Моне, избрав ту же тему, но подойдя к ней с другим стилем, которым тоже хотел удивить зрителя, но уже с другой стороны[10][8][11]. Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем[4][12].
|
|
Зимой 1865-1866 годов Курбе с Базилем посетили мастерскую Моне. Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям Гюстава Жеффруа[en], именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном. Между тем Моне и сам знал о трудностях транспозиции эскиза на картину монументальных размеров. Он акцентировал внимание на ярких контрастах, сохранив при этом будто спонтанность сюжета, самый трудный элемент картины. В мае 1865 года Моне писал Базилю: «я думаю только о моей картине» и «думаю, что я схожу с ума». Не успевая закончить полотно для салона, в апреле 1866 года Моне сказал Арману Готье[en] о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, который только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности»[5]. Незадолго до открытия Парижского салона, Моне прекратил работу над почти законченным полотном и не показал его публике[6][5]. Впоследствии, в 1920 году сам художник рассказал, что случилось с картиной: «я должен был заплатить за квартиру, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, увидел, что она успела подгнить». Моне вернул полотно себе в 1884 году и разрезал его на три части[5][6][13]. Правый фрагмент был утерян, а две единственные сохранившиеся левая и средняя части размерами 4,18 × 1,5 м и 2,487 × 2,18 м находятся в коллекции музея Орсе[14][5][15][16]. Творческая неудача с картиной не помешала Моне стать признанным мастером импрессионизма[17].
Одновременно Моне сделал ряд небольших эскизов на пленэре, а уже в мастерской в сентябре 1866 года создал очень тщательно выписанную картину с уменьшенным вариантом композиции, по которой в настоящее время можно с большой точностью восстановить изначальный замысел полотна[6][5][16][13]. Наиболее заметное различие между эскизом и окончательной окраски заключается в замене сидящего безбородого молодого человек на бородатого, имеющего благодаря своей бородке с бакенбардами поразительное сходство с Курбе[5][18]. Для мужских фигур позировал Альберт Ламброн, друг Моне, а женские фигуры, возможно, были списаны им с нескольких женщин, в том числе со своей возлюбленной Камиллы, которая, однако, не ездила в Шайи[fr], где была создана картина[4][9][18]. В настоящее время один эскиз к картине размерами 93 × 68,9 см под названием «Базиль и Камилла» находится в коллекции Алисы Меллон Брюс[en] в Национальной галерее искусства (США)[19]. Там же хранится и зарисовка композиции картины, сделанная Моне в 1865 году и подаренная Базилю[20].
Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 130 × 181 см[6]. На полотне в полный рост изображены 12 фигур полностью одетых людей, которые наслаждаются солнечным днём на освещённой солнцем лесной опушке на фоне природного пейзажа в довольно театральной мизансцене[16][3][8][9]. Лица большинства мужчин отвёрнуты от зрителя, а две дамы и вовсе изображены со спины, что даёт возможность рассмотреть складки их разноцветных, зелёных и жёлтых платьев[9][18]. В отличие от картин классического стиля на полотне Моне люди полностью заняты своей беседой и никак не вступают в контакт со зрителем, лежа на земле или прислонившись к деревьям[10][9]. На одном из них видно вырезанное сердце, символизирующее любовь Камиллы и Моне, которую ему приходилось скрывать от осуждения родственников, доказательство чего может служить сидящий за деревом мужчина, в котором художник, вероятно, вывел своего собственного отца, шпионящего за возлюбленными[4]. Художник сделал главными героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник, при этом его интересовало не написание бытовых деталей, а запечатление игры свободным мазком рефлексов солнечного света на листве, платьях дам, постеленной на траве скатерти[6][4]. Изображение природы, естественный свет, видимый на волосах и плечах людей, размытие цвета на тщательно прорисованных листьях деревьев — всё это характеризуется импрессионистической техникой, получившей сильное развитие в творчестве Моне и ставшей его главным художественным стилем[21][10][4]. Композиционно картина схожа с другой работой Моне того же периода под названием «Женщины в саду» (музей Орсе)[22], на которой он также изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света[3], а помимо этого и такие же женские платья[4]. В настоящее время критики оценивают картину как шедевр Моне и его дебют в импрессионизме, ознаменовавшийся настоящей революцией в истории искусства[17][23]. Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в работе Моне «Женщины в саду»[4].
Картина была куплена лично у Моне московским промышленником и меценатом Сергеем Щукиным, активно собиравшим работы тогда ещё непонятных общественности импрессионистов, которые он выставлял на открытое обозрение публики в доме Трубецких. После русской революции Щукин эмигрировал во Францию, а его коллекция в 1918 году была национализирована по декрету Ленина и целиком передана в новосозданный Государственный музей нового западного искусства. В 1930-е годы некоторые работы были проданы за границу, а в 1948 году, после ликвидации музея по решению Сталина, собрание Щукина было разделено между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, куда и попал «Завтрак на траве»[24][25][26][27][28]. В настоящее время картина под номером Ж-3307 находится в галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков[6].
В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонируется в «Фонде Луи Виттона[fr]» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари[fr] при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой[29][26][17][30]. В день открытия выставку посетил президент Франции Франсуа Олланд[31], в то время как предполагавшийся визит президента России Владимира Путина был отложен[32].
Завтрак на траве (картина Моне).