18-10-2023
Ананий Зайончковский | |
Ananiasz Zajączkowski | |
Могила Анания Зайончковского на караимском кладбище в Варшаве |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Страна: | |
Научная сфера: | |
Место работы: |
Варшавский университет, Институт востоковедения Польской академии наук |
Учёная степень: | |
Альма-матер: | |
Научный руководитель: |
Ана́ний Ахиезерович Зайончко́вский (Ана́ниаш Зайончко́вский; польск. Ananiasz Zajączkowski; 12 ноября 1903, Вильна — 6 апреля 1970, Рим) — выдающийся учёный, польский востоковед, академик Польской АН (ПАН) (1952), профессор Варшавского университета (с 1935).
Содержание |
Его родители — Александр (Ахиезер) Зайончковский и Эмилия Безикович. В 1915 году, во время Первой мировой войны, семья Зайончковских переехала в Крым, на землю своих предков. Родители отдали Анания в симферопольскую гимназию. Архивировано из первоисточника 19 мая 2012. В старших классах юноша настолько увлёкся театром, что на летних каникулах организовал любительскую труппу, которая объездила со своими спектаклями весь южный берег. В этих постановках Ананий играл роли Отелло, Онегина и Чацкого.
По окончании войны семья Зайончковских вернулась в Литву, которая стала независимой страной. Аттестат зрелости, выданный в Симферополе, был признан неполноценным и Зайончковскому пришлось несколько лет доучиваться в виленской гимназии имени Зыгмунат Августа.
В 1929 году в Ягеллонском университете Ананий Ахиезерович защитил докторскую диссертацию.
Общественная и научная деятельность Анания 3айончковського очень многогранна: он возглавлял кафедру тюркологии в Варшавском университете, с 1953 по 1968 годы он занимал пост директор института востоковедения ПАН, вёл целый ряд курсов по арабистике и иранистике, редактировал знаменитый журнал «Myśl Karaimska».
Ананий Зайончковский является автором многих работ по языкам, истории и культуре тюркоязычных народов. Важнейшие исследования посвящены анализу этнического состава государства мамлюков, Хазарского каганата, Золотой Орды, а также изучению путей расселения тюркских народов, староосманских литературных памятников и турецкой палеографии.
Вместе с тем, наиболее важное место в его творчестве занимают работы, посвящённые вопросам истории, религии и культурного наследия караимов. Настоящей энциклопедией считается фундаментальное исследование А. 3айончковского «Караимы в Польше» (Варшава-Париж, 1961 , на английском языке). Достоен упоминания библиографический очерк «Караимская литература» (1926), в котором описаны венецианские старопечатные XVI века и караимские памятники, напечатанные в Чуфут-Кале, начиная с 30-х годов XVIII века. Учёный исследовал также историю крымских татар и караимов Волыни.
В 1926 году известный польский востоковед Тадеуш Ковальский обратился с пламенным словом к молодым учёным:
Караимский язык всё ещё должным образом не изучен, во всяком случае исследован не так, как того заслуживает с точки зрения своего научного значения. С этой задачей лучше мог бы справиться коренной караим, который знает язык с детства, но это удастся только в том случае, если он будет должным подготовлен и сможет опираться в своей работе на научный метод. Выполнение этой задачи является почётным долгом перед своим народом. Быть может, среди караимской молодежи, которая сейчас так горячо борется за приумножение и сохранение всего, что родители оставили им в наследство, найдётся тот, кто примет эти слова близко к сердцу. |
Одним из первых на искренний призыв откликнулся Ананий 3айончковский, который затем несколько десятилетий неустанно работал в этой области.
Умер учёный 6 апреля 1970 года. В тот день он собирался уехать из Рима в Неаполь, но в вагоне произошел инфаркт. Похоронен на караимском кладбище в Варшаве.
|
|
---|---|
Ковальский, Ян Тадеуш | Зайончковский, Ананий Ахиезерович | Прик, Ольга Яковлевна | Шапшал, Сергей Маркович | Баскаков, Николай Александрович | Мусаев, Кенесбай Мусаевич | Генрик Янковский |
Зайончковский, Ананиаш.