14-07-2023
|
|
Василий Поленов | |
Заросший пруд, 1879 | |
Холст, масло. 77×121,8 см | |
Государственная Третьяковская галерея, Москва |
«Заро́сший пруд» — картина русского художника Василия Поленова (1844—1927), написанная в 1879 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 77 × 121,8 см[1][2].
Картина была выставлена на 7-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») в 1879 году[3], вместе с другой картиной Поленова — «Бабушкин сад».
Вид, изображённый на этой картине, обобщает разные впечатления художника. Один из этюдов для этой картины был написан Поленовым в 1877 году, когда он проводил лето в деревне Петрушки под Киевом[4]. На картине изображена часть пруда и мостик, подходящий к нему. На переднем плане — берег с зелёной травой и ромашками, на заднем плане — тёмный лес, у края которого в тени стоит скамейка, на которой сидит женщина. Бо́льшая часть картины, включая поверхность воды и растительность, написана с помощью разнообразных оттенков зелёного цвета. В верхнем левом углу картины виден небольшой кусочек голубого неба с облаками[5].
Исследователь творчества Поленова, искусствовед Тамара Юрова так писала про эту картину[6][7]:
Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова–колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зеленого цвета. Тонко разработанная в оттенках зеленая гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нем и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в "Московском дворике". Картина "Заросший пруд" завершала определенный этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости. |
А искусствовед Элеонора Пастон так писала в своей монографии о творчестве Василия Поленова[5]:
В другом пейзаже Поленова 1879 года «Заросший пруд» возвышенно-мечтательное настроение художника нашло выражение в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости. Это настроение подчеркнуто неподвижно задумчивой фигуркой женщины, белое платье которой одиноко выделяется в темной глубине деревьев. Могучие деревья парка, шатром окружающие хрупкую женскую фигурку, служат надежным убежищем. Лирика пейзажного мотива очерчивается более ярко благодаря единству настроения мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу. Уход от тягот действительности в мир природы - тема, воплощение которой мы видим в этом пейзаже, - позже получит развитие и в творчестве самого Поленова конца 1880-1890-х годов... |
Поленов также написал уменьшенный вариант картины «Заросший пруд»[8] (датируемый 1880 годом), только со стоящей женщиной — на этой картине художник изобразил свою сестру-близнеца Веру Дмитриевну Хрущёву[9] (1844—1881, встречается также написание "Хрущова"[10]). Иногда полагают, что она же была изображена на картине 1879 года в качестве сидящей женщины[4].
Заросший пруд (картина Поленова).