09-05-2023
ЗиФ-31 | |
---|---|
ЗИФ-31 в Техническом музее Тольятти |
|
Тип: | корабельная артиллерия |
Страна: | СССР |
История производства | |
Конструктор: | ЦКБ-7 |
Производитель: | завод № 7 |
Годы производства: | 1954 |
Варианты: | ЗиФ-31С, ЗиФ-31Б, ЗиФ-31БС |
Характеристики | |
Масса, кг: | 10800 |
Длина, мм: | 78,7 клб |
Калибр, мм: | 57 |
Угол возвышения: | от -10° до +85° |
Угол поворота: | 200° |
Скорострельность, выстрелов/мин: |
50 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
1020 |
Максимальная дальность, м: |
8420 |
Прицел: | АЗМ-57-2 (только ЗиФ-31Б и ЗиФ-31БС) |
Изображения на ВикискладеЗиФ-31 |
ЗиФ-31 — 57-мм спаренная зенитная корабельная артустановка, состоявшая на вооружении ВМФ СССР. Создавалась в четырёх вариантах: ЗиФ-31, ЗиФ-31С, ЗиФ-31Б и ЗиФ-31С.
Содержание |
Установка была спроектирована в ЦКБ-7. Качающаяся часть для неё с небольшими изменениями была взята от зенитного орудия СМ-24-ЗИФ1. Опытный образец был изготовлен заводом № 7 и к 30 ноября 1954 прошел все заводские и государственные полигонные испытания в объеме около 3000 выстрелов. Опытный образец установки ЗиФ-31Б (заводской № 102) был изготовлен заводом № 7 в 1954 году, а после контрольных полигонных испытаний в объеме около 600 выстрелов опытный образец был направлен и на корабельные испытания.
Государственные корабельные испытания ЗиФ-31Б проходили в два этапа: с 30 ноября по 31 декабря 1954 и с 28 марта по 15 апреля 1955. Корабельные испытания были совмещены с государственными испытаниями головного корабля пр.561 водоналивного транспорта «Водолей №8». По результатам испытаний практическая скорострельность при очереди 45 выстрелов разнилась: у левого автомата она составляла 75 выстр/мин, а у правого автомата всего 53 выстрела в минуту. Время загрузки стеллажей (по 51 выстрел на автомат) двумя подносчиками из кранцев составляло 2 минуты 10 секунд. Для охлаждения стволам придавался угол вертикальной наводки в +15°, установка разворачивалась за борт. Цикл охлаждения водой составлял 1 мин. 36 сек, из них самохлаждение — 1 минута.
Установка ЗиФ-31Б была принята на вооружение приказом главкома ВМС № 0068 от 28 февраля 1956. Производство установки продолжалось и в 1960-х годах. Согласно заключению комиссии для использования артустановки рекомендовалось следующее:
Использование ЗиФ-31Б на корабле пр.561 возможно при состоянии моря до 5 баллов. При стрельбе ночью сильное пламя. Принятый в 1957 году осколочно-трассирующий снаряд имеет время самоликвидации 13-17 с, что недостаточно, должно быть 20-22 с, чтобы обеспечить дальность стрельбы по воздушным целям до 7500-8000 м. Для стрельбы по морским целям надо ускорить разработку фугасного снаряда.
На вооружении ВМФ состояли три модификации установки: ЗиФ-31С, ЗиФ-31Б и ЗиФ-31БС. Они в основном различались наличием дистанционного управления и двигателями приводов вертикальной и горизонтальной наводки. Двигатели ЗиФ-31 и ЗиФ-31Б работали на переменном трехфазном токе с напряжением 220 и 380 В, а у установок ЗиФ-31С и ЗиФ-31БС это напряжение при постоянном токе составляло 220 В. Установки ЗиФ-31 и ЗиФ-31С имели дистанционное управление от ПУС «Фут-Б», а ЗиФ-31Б и ЗиФ-31БС не имели дистанционного управления и вели огонь только по прицелу АМЗ-57-2.
Автоматическая корабельная артиллерия СССР и России | ||
---|---|---|
|
||
|
||
|
ЗиФ-31.