27-04-2023
Давид Зильберман | |
Давид Бениаминович Зильберман | |
Давид Зильберман в Бостоне, 1976 г. |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Язык(и) произведений: |
русский, английский |
Школа/традиция: |
вне школ |
Основные интересы: |
индология, теоретическая социология, метафилософия, |
Значительные идеи: | |
Оказавшие влияние: | |
Испытавшие влияние: |
Дави́д Беньями́нович Зильберма́н (англ. David B. Zilberman, 25 мая 1938, Одесса — 25 июля 1977, Бостон) — советский и американский философ, индолог, социолог культуры.
Содержание |
Родился в семье инженера в Одессе. Окончил школу с золотой медалью. Поступить в Политехнический институт не смог из-за еврейского происхождения. Получил техническое образование (Одесский гидрометеорологический институт, 1962), с 1962 по 1966 год по распределению работал метеорологом в аэропорту недалеко от Ашхабада, брал уроки санскрита у жившего в Ашхабаде переводчика «Махабхараты» Б. Л. Смирновае. При этом однако не разделял его теософские воззрения. Познакомился с астрономом К. Любарским, который позже стал известным деятелем правозащитного движения.
В 1966 году заболел болезнью Боровского и вернулся в Одессу. После выздоровления работал в различных организациях, в том числе патентоведом в "Черноморском ЦПКБ 3". Продолжал самостоятельные занятия философией и восточными языками, вступил в брак. Участвовал в работе философского кружка А. И. Уёмова в Одесском университете. Переводил с древнегреческого.
В 1968 году познакомился в Москве с Г. П. Щедровицким и по его рекомендации принят в аспирантуру Института конкретных социальных исследований АН СССР (научный руководитель — Ю. А. Левада). В аспирантские годы (до 1972) участвовал в семинарах Московского методологического кружка и в социологическом семинаре Ю. Н. Левады, переводил литературу по индуизму, публиковал статьи на ту же тему. Был автором нескольких статей в "Большой советской энциклопедии". Некоторые его переводы индийских философских текстов распространялись в самиздате. Диссертацию "к пониманию культурной традиции" по окончании аспирантуры защитить не удалось в связи с реорганизацией сектора (фактически, "разгоном" группы Ю. А. Левады). В феврале 1972 г. открыл философский метод "модальная методология". Богатые возможности его применения стали одной из основных исследований Зильбермана в последующие годы. На основе этого метода разработал метод сравнения культурных традиций. В связи с публикацией за рубежом статьи о каббале (1972) попал под особое наблюдение КГБ. После окончания аспирантуры был вынужден вернуться из Москвы в Одессу, не мог найти постоянную работу. Зарабатывал переводами с английского. В это же время начался "разгон" исследовательской группы Ю. А. Левады в ИКСИ, из-за чего официальная защита подготовленной Зильберманом диссертации оказалась невозможна. В ноябре 1973 года эмигрировал с семьёй в США.
"Индийская философия" (в соавторстве с А. Пятигорским. Том 10); "Культура" (в соавторстве с В. Межуевым. Том 10); "Йога" (в соавторстве с А. Пятигорским. Том 11); "Локайята" (том 16); "Нагарджуна" (том 15); "Ньяя" (том 18).
С 1973 года жил в США, читал лекции по философии и антропологии в Нью-Йоркском университете, преподавал индийскую философию в университете Чикаго, последние два года жизни был профессором департамента истории идей Брандейского университета, жил в г. Ньютон. Читал лекции по истории индийской и западной философии. С помощью модальной методологии анализировал философские традиции классической Индии и европейскую философию Нового времени. Планировал проведение длительного исследования в Индии в 1997-1978 годах. Одновременно начал работу над фундаментальным исследованием советской философии (рукопись под названием "Московская школа методологии" осталась незаконченной). Весной 1977 года сообщение о возможном увольнении профессора Зильбермана вызвало в Брандайском университете двухдневные студенческие волнения.
Погиб в дорожной аварии 25 июля 1977 г. Супруга — Елена Мичник-Зильберман. В настоящее время живёт во Флориде. Сестра, Раиса Зильберман, живёт в Чикаго. Ряд современных философов в Москве, Одессе и Санкт-Петербурге считают себя его учениками.
Автор трудов по индийской философии, философии каббалы, современной социальной антропологии, философской эпистемологии, типологии культур по их отношению к традиции. Лишь малая их часть опубликована на английском и русском языках. Архив Зильбермана находится в Центре философии и истории науки Бостонского университета. Их исследованием и публикацией занимается сотрудник университета Елена Гурко. Рукописи, которые он не смог вывезти во время эмиграции, хранятся в личных архивах друзей Зильбермана в Москве и Санкт-Петербурге.
В период своего сравнительного краткого пребывания в Москве Зильберман активно общался с философами и социологами, входившими в разные сообщества. Среди его близких собеседников были Александр Пятигорский, Олег Генисаретский, Евгений Шифферс, Георгий Щедровицкий, Юрий Левада, Октябрина Волкова, Дмитрий Сегал. После эмиграции Зильберман поддерживал активную переписку с ними. Часть её опубликована В. И. Рокитянским вместе с письмами Зильбермана Ю. Леваде и Е. Шифферсу. Александр Пятигорский посвятил Зильберману одну из основных своих книг "Мышление и наблюдение", указав, что она написана в продолжение их диалогов в Москве в начале 1970-х гг.
Зильберман, Давид.