28-09-2023
Зорикто Доржиев | |
Зорикто Бальжинимаевич Доржиев | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Отец: |
Бальжинима Доржиев |
Мать: |
Римма Доржиева |
Зорикто Бальжинимаевич Доржиев (1976 г., Улан-Удэ) — бурятский художник.[1][2]
Содержание |
Родился в семье художников Риммы и Бальжинимы Доржиевых.
В 1996 году окончил Бурятское республиканское училище культуры и искусств, а в 2002 году с отличием окончил Красноярский государственный художественный институт, кафедру живописи (мастерская А. М. Знака). В период 2003—2005 стажировался в творческих мастерских Российской академии художеств отделения «Урал, Сибирь, Дальний Восток» под руководством А. П. Левитина в Красноярскe. Участник многих региональных, российских и международных выставок.
В сентябре 2012 года уличная экспозиция работ Доржиева (на больших металлических панно) была открыта на главной площади Улан-Удэ.[17]
Зорикто Доржиев создаёт живописные и графические работы, видеоарт, скульптуру, костюмы. Участвовал в создании костюмов к фильму «Монгол».[3] Также участвовал в работе над кинофильмами «Небесные жёны луговых мари» (режиссёр А. С. Федорченко), «Дом Солнца» (режиссёр Гарик Сукачёв).
Зорикто Доржиев иллюстрировал несколько книг, в том числе «Жестокий век» Исая Калашникова.
В 2011 году Доржиев представил разработанную для iPad книгу-приложение «ZORIKBOOK».[18][19]
Его тема, это — тема Великой Степи... Зорикто сумел отказаться от узко национального видения, уйти от чистого этнографизма, увидев в Великой Степи некое обобщение, а в населяющем ее народе — общий для всех образ Кочевника. Человек, образованный академически, он ищет и находит для такого необычного содержания более чем современную форму. Это — свой путь, со своей, ни на кого не похожей, линией рисунка, фактурой, необычным цветовым решением, метафоричностью образов, за которыми проступают особенности буддийского восприятия жизни. Кочевники, воины, богатыри, восточные женщины — любимые сюжеты Доржиева. В основном художник пишет маслом, но использует также смешанную технику, добавляя золотую фольгу и акриловые краски.[6] |
Работы Зорикто Доржиева хранятся в частных собраниях в России, США, Германии, Австралии.
Основным художественным приёмом Зорикто выбрал гротеск. Через причудливое сочетание вымышленного и реального, комичного и грустного художник создает особый мир жизни бурят на земле. И убеждаешься, что нет ничего более демократичного и понятного как через добрый юмор показать целостную картину мира. Интуитивно чувствуя всеобщую усталость от концептуализма, он возвращает зрителей к теплой, подчас домашней камерности, рядом с которой так комфортно жить.[3] |
На полотнах художника часто присутствует образ кочевника. Зорикто это объясняет следующим:
Кочевник для меня — созерцатель. Не турист, который ищет новых ощущений, и не искатель лучшей жизни. Скорее это поэт, художник, философ. Как правило, он одинок. В одиночестве легче размышлять. С кем поделиться своими мыслями и открытиями? Рано или поздно в степи встретишь других кочевников. Ну, что? За встречу? |
Зорикто Доржиев.