15-10-2023
Игбо | |
Портреты игбо |
|
Современный ареал расселения и численность | |
---|---|
Всего: около 30 млн человек |
|
Язык | |
Религия | |
Родственные народы |
Игбо (или ибо, самоназвание — «лесные жители») — народ в юго-восточной Нигерии. Численность ок. 26 млн чел. Говорят на языке игбо, принадлежащем к бенуэ-конголезской семье языков нигеро-конголезской макросемьи.Сегодня, большинство из них говорят на английском наряду с игбо (результат британского колониализма).
Игбо являются одной из крупнейших и наиболее влиятельных этнических групп в Нигерии. В связи с последствиями миграции и трансатлантической работорговли потомки этнических групп игбо осели в таких странах, как Камерун и Экваториальная Гвинея, а также за пределами Африки. Их точное число за пределами Африки, неизвестно, но сегодня многие афро-американцы и люди афро-карибского происхождения — игбо. В сельской местности игбо в основном фермеры. Наиболее важной клубневой культурой является ямс; празднования в честь сбора урожая ямса проходят ежегодно. Другими незаменимыми сельско-хозяйственными культурами являются маниока и таро.
До британской колонизации, игбо были политически фрагментированными группами. Существовали изменения в культуре, например, в художественных стилей, одежды и религиозной практики. Подгруппы народа игбо образовывались по принадлежностям к кланам, родам, к какой либо деревне или по языковым критериям, например, к диалекту. Существовало не так много централизованных союзов племён, наследственной аристократии, монархии исключения составляли такие королевства как NRI, Агбор и Онитша. Эта политическая система значительно изменилась после прихода британский колонизаторов в 19 веке; Власть короля (Эз) была введена в большинство местных племён. Чинуа Ачебе написал книгу «Разные вещи», в которой описал культуру и изменения в обычаях в колониальный период.
К середине 20-го века у игбо развилось сильное чувство национальной идентичности. Некоторые конфликты с другими нигерийскими национальностей привело к тому что игбо стало доминирующей этнической группой в Восточной Нигерии вышедщей из Нигерии для создания независимого государства Биафра, что привело к Гражданской войне в Нигерии (6 июля 1967 — 15 января 1970) . С поражением игбо, Республика Биафра была абсорбирована Нигерией. Сектантские организации продолжают ненасильственную борьбу за создание независимого государства игбо.
Среди представителей народа игбо — многие известные политические деятели Нигерии, а также британский писатель, моряк и борец за отмену работорговли Олаудах Экиано.
Содержание |
Керамика, датируемая 4500 году до н. э., показывает сходство с более поздней работой игбо, которая была найдена в Нсукка, а также была найдена глиненая посуда и инструменты в соседнем Ibagwa. В 1970-ых годах окрестности городов Оверри, Аука, Уди, Орлу признали «сердцем игбо» от языковых до культурных доказательств.
Существует мнение, что предки игбо и большинство их соседей, принадлежащих к прото-ква группе, пришли из африканских Великих озёр и гор Луны из Восточной и Центральной Африки, прежде чем остановится на месте где сейчас господствует Сахара. Опустынивания вынудили людей мигрировать дальше на юг и на север к слиянию Нигера и Бенуэ, где развивалась культура Нок.
Элементы людей Ква мигрировали к югу от этого слияния, а затем распались на народы йгала, йдома, йоруба, игбо. Ква-люди расселились в северной части Центральной возвышенности (Нсукка-Аука-Орлу) в 5000 году до н. э. Группы из области города Орлу мигрировали на юг, восток и северо-восток, из Аука мигрировали на запад через реки Нигер и стали образовали подгруппу игбо теперь известной как Anioma.
Народ игбо был сильно фрагментирован и политически независим, то есть, разделён на отдельные независимые друг от друга общины. Культура европейцев и воздействие других соседних этнических групп даёт основание считать, что игбо не имеют ярко выраженную индивидуальность как один народ.
Основываясь на прочтении «Интересной повести жизни Olaadah Equiano, или Густава Вазы, одного африканца» историк Александр Х. Берд утверждает, что этническая идентичность игбо находит свои корни в рабстве, игбо продавали в так называемых «зонах ожидания» и из прибрежных городов Западной Африки. Британские и другие европейские учёные определили игбо как племя, так же как и со случаями с другими этническими группами. У игбо нет официального признания своего физического состояния.
Северные, или онича (абаджа, элугу, нри аука), южные, или оверри (икверри, исома, оратта), западные (ика, огба, экпейе, эгбема), восточные (аро, ада, афикпо) и северо-восточные (огу уку, изи, икво-мгбо).
Говорят на языке игбо группы ква нигеро-кордофанской семьи. Наиболее распространённые диалекты онича и оверри. На основе онича развивается литературный язык («стандартный игбо»), существует также «объединённый игбо», созданный в 1915 миссионерами на базе диалектов онича, оверри, бонни, ингвана и арочуку. Многие другие диалекты обладают собственными письменными традициями. Письменность на латинской графической основе.
Этногенез игбо не изучен. Существуют различные гипотезы об их происхождении (некоторые авторы утверждают, что предки игбо пришли из Египта). Этногенетические легенды свидетельствуют о давних хозяйственно-культурных связях игбо с йоруба, ибибио, бини, игала и др.
Основное занятие игбо — ручное переложное земледелие (ямс, маниок, кукуруза, овощи и др., в районах Онича и Оверри также рис). Основные орудия — мотыга и ножи нескольких видов. В южных районах главной культурой является масличная пальма (экспортное масло в основном вывозится из района Оверри). Развита заготовка древесины, наиболее ценные её породы идут на экспорт. Игбо занимаются также рыболовством, торговлей, сбором дикорастущих плодов хлебного и других деревьев, ягод, лекарственных трав и растений. Скотоводством занимаются мало, так как большие районы заражены мухой цеце. Крупный рогатый скот очень ценится и имеет главным образом ритуальное значение. Развиты ремёсла: кузнечное, гончарное, ткацкое, плетение, деревообработка, резьба по дереву. У нриаука кузнечным ремеслом занимается большинство мужского населения. У игбо широко развито отходничество.
Традиционное поселение состоит из большого числа домохозяйств, отстоящих (иногда довольно далеко) друг от друга. Домохозяйства объединяются в крупные населенные пункты до 8 тыс. жителей. В некоторых районах с высокой плотностью населения поселения тянутся на многие километры. Домохозяйство состоит из нескольких хижин и окружено глиняным забором. Количество хижин зависит от числа членов семьи и состоятельности хозяина.
Существует несколько типов жилищ. Традиционное жилище прямоугольное или круглое в плане. Стены сооружаются из жердей, которые обмазываются глиной. Крыши покрываются травой, пальмовыми листьями, рифлёным железом. В северных районах жилища глинобитные. У западных игбо и в районе Онича — прямоугольные в плане, стены из глины, крыша двускатная или четырёхскатная, крытая травой или пальмовыми листьями. В районе Огоджи жилище квадратное или круглое в плане, с конусообразной, крытой травой крышей. Стены строят либо из жердей, которые затем обмазывают глиной, либо только из глины. В некоторых районах наружные стены жилища украшаются орнаментом в виде мозаики из осколков тарелок, ракушек и т. д. Распространяется новый тип жилища — прямоугольный в плане дом с окнами и дверями. Традиционный тип — однокамерная нерасчленённая постройка — уступает место многокамерным. На участке имеются хозяйственные постройки, хранилища для продуктов.
Традиционная одежда: у мужчин — поверх рубахи широкая просторная накидка, женщины носят кофты, а юбкой служит кусок материи вокруг бёдер. Распространена также европейская одежда, особенно в городах.
Основная пища растительная — ямс, кокоямс, маниок, кукуруза (каши, похлёбки), различные овощи, а также рыбная. Для приготовления пищи используют масло масличной пальмы, острые приправы.
У игбо сохраняются многие фольклорные праздники и практически все жанры устного народного творчества. Прикладное искусство представлено разнообразными масками (абстрактными, антропоморфными, янусовидными масками-шлемами), тотемными столбами икенг, глиняной и деревянной скульптурой.
Благодаря деятельности миссионеров игбо в XIX в. были обращены в христианство. Определенную роль продолжают играть традиционные верования. Известные тайные общества: Ммво (Мво), Экпе. Общество Экумеку с 1898 по 1911 гг. оказывало сопротивление установлению британского колониального управления в регионе.[1] Евреи Игбо — небольшая часть нигерийской народности игбо, претендующая на еврейские корни и исповедующая иудаизм. Евреи игбо считают себя потомками североафриканских (возможно, египетских) евреев, переселившихся на запад Африки. Предания евреев игбо гласят, что это переселение произошло ок. 1500 лет назад.
Некоторые источники отождествляют евреев Игбо с потомками трёх потерянных колен Израилевых — Гада, Завулона и Манассии.
Община евреев Игбо поддерживает контакты с еврейскими организациями в других странах (в том числе в США и Израиле) и получает от них материальную поддержку.
Многие игбо придерживаются традиционных верований и культов. Главным духом считается Чуку («Великий дух»), его дети — Аньяху (дух солнца), Ива (дух неба), Але (дух земли). Широко распространены культы предков (ндичие), воды, духа плодородия (Аджоку), а также магия, колдовство и ведовство, знахарство.
Практикуются скарификация, обрезание и клитородектомия. Близнецов в прошлом боялись и умерщвляли.
Игбо — глубоко религиозные люди, которые верят в доброжелательного Творца, обычно называемого Chukwu (Chiukwu, Chineke, Obasi di n’elu и т. д.) который создал видимую вселенную (uwa). Его именуют Chi-Ukwu (Большой Бог Chukwu), Chukwuka (Высший Бог), Onyekachukwu (Кто Больше Чем Бог), Ifeanyichukwu (Ничто Не Вне Власти Бога), Chukwunweike (В Боге Вся Сила).
Бог олицетворяет два главных принципа:
(1) Принцип Творения (Chi-Okike; Chineke)
(2) Принцип Абсолюта (Chi-Ukwu; Chiukwu).
История Игбо говорит, что происхождение людей началось в Игболенде, когда Бог (Chukwu) сотворил первых людей Eri и его жену Nnamaku и послал их на землю (в Aguleri). От этих людей произошли первые кланы Игбо — Umueri и Umunri. Как гласит Предание Игбо, Бог некогда был близок к людям, но затем вознесся на небо, так как женщина имела обыкновение тыкать ее пестиком в небо при измельчении её foofoo поздно ночью и это волнение вынудило Бога отдалиться. Поэтому возникли такие выражения Игбо, как: Mmadu bu chukwu a na afu anya n’uwa (Человек — Бог в мире) и Madu bu chi ibe ya (Человек — Бог другому человеку). Оба выражения подразумевают, что люди также могут иметь большую жизненную роль, влияя на судьбы других.
Традиционное понимание мира Игбо религиозно и целостно. Религия является основной философией Игбо, а философия религией. Люди Игбо (Ndiigbo) не обращают в свою веру. Религия является делом личным: «Mu na Chi m» («я и мой Бог»). В Игболенде религия не организованна и не централизованна; это — Традиция. Подобно исламу, это — образ жизни.
Космос Игбо состоит из 4 сложных элементов: «Okike» (Творение), «Alusi» (Сверхъестественные Существа), «Mmuo» (Дух) и «Uwa» (Мир). Uwa делится на «Igwe» (Небо) и «Ala» (Землю), где живут «Mmadu» (люди).
Игбо являются одной из немногих этнических групп в Африке, которая никогда не имела централизованного руководства. Королевство NRI это древнее королевство в Нигерии. Существуют сотни различных подгрупп народа игбо.
Некоторые люди из народа Игбо считают, что они являются одними из десяти потерянных колен евреев . Во всём мире игбо насчитывается около 30 миллионов человек.
Народ Игбо был одной из наиболее распространенных этнических групп порабощеных в результате трансатлантической работорговли.
Многие люди афро-карибского происхождения и афро-американцы могут проследить свою родословную до народа Игбо. Реки Нигер протекает через Игболенд.
Основная пищевая культура Игбо — ямс.
Одни из самых сложных бронзовых изделий были найдены в городе Игбо.
Igbo 101: Facts Little Told By Ogaranya Uju Nkwocha Afulezi, Ph.D., Duru Akwukwo III Ndi Umuohiagu
Это заготовка статьи о народах мира. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Игбо (народ).