06-10-2023
Митрополит Иларион | ||
|
||
---|---|---|
c 18 мая 2008 года | ||
Избрание: | 12 мая 2008 года | |
Церковь: | Русская православная церковь заграницей | |
Предшественник: | Лавр (Шкурла) | |
|
||
c 20 июня 1996 года с 18 мая 2008 года — временный управляющий |
||
Предшественник: | Алипий (Гаманович) | |
|
||
декабрь 1995 — 20 июня 1996 | ||
Предшественник: | Григорий (Граббе) | |
|
||
10 декабря 1984 — декабрь 1995 | ||
Предшественник: | Григорий (Граббе) | |
Преемник: | Гавриил (Чемодаков) | |
Имя при рождении: | Игорь Алексеевич Капрал | |
Рождение: | 6 января 1948 (64 года) Спирит-Ривер, Альберта, Канада |
|
Отец: | Алексей Капрал | |
Мать: | Ефросинья Касянюк | |
Принятие священного сана: | 4 декабря 1975 года | |
Принятие монашества: | 2 декабря 1974 года | |
Епископская хиротония: | 10 декабря 1984 года | |
Награды: |
|
|
Митрополит Иларион на Викискладе
|
Митрополит Иларио́н (в миру Игорь Алексеевич Капра́л; 6 января 1948, Спирит-Ривер (англ.), Альберта, Канада) — епископ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ); с 18 мая 2008 года митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ, — первый в её истории утверждённый на должности Священным Синодом Московского Патриархата.
С 20 июня 1996 до мая 2008 года был архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским. С 17 мая 2007 года (подписания Акта о каноническом общении РПЦЗ и Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) вошёл также в состав епископата последней.
Тезоименитство — 21 октября по юлианскому календарю (преподобного Илариона, схимника Печерского).
Содержание |
Родился 6 января 1948 года в Спирит-Ривер в Канаде. Родители происходили из деревни Обенижи Волынской губернии (мать в девичестве — Ефросиния Касянюк). В 1929 году, когда Волынь была в составе Польши, родители эмигрировали в Канаду, где получили в провинции Альберта 160 акров земли и 100 долларов наличными, а также молоток и топор для строительства дома[1].
В 1966 году закончил гимназию. С ранних лет посещал Свято-Троицкую русскую церковь, расположенную неподалеку от Спирит-Ривер; в приходе, перешедшем в 1959 году в юрисдикцию Московского Патриархата[2], были сильны украинские автокефалистские настроения. Его духовником был Савва (Сарачевич), епископ Эдмонтонский.
В 1967 году, 19-и лет, поступил в Свято-Троицкую Духовную Семинарию в Джорданвиле, штат Нью-Йорк.
По окончании семинарии в 1972 году, поступил в Свято-Троицкий монастырь послушником.
2 декабря 1974 года был пострижен в рясофор с именем Иларион в честь преподобного Илариона схимника Печерского.
4 декабря 1975 года архиепископом Аверкием (Таушевым) († 1976), у которого был келейником, был рукоположён во иеродиакона.
В 1976 году епископом Манхеттенским Лавром был рукоположён во иеромонаха; в том же году окончил Сиракузский университет, где был удостоен звания магистра славянских наук и русской литературы.
Был редактором английской версии журнала «Православная жизнь», работая одновременно наборщиком в монастырской типографии.
10 декабря 1984 года был хиротонисан во епископа Манхеттенского, викария Восточно-Американской епархии. Хиротонию совершил митрополит Филарет (Вознесенский) в сослужении архиепископа Чикагского и Детройтского Серафима (Иванова), архиепископа Лос-Анджелосского и Южно-Калифорнийского Антония (Синкевича), архиепископа Монреальского и Канадского Виталия (Устинова), архиепископа Сиракузского и Троицкого Лавра (Шкурлы), архиепископа Сиднейского и Австралийской-Новозеландского Павла (Павлова), епископа Вашингтонского Григория (Граббе), епископа Берлинского и Германского Марка (Арндта) и епископа Кливлендского Алипия (Гамановича)[3]. Окормлял приходы в штате Пенсильвания.
Собором епископов был утверждён в должности Заместителя Секретаря Архиерейского Синода.
По сведениям журнала Русский Newsweek (со слов внука протопресвитера Александра Киселёва — протоиерея Петра Холодного)[4], в 1980-е имел «тайные встречи» в нью-йоркском доме Александра Киселёва с митрополитом Алексием (Ридигером).
В качестве официального представителя Архиерейского Синода РПЦЗ неоднократно посещал Россию: принимал участие в праздновании 1000-летия Крещения Владимиро-Суздальской Руси в Цареконстантиновском соборе города Суздаля, присоединившемся к РПЦЗ, в 1990 году, возглавлял пресс-конференцию в журнале «Огонёк», посвящённую провокационным попыткам общества «Память» втянуть РПЦЗ в свою политическую деятельность, в 1992 году[5].
В декабре 1995 году году получил титул «Епископа Вашингтонского» с местопребыванием в Нью-Йорке.
20 июня 1996 года, ввиду нестроений в Австралийской епархии, возникших после ухода на покой по болезни Архиепископа Павла (Павлова), был назначен на Сиднейскую и Австралийско-Новозеландскую кафедру с возведением в сан архиепископа.
В 2003 году был награждён правом ношения бриллиантового креста на клобуке.
По смерти Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра 16 марта 2008 года, исполнял обязанности Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ[6].
12 мая 2008 года Архиерейским Собором РПЦЗ был избран её Первоиерархом[7][8][9], получив 9 голосов из 11[10]; 14 мая того же года был утверждён Священным Синодом Московского Патриархата на должности Первоиерарха с возведением в сан митрополита[11][12]. 18 мая 2008 года был настолован (возведён в сан) в Знаменском храме Нью-Йорка[13][14].
10 декабря 2008 года утверждён членом Комиссии по подготовке Поместного собора Русской православной церкви.[15]
24 декабря 2008 года Священным синодом РПЦ, принимая во внимание важность участия в руководстве работой Архиерейского собора самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, включён в состав Священного синода, являющегося по Уставу Президиумом Архиерейского Собора, на время работы Собора 2009 года.[16]
В конце мая 2008 года протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый, клирик Свято-Николаевского храма в Лионе (Франция), на вопрос корреспондента о том, будет ли первоиерарх самостоятельной фигурой, ответил: «Ну, конечно же, нет. Он — человек безвольный и всегда таковым был. <…> В сторону Москвы он смотрел всегда. В прежние времена, я помню, мог даже поставить у себя в машине послушать патриархийный хор, что многим весьма не нравилось. Он — добрый, да, но бесхарактерный.»[17]
В консервативной церковной среде недоумение вызвала прозвучавшая в его интервью Комсомольской правде мысль о необходимости богослужения на русском языке[18][19]: в интервью, опубликованном 13 мая 2008 года, наречённый Первоиерарх Иларион сказал, очевидно имея в виду под «старославянским» современный церковнославянский язык: «если что-то менять, так вот, например, я думаю назрела необходимость в переводе молитв со старославянского на русский язык»[20]
Иларион (Капрал).