Lt304888.ru

Туристические услуги

Инвалидность в искусстве

31-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Инвалидность
Теории и модели
Теории инвалидности · Эйболизм/Инвалидизм · Медицинская модель · Общественная модель
Образование
Мейнстрим · Индивидуальная программа обучения (ИПО) · Особые потребности · Специальные (коррекционные) образовательные учреждения · Специальная педагогика · Труднообучаемость
Терапия
Физиотерапия · Трудотерапия · Логопедия
Социальные последствия
Движение за права инвалидов · Инклюзия · Язык "в первую очередь человек" · Пренебрежительные термины
Личная / физическая помощь
Личный помощник по уходу · Повседневная жизнедеятельность · Ортезы и брекеты · Протезы · Технические средства реабилитации · Приспособления помогающие передвигаться · Физическая общедоступность · Универсальное проектирование · Интернет-доступность
Социально-экономическая поддержка
Социальная защита инвалидов · Ticket to Work (TTW) · Пособие по инвалидности · Программа поддержки инвалидов Онтарио · Пособия студентам-инвалидам · Railcard · Freedom Pass
Группы и организации
Общество исследований инвалидности · Международная организация инвалидов (DPI) · Visitability
Спорт для инвалидов
Special Olympics · Паралимпиада · Дефлимпиада · Extremity Games
Культура
Инвалидность в искусстве
Инвалидность в СМИ
категория

Под инвалидностью в искусстве понимают аспект различных дисциплин искусства, включающий в себя инклюзивные практики актеров или художников с ограниченными возможностями (англ. Disability in the arts). В российском медиапространстве и русскоязычных научных трудах встречается также термин «особое искусство»[1][2].

Понятие «инвалидность в искусстве» в значении «искусство, созданное людьми с инвалидностью», следует отделять от более узкого понятия «инвалидное искусство» (англ. Disability art)[3], включающее в себя любые произведения искусства (изобразительного, театрального, кино, литературы и др.), основной или одной из основных тем которых является инвалидность. Таким образом, различаются также понятия «художник c инвалидностью» (англ. Artist with a disability) и «художник, выражающий проблемы инвалидности», «художник инвалидности» (англ. Disability artist)[3].

В литературе

Американский поэт и исследователь инвалидности Джим Феррис считает, что люди с ограниченными возможностями в своем литературном творчестве стремятся описывать не саму инвалидность, а своё восприятие мира. При этом, по его мнению, не бывает двух инвалидов с одинаковым опытом и восприятием мира, из чего проистекает большое жанровое и художественное разнообразие литературного творчества инвалидов[4].

Большинство из того, что мы воспринимаем, не характерно для инвалидности — оно характерно для человеческой жизни.
- Джим Феррис.

Древнегреческого поэта Гомера, автора «Одиссеи» и «Илиады», зачастую описывают как слепого[5], причем физический недуг поэта не являлся для него препятствием к созданию ярких образов и никак не влиял на признание его современниками[6].

Известными писателями и поэтами-инвалидами являются Франсиско де Гойя, Джон Мильтон, Лорд Гордон Байрон и другие. Среди русских писателей и поэтов были как инвалиды с рождения (Юлия Жадовская), так и те, кто стал инвалидом в результате травмы или ранения (Эдуард Асадов, Николай Алексеевич Островский).

В изобразительном искусстве

Многие всемирно известные художники были высоко оценены современниками и последующими поколениями, несмотря на инвалидность. Среди них – мексиканская художница Фрида Кало, страдавшая полиомиелитом[7], и Анри де Тулуз-Лотрек, чьи ноги после травмы перестали расти[8].

Цифровое рисование при помощи Wii Remote позволяет создавать картины, несмотря на ограничения в мобильности.

Роль инвалидов в современном изобразительном искусстве напрямую связана с развитием технических средств реабилитации, в том числе и нетрадиционных. Известны примеры использования инновационного контроллера Wii Remote, предназначенного для игры на консоли Wii, в качестве вспомогательного средства для художников с ограниченной мобильностью[9].

В музыке

Австрийский композитор Людвиг Ван Бетховен, не достигнув возраста 30 лет, начал страдать от тиннитуса, а впоследствии практически полностью оглох. Глухота Бетховена ударила по его социальной жизни, однако композитор не переставал заниматься и интересоваться музыкой до конца своих дней[10].

Современные музыкальные группы, состоящие частично или полностью из инвалидов, пользуются популярностью в различных странах мира[11][12]. К таким коллективам относятся английская The British Paraorchestra, немецкая Station 17, чешская The Tap Tap и другие.

Некоторые музыканты и актеры переводят и исполняют песни на жестовом языке глухонемых. В России это артисты «Коляда-театра»[13] или слабослышащий актер Алексей Знаменский.

Театр и сценическое искусство

Театральная труппа людей с ограниченными возможностями в Порт-Виле, Вануату.

Современные театры, в которых играют актеры с различными функциональными нарушениями, часто позиционируют себя как социокультурные феномены, ставя перед собой цель реабилитации и инклюзии инвалидов посредством творчества[14][15]. Считается, что театр является эффективной площадкой для социальной интеграции человека с ограниченными возможностями здоровья[16]. Среди других целей таких театров - поиск форм совместной работы инвалидов и профессиональных актеров, а также изменение общественного сознания относительно творческого и интеллектуального потенциала инвалидов[17].

Согласно реестру «особых театров», в России насчитывается 81[17] (на 2010 год) театр, в которых задействованы актеры-инвалиды и которые направлены на их инклюзию и повышение статуса инвалида в обществе. Среди них – театр слабослышащих актеров «Недослов» и «Театр Простодушных», где играют только актеры с синдромом Дауна. Многие театральные проекты направлены на реабилитацию детей[17].

В России ежегодно проходит фестиваль «особых театров» «Протеатр», в программе которого участвуют спектакли людей с ограниченными возможностями. Оргкомитет фестиваля утверждает, что термин «особый театр» был введен именно им в 2000 году[18].

В кино

Инвалидность, как физическая, так и психическая, нередко изображается в художественных фильмах («Аватар», «Форрест Гамп», «Пролетая над гнездом кукушки» и другие), однако в большинстве случаев играющий инвалида актер не имеет инвалидности в реальной жизни.

Единственной глухой актрисой, получившей премию «Оскар», является Марли Мэтлин. Она получила «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме «Дети меньшего бога» в 1987 году [19]. Другой американский актер, Кристофер Рив, известный по роли Супермена в фильме 1978 года, в 1995 году упал с лошади и, повредив шейные позвонки, остался парализованным, однако не прекратил работу в кино и в 1996 году выступал на церемонии «Оскар»[20].

В российском фильме 2010 года «Шапито-шоу» одним из главных героев является слабослышащий Лёша (Алексей Знаменский), который исполняет в нем несколько песен с переводом на язык жестов.

Значимость

Исследователи инвалидности как социального феномена считают, что искусство, наряду с образованием[21], является одной из наиболее эффективных форм инклюзии (вовлечения инвалидов в нормальную общественную жизнь) и дестигматизации (борьбы с социальными ярлыками)[16]. Различные художественные организации и фестивали ставят своей целью именно социокультурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, тем самым признавая большой дестигматизационный потенциал инвалидности в искусстве[16][17]. Особую роль искусство играет в реабилитации и инклюзии детей с инвалидностью[22][15].

Точки зрения на инвалидность в искусстве

Взгляды на искусство инвалидов и тему инвалидности в искусстве различаются. Согласно интернет-порталу Neinvalid.ru, многие относятся к произведениям людей с ограниченными возможностями как к любительскому творчеству, не нужному никому, кроме самих инвалидов[23]. Эксперт Центра Исследований Инвалидности Лидского университета Аллан Сазерленд в статье «Что такое искусство инвалидов?» («What is Disability Arts?») пишет, что основной аудиторией такого искусства являются другие инвалиды [24].

Мы не считаем, что наше творчество должна одобрять мейнстримовая аудитория без физических недостатков.
- Аллан Сазерленд (Allan Sutherland).

С другой стороны, существует мнение, что люди с ограниченными возможностями посредством искусства стремятся обратиться к значительно более широкой аудитории. Например, после выхода клипа чешской музыкальной группы The Tap Tap «Řiditel autobusu» (чеш. "Водитель автобуса") о трудностях, с которыми инвалиды сталкиваются в общественном транспорте, многие издания отметили, что клип вызвал широкий общественный резонанс, и назвали удачной попытку обратить внимание граждан на проблемы инвалидов[25][26].

Британская газета The Guardian, в свою очередь, отмечает, что искусство в исполнении людей с ограниченными возможностями должно быть профессиональным, чтобы художественное высказывание не потеряло силу и не разочаровало аудиторию[27].

Литература

  • Сборник "Социокультурная реабилитация инвалидов: методические рекомендации"// Министерство труда и социального развития РФ; Российский институт культурологии Министерства культуры РФ / Под общ. ред. В. И. Ломакина и др. – М., 2002.
  • Шеманов А. Ю., Востров И. М., Егорова В. А. Творческая деятельность и инклюзия // Современная зарубежная психология / Гл. ред. Т. В. Ермолова. — № 3. — М.: МГППУ, 2013.
  • Kuppers, Petra. Disability and Contemporary Performance: Bodies on Edge. NY and London: Routledge, 2003. 176 pgs.
  • Brown S. E. Disability Culture: A Fast Sheet. Las Craces, NM: Institute on Disability Culture. 1996.

Примечания

  1. Особое искусство: акриловый Чернышевский, Настасья Филипповна и другие. Милосердие.ru
  2. Попова Н. Т. Современная культура и «особое искусство»// Протеатр. Феномен «особого искусства» и современная культура (с приложением реестра «особых театров»). М.: Институт фундаментальных и прикладных гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета, 2008. стр. 134-144
  3. 1 2 Шеманов А. Ю., Востров И. М., Егорова В. А. Творческая деятельность и инклюзия// Современная зарубежная психология / Гл. ред. Т. В. Ермолова. — № 3. — М.: МГППУ, 2013. — стр. 11.
  4. Disability and Poetry by John Lee Clark, Jenniffer Bartlett, Jillian Weise, Jim Ferris. Poetry Foundation
  5. Был ли Гомер слепым? - Виктор Покидько. Школа Жизни.
  6. Alexander Beecroft. Blindness and Literacy in the Lives of Homer. - 2011. Classical Quarterly 61.1: 1–18. doi:10.1017/S0009838810000352
  7. Они победили полиомиелит: Фрида Кало - Мила Дементьева. НеИнвалид.ru
  8. 5 тяжелых недугов великих художников, повлиявших на их творчество - Ева Орлова. Свободная Пресса
  9. Wii Remote + wheelchair: Digital Wheel Art. - Emily McManus. TED Blog
  10. Jan Swafford. Beethoven: Anguish and Triumph. - 2015. London: Faber. pp. 223–24. ISBN 978-0-571-31255-9
  11. В Германии популярна рок-группа «Station 17», в которой играют только инвалиды - Фактрум.
  12. 5 Amazing Bands Who Look Beyond Their Disabilities
  13. «Старые песни о главном» на языке жестов - Глухих.net
  14. История «Театра Простодушных» - ТеатрПростодушных.РФ. Благотворительный творческий проект
  15. ↑ "Странное" искусство "особых" артистов. Потенциал «Театра Простодушных» для дестигматизации людей с синдромом Дауна - Высшая школа экономики
  16. ↑ Лопес Родригес. ТВОРЧЕСТВО, ИСКУССТВО И ИНВАЛИДНОСТЬ ФЕСТИВАЛИ И ТЕАТРЫ В ИСПАНИИ И В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ- Московский городской психолого-педагогический университет, 2011
  17. ↑ Протеатр. Особые театры России. Сборник-реестр. Выпуск 4 - 2010
  18. Концепция - ПроТеатр.
  19. Shoshannah Stern — Ready for Prime Time - Ability Magazine.
  20. Christopher Reeve at the Oscars®
  21. Шатский А.И. Инклюзивное образование в сфере искусства - Медиаактивность вузов РФ. 25.03.2011
  22. Развитие детей-инвалидов средствами искусства - Инклюзия. Проект Центра "Взаимодействие"
  23. Энергичные люди: «Инвалиды в искусстве» - Neinvalid.ru
  24. ↑ Allan Sutherland: What is Disability Arts? - Disability Arts Online. 1 July 2005
  25. Klip Řiditel autobusu od skupiny The Tap Tap křísí tradici české umělecké demonstrace - Britské Listy
  26. The Tap Tap. Xindl X, Dyk a Bárta v rolích autobusáků - Týden, 04.05.2011
  27. Quality is crucial for disability arts: poor work fails artists and audiences - lyn Gardner. The Guardian. 24.04.2015

Инвалидность в искусстве.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01