Lt304888.ru

Туристические услуги

Инципит

08-05-2023

Инци́пит (лат. incipit — начинается, личная форма глагола incipere)[1] — начальные одно или несколько слов какого-либо текста, служащие для его идентификации, а также выполняющие функцию его названия (заголовка). В средневековых латинских рукописных текстах инципиты нередко выделялись красным цветом (киноварью). В музыкальной источниковедческой литературе (например, в тематических каталогах сочинений композиторов) инципитом называют начальную фразу (или первый отдел формы) музыкального произведения.

Идентификация текстов по инципиту вынужденно необходима в анонимных текстах (например, в теоретических трактатах Средних веков) с одинаковыми заголовками или вовсе без заголовков.

Содержание

Примеры инципитов

Библейские и богослужебные тексты

Следующие тексты широко известны под названиями-инципитами:

текст церковнославянский
инципит
латинский
инципит
Молитва Господня Отче наш Pater noster
Псалом 50 Помилуй мя, Боже Miserere
Песнь Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши Nunc dimittis
Песнь Богородицы Величит душа моя Господа Magnificat
Символ веры Верую Credo
Хвалебная песнь
Амвросия Медиоланского
Тебе Бога хвалим Te Deum

Среди других православных молитвенных песнопений, практически всегда называющихся по инципиту — «Богородице Дево», «Достойно есть», «Честнейшую херувим», «Господи, воззвах», «Царице моя преблагая»[2], «Агни́ Парфе́не»; среди католических — Аве Мария, Salve Regina (вместе с другими Богородичными антифонами), De profundis (Псалом 129), Gloria.

Инципиты широко употребляются в богослужебных книгах для указания того или иного текста, который необходимо петь (или читать) в соответствующем месте богослужения.

Книга Пролог получила своё славянское название по первому слову оригинального греческого текста (подзаголовка), воспринятого славянскими переводчиками как заголовок всего сборника.

Музыкальные произведения

Многие вокальные сочинения в современной концертно-исполнительской и музыковедческой практике именуются по инципитам их текстов — например, подавляющее большинство вокальных произведений И. С. Баха.

Ряд популярных оперных номеров широко известны именно по инципитам. Например, арию Калафа из оперы Дж. Пуччини «Турандот» реферируют (как в среде любителей музыки, так и в музыковедческой[3]) с помощью одного лишь её инципита «Nessun dorma», а каватину Нормы из 1-го акта одноимённой оперы В. Беллини — с помощью её инципита «Casta diva».

Инципиты текстов протестантских хоралов практически всегда выступают в качестве их названий (например, «Ein feste Burg ist unser Gott» — «Наш Бог — твердыня», «Wachet auf, ruft uns die Stimmе» — «Пробуждайтесь, голос к нам взывает»).

Множество народных песен широко известны по инципитам (например, «Во поле берёзка стояла», «Во саду ли, в огороде», «Ах, мой милый Августин»)[4].

Примечания

  1. По всей видимости, термин «инципит» вошёл в обиход русской науки из немецких филологических трудов (нем. das Incipit).
  2. Каноне молебном ко Пресвятой Богородице (Феостирикта монаха).
  3. А также в Википедии.
  4. «Сижу за решеткой в темнице сырой» на слова А. С. Пушкина широко известна именно под таким названием (то есть своим инципитом), хотя пушкинское стихотворение имеет собственное — «Узник».

Инципит.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01