05-07-2023
«Искусство или смерть» — товарищество ростовских (Ростов-на-Дону) и таганрогских художников, основанное А. С. Тер-Оганьяном в сентябре 1988 года[1]. Одно из самых ярких художественных объединений перестроечных лет[2]. Первоначально товарищество именовалось Группа «ЖУПЕЛ» (1987—1988).
Содержание |
«Однажды в художественных мастерских на Университетском у Валерия Ивановича Кульченко был праздник. Принесли два рюкзака „Алазанской долины“ и стали ее пить. Вася Слепченко захотел показать всем кружочки от банок на своей спине. Он порвал рубашку, потом майку и показал. Праздник продолжался. Время от времени кто-нибудь кричал: „Кружочки!“, и Вася показывал. Было очень весело. Звонили в колокол, бросали с этажа гирю. Юрий Леонидович Шабельников пел красивым голосом казачьи песни, а старый Валерий Иванович Кульченко стоял перед ним на коленях и плакал»[3] — Максим Белозор, «Волшебная страна».
Происходило это в 1988 и именно на этой пьянке и было провозглашено создание Товарищества художников «Искусство или смерть». И когда всей компанией пошли «на яму» за очередной порцией «Алазанской долины», поход этот сопровождался чем-то типа пионерской речевки, когда Тер-Оганьян выкрикивал: — Искусство! А ему хором отвечали: — Или смерть!
Бо́льшая часть входящих в Товарищество «Искусство или смерть» художников являлась студентами или выпускниками Ростовского художественного училища им. М. Б. Грекова.
Первая официальная выставка художников, вошедших в товарищество, а также к ним примкнувших состоялась 19 марта 1988 года в Таганроге в ДК завода «Прибой», т. н. «Однодневная выставка». В арт-среде художников, музыкантов, литераторов, обитавших рядом с товариществом, материализовалась легендарная ростовская группа «Пекин Роу-Роу» (лидер и основная движущая сила — Сергей Тимофеев).
Осенью 1988 года основные участники группы перебрались в Москву, где до 1991 года продолжали выступать под этим названием. Постепенно ядро московской группы перестало использовать название «Искусство или смерть» для собственной идентификации — группа прекратила своё существование.
В 1991 г. А.Тер-Оганьян возглавил основанную им же арт-галерею (сквот) в Трёхпрудном переулке, где активно выставлялись и все основные фигуранты товарищества «Искусство или смерть»[4].
В сентябре 2006 года в Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (Ростов-на-Дону) состоялась выставка «Искусство или смерть. Двадцать лет спустя»[5]. Участники — Валерий Кошляков, Авдей Тер-Оганьян, Юрий Шабельников, Александр Сигутин. Примечательный факт: за «отчётные» 20 лет православный фундаментализм в южно-российском формате окреп до такой степени, что данная выставка спровоцировала в Ростове-на-Дону реакцию, несоизмеримую с реакцией города на выходки художников в 80-х годах прошлого столетия. Сигутин был избит[6], в адрес музея поступали угрозы со стороны местных руководителей церкви, несколько работ пришлось снять с экспозиции, дабы избежать провокаций со стороны агрессивно настроенных ортодоксов.
В сентябре 2009 года в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств в рамках 3-ей московской биеннале современного искусства состоялась ретроспективная выставка «Товарищество „Искусство или смерть“»[7].
М.А. Белозор (А. Тер-Оганьян, 1981)
А.В. Кисляков, 2006
Н.Н. Константинов, 2006
В.Н. Кошляков, 2009
В.Э. Лисовский, 2010
М.М. Немиров, 2007
Ю.А. Палайчев, 2008
А.В. Сигутин, 1991
В.Р. Слепченко, 1984
Л.А. Стуканов, 1997
А.С. Тер-Оганьян, 2008
С.А. Тимофеев, 1997
Ю.Л. Шабельников, 2005
Искусство или смерть (художественная группа).