13-10-2023
Ишан (узб. Эшон, чагат. — išаn) — титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов[1]. Кроме того, в Средней Азии ишанами также называют представителей рода, ведущего своё происхождение от пророка Мухаммеда[2].
|
Этимология слова «ишан» имеет несколько предположений. Согласно одной из версий это слово заимствовано из чагатского «išаn», что означает «святой» или «набожный человек»[3]. По другой версии это слово персидского происхождения и переводится как «они»; в средние века слово «они» употреблялось при обращении к вожакам и старейшинам суфийских тарикатов. Местоимение множественного числа «они» являются уважительной формой со стороны простого народа по отношению к лицам из привилегированных классов – как светским, так и духовным. Упоминание собственных имена руководителей тарикатов является своего рода табу, так как по народным поверьям это грозит всевозможными несчастьями[4]. Первые упоминание этого слова зафиксировано в биографиях знаменитого Ходжа Ахрара (1404—1490) и Бахауддина Накшбанда (ум. в 1389 году)[5]. Термин ишан встречаются лишь в Средней Азии, в регионах компактного проживания выходцев из этого региона, а также в тех районах, где осуществлялась активная миссионерская деятельность среднеазиатского духовенства (Татарстан, Башкортостан)[5].
Слово ишан употребляется в значении шейх, муршид, устаз, пир. Они являются духовными лидерами суфийских тарикатов и обладают правом наставничества мюридов.[6][7][8]
В суфийских тарикатах Средней Азии существовала сложная иерархия руководителей, которая определялась, с одной стороны, структурой управления суфийскими общинами, а с другой - знатностью происхождения. Титул ишанов могли носить разные категории суфийских руководителей:
Руководителем тариката фактически мог стать любой мусульманин достигший определённой степени духовного совершенства и получивший от своего учителя право наставничества мюридов, однако в Средней Азии получила распространение практика, при которой наивысшей степенью «святости» могут обладать только потомки пророка Мухаммеда (сеиды) и потомки праведных халифов (ходжи). Ещё одной особенностью ишанов было то, что своё звание они могли получить по наследству (ишан-заде, эшон-зода)[5].
Примерно с XIV века, после монгольского нашествия на Среднюю Азию в системе суфизма установилась наследственная передача руководства тарикатом. Уже в XV-XVI вв. суфизм постепенно превратился в социально-политическую организацию, а ишаны стали играть активную роль в общественной жизни Средней Азии.
Династии ишанов также имели свою иерархию. Ведущую роль в масштабах всей Средней Азии играли потомки накшбандийских и ясавийских шейхов. Другие династиии пользовались авторитетом в масштабах района, либо города.[4]
В настоящее время род ишанов довольно многочислен и растворен в народной массе. Ишаны пользуются уважением в обществе, без них редко обходятся праздники и религиозные мероприятия. В некоторых районах Узбекистана существует традиция, согласно которой ишаны могут жениться только на представительницах этого же рода, из-за чего некоторые девушки из рода ишанов так и остаются незамужними. Эти и другие особенности ишанов позволяют считать их своеобразной привилегированной кастой[2].
Ишанизм — явление, в котором мистическая философия отходит на второй план, а на первый план выходят ритуальные и социальные аспекты взаимоотношений между суфийским наставником (муршид) и его последователями (мюрид). При такой ситуации деятельность ишанов сводится к лечению больных (экзорцизм), изготовлению и выдаче оберегов (тумор), организации регулярных коллективных радений (джахр). Крупные же ишаны из-за ослабления связи с "материнскими" тарикатами оказывались, по сути дела, основоположником самостоятельной суфийской общины.[4] Издавна основная масса ишанов Средней Азии проживала в сельской местности, поэтому ишанизм как таковой условно назвают «суфизмом среднеазиатского села»[5].
В конце XIX в. Генерал-Губернатор С. М. Духовской предпринял попытку составить список всех ишанов Туркестанского края. Стоит отметить, что в официальную статистику не попадало значительное число ишанов, которые в народе считались таковыми, в силу своего происхождения.[4]
Область, уезд, город | Дата переписи | Количество |
---|---|---|
Сырдарьинская область | конец XIX в. | 175 |
Ферганская область | конец XIX в. | 45 |
Самаркандская область | конец XIX в. | 171 |
г. Ташкент | рубеж XIX-XX вв. | 54 |
Закаспийская область | 1899 г. | 105 |
в т. ч. Мервский уезд | рубеж XIX-XX вв. | 52 |
Маргеланский уезд | рубеж XIX-XX вв. | 26 |
в т. ч. город Маргилан | рубеж XIX-XX вв. | 18 |
Ходжентский уезд | рубеж XIX-XX вв. | 47 |
в т. ч. город Худжанд | рубеж XIX-XX вв. | 9 |
город Истаравшан | рубеж XIX-XX вв. | 13 |
В дореволюционном прошлом ишаны играли важную роль не только в религиозной, но и в общественно-политической жизни, выступая в качестве дипломатических представителей, идейных вдохновителей, а иногда и руководителей вооружённых формирований тех или иных этнических групп. На рубеже XIX-XX вв. такая активность вызывало отрицательное отношение властей Российской империи к ишанам и суфийским тарикатам вообще. Некоторые ишаны не скрывали своих антирусских настроений, из-за чего в них, иногда видели агентов зарубежных стран.
Достаточно вспомнить фигуру Курбанмурад ишана, спровоцировавшего в борьбе за власть в 70-х годах ХIХ века кровавое столкновение туркменских родов тильки и ганджик. Через некоторое время он выступил под флагом борьбы с неверными в качестве главного идеолога текинско-российской битвы под Гёкдепе в 1880—1881 гг.[5].
Произошедшее в 1898 году восстание в Андижане, руководителем которого был Мухаммад-Али-хальфа (Дукчи-ишан) не только усилило подозрения со стороны властей, но и привлекло внимание более широких кругов исследователей к изучению ишанизма.[6]
В советское время ишаны рассматривались как наиболее антисоветская часть мусульманского духовенства. Именно поэтому в 1961 г. находившееся под контролем государства Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана, специальным решением осудило ишанизм и дало указание официальным имамам бороться с ишанами. Большинство ишанов, как и вообще исламское духовенства, бежали за границу или подвергались репрессиям[5].
В постсоветский период, когда власти стали благосклоннее относиться к религии, немногочисленные ишаны снова получили официальный статус. Многие жители Средней Азии, особенно в сельской местности, до сих пор почитают потомков ишанов, которые в последнее время активной деятельности почти не ведут.[4]
Суфизм в Средней Азии пользовался у населения значительной большей популярностью, чем ортодоксальный ислам, так как вобрал в себя немало элементов многовековых народных верований и представлений.
Известный венгерский ориенталист и путешественник ХIХ века Арминий Вамбери, отмечая прочную традицию почитания предков у туркмен, писал следующее:
«Ортодоксальное мусульманское духовенство – улемы кичатся званием объяснителей писания, но в соперничестве с ишанами, облечёнными в мистическую тайну, они всегда проигрывают. Суеверного жителя Средней Азии труднее привлечь книгой, без которой он всегда обходится, чем волшебным заклинанием и внешней обрядностью. Без учёного и мало учёного муллы в средней Азии обходятся легко, но фатиха (благословение) или дыхание даже совершенно безграмотного ишана составляют для него талисман и в кибитке, и в пустыне, и разбойном набеге, и на пастбищах».[5]
Согласно В. И. Далю у русских существует пословица об ишане: «То ишак, а то ишан»[14].
Это заготовка статьи об исламе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Исламское духовенство | ||
---|---|---|
Богословы | ||
Правоведы | ||
Шиитские титулы | ||
Суфийские ранги | ||
Ахунд • Молдо • Муджахид • Мурабит • Муэдзин (Азанчи) • Наиб • Праведные халифы • Хаджи • Шахид |
Суфизм | ||
---|---|---|
Тарикаты | Айссауа • Бекташи • Кадырия • Кубравия • Мевлеви • Накшбанди • Ниматуллахи • Рифаия • Сенусия • Сухравардия • Тиджания • Чишти • Шазилия • Ясавия | |
Персоналии | Джунайд • Ибн Араби • Рабия аль-Адавия • Руми • Халладж | |
Терминология | Ваджд • Вахдат ал-вуджуд • Гайб • Зикр • Инсан камиль • Макам • Нафс • Сама • Силсила • Тарикат • Хакикат • Фана | |
Суфийские ранги | Ариф • Дервиш • Ишан • Кутб • Мурид • Муршид • Пир • Факир • Эфенди | |
Портал · Категория |
Ишан (ислам).