17-07-2023
Кавказский пленник | |
Кавказский пленник | |
Галина Кириллова — Княжна Нина, 1938 |
|
Композитор | |
---|---|
Автор либретто | |
Источник сюжета | |
Хореограф | |
Дирижёр-постановщик | |
Сценография | |
Последующие редакции | |
Количество действий |
3 |
Год создания | |
Первая постановка | |
Место первой постановки |
«Кавка́зский пле́нник» — балет Бориса Асафьева в трёх актах с прологом. Либретто Николая Волкова, Леонида Лавровского и Ильи Зильберштейна по мотивам одноимённой поэмы Александра Пушкина[1].
Содержание |
Балет «Кавказский пленник» композитор Борис Асафьев написал в 1936 году — к столетию годовщины смерти Александра Пушкина. Его одноимённая поэма стала лишь отправной точкой для композитора и либреттистов. В «духе времени» авторы «стремились раскрыть и передать революционный романтизм этой поэмы юного Пушкина, тот "пафос своей эпохи", которым "насквозь пропитан "Кавказский пленник"... — эпохи пробуждения революционного сознания русского общества, "вполне представителем которой был Пушкин"»[2].
Для выполнения этой непростой задачи авторы использовали, как они декларировали, модный киноприём «наплыва» (на самом деле старое традиционное балетное «видение»): в сцене встречи героя с черкешенкой пленник рассказывал о той «душевной буре», которая оставила «след ужасный». Действие переносилось к прошлым дням петербургской жизни героя, и зрителям показывали картины его светской жизни, от пресыщения которой, по замыслу авторов, «пробуждалось сознание молодого человека и росла его враждебность к окружающей действительности»[3]. Немалую роль в этом играла и возлюбленная героя — ещё одно «расшифрованное» пушкинское многоточие.
На этом культурологические находки авторов балета не окончились: «воодушевляемые советской действительностью, авторы сумели по-новому прочесть поэму Пушкина и выявить содержащуюся в ней идею, остававшуюся до этого незамеченной. Балет выявил тему патриотизма, который помешал самому Пушкину в 1824 году бежать из Одессы за границу от преследований Александра I»[4]. Столь «идеологически выдержанный» балет приняли к постановке одновременно два театра — в Ленинградском Малом театре оперы и балета постановщиком стал Леонид Лавровский, в Большом театре — Ростислав Захаров.
Премьера прошла 14 апреля 1938 года
Балетмейстер-постановщик Леонид Лавровский, ассистент балетмейстера Борис Фенстер, художник-постановщик Валентина Ходасевич, дирижёр-постановщик Павел Фельдт
1947 год — возобновление
Премьера прошла 20 апреля 1938 года
Либретто Николая Волкова и Ростислава Захарова, балетмейстер-постановщик Ростислав Захаров, художник-постановщик Пётр Вильямс, дирижёр-постановщик Юрий Файер
Спектакль прошёл 54 раза, последнее представление 19 января 1941 года
Балеты Бориса Асафьева | |
---|---|
Пламя Парижа · Бахчисарайский фонтан · Утраченные иллюзии · Кавказский пленник · Барышня-крестьянка · Милица |
Кавказский пленник (Асафьев).