12-06-2023
Станция Калининград-Северный (Северный вокзал)
|
|
Калининградская железная дорога | |
Дата открытия: | |
---|---|
Прежние названия: |
Königsberg Nordbahnhof |
Количество платформ: |
4 |
Количество путей: |
5 (4 тупиковые) |
Выход к: |
Калининград-Северный (Северный вокзал) – железнодорожная станция в Калининграде, вокзал, обслуживающий пригородные поезда. Расположен рядом с Площадью Победы.
В 2010 году на территории станции был установлен паровоз-памятник ТЭ-858 1943 года постройки[1].
Северный вокзал (Nordbahnhof) был построен в 1920-х годах в ходе широкомасштабной реконструкции кёнигсбергского железнодорожного узла. Он заменил старые Кранцевский и Земландский вокзалы, которые располагались примерно на том же месте. Как и новый Главный вокзал (нынешний Калининград-Пассажирский), Северный вокзал был открыт в 1929 году. Тогда же перестали использоваться для пассажирского движения старые вокзалы: Южный, Восточный, Лицентский, Кранцевский и Земландский.
Во время войны станция пострадала и долгое время не использовалась для пассажирского движения. В мае 1964 года с вокзала стали отправляться поезда на морское побережье (Зеленоградск, Пионерский и Светлогорск). При этом было построено небольшое здание с кассами и залом ожидания, в то время как довоенное здание к тому времени уже использовалось как Межрейсовый дом моряков.
В 1976 году участок Калининград-Зеленоградск был электрифицирован, и Северный вокзал стал обслуживаться электропоездами.
Первоначально Северный вокзал располагал монументальным четырёхэтажным зданием, выходящим на Ганза-Плац (нынешняя площадь Победы). Здание было спроектировано архитекторами Шеффом и Штальманом в функциональном стиле баз каких-либо декоративных украшений. Посередине здания находилась высокая ниша (во всю высоту здания) с колоннами квадратного сечения, что придавало зданию монументальный вид.
Внутри здания находились зал ожидания, кассы, служебные помещения а также магазины и гостиница. Во время войны здание сильно пострадало. После войны оно было восстановлено в довольно близком к довоенному состоянию виде, только крыша была сделана более крутой, а над портиком был выстроен более высокий карниз.
После войны здание больше не использовалось как вокзал. До 1998 году в нём находился Межрейсовый дом моряков, а после чего в здании разместился Калининградский деловой центр, помещения которого сдаются в аренду различным фирмам и организациям.
Платформы располагаются на двух уровнях. На нижней платформе находится сквозной путь, до Южного вокзала. На верхних — Тупиковые.
С Южного вокзала через нижнюю платформу проходят дизель-поезда на Советск
Калининград-Северный.