Lt304888.ru

Туристические услуги

Капром

04-05-2023

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации, Казань. Здание имеет почти все характерные черты капрома: сочетание хай-тека c неоклассицизмом, обилие колонн, гранитная облицовка нижнего этажа, изогнутые линии, зеркальное остекление

Капро́м или капиталисти́ческий романти́зм  — архитектурный стиль, сложившийся в странах бывшего СССР в начале 1990-х и процветавший до 2008 года, характеризующийся как «постсоветский постмодернизм»[1]. Здания, которые относятся к этому стилю, часто получают негативную оценку современников как «кричащие и аляповатые»[2][3][4].

Описание

Термин «капром» сформулировали архитектор Даниил Веретенников, дизайнер Александр Семёнов и урбанист Гавриил Малышев[5]. Он описывают как контекстуальный стиль, сложившийся на фоне сразу нескольких факторов: градостроительные и охранные нормы в России после распада СССР практически некому было контролировать, возникли частные архитектурные бюро, оформление определяли свободный рынок и вкусы новых частных заказчиков. Здания, возникшие в период с 1991 по 2008, отражают ситуацию в стране: запрос на перемены, романтизацию досоветского времени[6][7][8]. Период 1990-х и 2000-х годов сопровождался тяжёлыми общественными потрясениями, нестабильностью, но и одновременно сильным ростом экономики, открытием России остальному миру и верой в будущее, сочетающейся с идеями досоветского реваншизма. Всё это находит отражение в архитектуре, такой же демонстративно яркой, противоречивой и непостоянной[9]. Главная черта капрома — стремление выразить индивидуальность каждого отдельного здания. Малышев назвал это реакцией на строгое навязывание унифицирующих архитектурных норм в СССР, выделяющихся своими серыми тонами и строгими геометрическими формами и где здания всегда выступали частью гармоничного архитектурного ансамбля[9]. Напротив, все капром-здания создавались, как главные и конкурирующие друг с другом архитектурные доминанты[9]. Другая отличительная черта капрома — низкое качество отделки, здания этой эпохи созданы из некачественного материала и быстро разрушается[9]. Мировой финансовый кризис 2008 года принято считать условно окончанием эпохи капрома, но это касается прежде всего столичных городов, здания в данном архитектурном стили продолжали возводиться в провинциальных городах и к 2020-м годам[9].

Образцы капрома встречаются во всех странах бывшего СССР. В России особенно много зданий в этом стиле было построено в Москве и на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Рязани[10], Екатеринбурге[11], Перми, Саранска[12] и других[1].

К этому стилю относятся работы Василия Питанина, Эрнеста Кондратовича, Владимира Жукова, Бориса Богдановича[2].

Из-за выраженного индивидуализма, невозможно назвать в целом определяющие черты капрома, скорее здесь речь идёт об эпохе, диктующей моду на индивидуализм. Тем не менее было выделено ряд архитектурных элементов, ставших определяющими для капрома — это наличие ордеров, в частности ионических, зачастую расположенных непоследовательно и приобретающих форму «кружева» здания, заимствование архитектурного стиля постмодерниста Майкла Грейвса, использование зеркального стекла, создание «зеркальных саркофагов» итд[9]. Для капрома было свойственно развитие множества региональных направлений, некоторые из которых можно выделить в отдельные ответвления архитектурного направления[9]:

  • В Москве принято выделять так называемый «лужковский стиль», сложившийся в период нахождения у власти мэра столицы Юрия Лужкова. По характеристике искусствоведа Елизаветы Лихачёвой, отличительная особенность капрома — это избыток украшений из разных направлений архитектуры, «башенки, минаретики, облицовка кафелем, яркие цвета»[6][13]. Другие капром-здания подражали сталинскому ампиру[9].
  • В Санкт-Петербурге стиль капром-зданий в целом отличался большей сдержанностью из-за строгих охранных законов и активного сопротивления градозащитников[1], тем не менее это не помешало развиться в нём отдельному направлению — «стаканизму»[14], для него был свойственен акцент на максимальное остекление, это позволяло выделить новостройки на фоне исторической архитектуры. Данные здания также строились с округлыми стенами и башнеподобными структурами, в итоге облик зданий напоминал огранённые стаканы[15][16]. Закатом эпохи стаканизма и в целом питерского капрома принято считать отмену строительства Охта-Центра[1].
  • В Саранске здания капрома особо выделяются своей яркостью и смелостью архитектурных решений[9], за счёт чего сам город называют памятником капромовской архитектуры[17]. Это один из немногих городов, где капром сформировал главную и градообразующую архитектурную ткань города, так как основная стройка пришлась на 2000-е годы. Для мордовского капрома свойственно использовать яркие тона, сочетание белых и красных цветов, сочетать ампир, хай-тек с национальными мотивами[18].
  • В Казани в данный период начал процветать французский архитектурный стиль бозар, в котором строились многие новые здания. Соответственно здания этой эпохи стали называться «татар бозар»[9].
  • В Грозном здания в стиле капиталистического романтизма сочетали характерные для стиля элементы и стремление подражать форме вайнахских башен[9].
  • В Нижнем Новгороде сформировалось оригинальное архитектурное направление «зелёного неомодерна» из-за обилия зелёных красок в зданиях или их архитектурного стиля более схожего с модерном[9].
  • В Екатеринбурге формой капрома стало стремление к строительству небоскрёбов[9].

Восприятие

Критики называют капром «диким китчем»[19], который распространился по стране на волне финансового кризиса и имел цель выглядеть «в первую очередь богато». Здания в этом стиле называют не просто безвкусными, но и аморальными, потому что они своей вызывающей дороговизной диссонировали с массовой нищетой россиян в начале 1990-х[2][20][21]. Хотя исторический контекст объединил эти постройки в стилистическую общность, в них нет интеллектуального замысла и глубинной смысловой нагрузки[2].

По мнению авторов термина, капром, «который ненавидят (почти) все», включает в себя элементы из широкого диапазона стилей и является самым толерантным в архитектуре[22]. Защитники стиля апеллируют к его исторической и антропологической ценности, по их мнению, он отражает народное настроение и вкусы той эпохи и имеет важность как артефакт своего времени[6][1][2], в качестве доказательства своей правоты они приводили в пример здания в стиле модерн, также в своё время вызывавшие отвращение у многих современников, но в сегодняшние дни признанные архитектурными шедеврами[1].

Галерея

Примечания

  1. ↑ Капиталистическим романтизм: кто помогает нам полюбить «уродскую» архитектуру 2000-х годов. Собака.ру (10 марта 2020). Дата обращения: 29 января 2020. Архивировано 24 марта 2020 года.
  2. ↑ Архивировано 26 марта 2020 года.
  3. Прочтение контекста. Журнал «Проект Балтия» (15 ноября 2019). Дата обращения: 20 марта 2020. Архивировано 8 февраля 2020 года.
  4. Пермский капромантизм: архитектурный гид, который вам не понравится. «Звезда» (21 октября 2019). Дата обращения: 20 марта 2020. Архивировано 9 февраля 2020 года.
  5. Пять жемчужин петербургского капромантизма: мнение профессионалов и горожан. Санкт-Петербургский Союз дизайнеров. Дата обращения: 20 марта 2020. Архивировано 19 января 2020 года.
  6. ↑ Архивировано 11 декабря 2019 года.
  7. Архивировано 27 февраля 2020 года.
  8. Архивировано 26 сентября 2020 года.
  9. ↑ Архивировано 26 июня 2023 года.
  10. Живой Журнал (5 февраля 2020). Дата обращения: 24 марта 2020.
  11. Было - (не)стало. Истории города вокруг Пассажа. Architector (8 марта 2020). Дата обращения: 20 марта 2020.
  12. ↑ Архивировано 4 ноября 2022 года.
  13. «Грибы, мутанты и другие» — при чем здесь Лужков? Colta.ru (11 июня 2013). Дата обращения: 20 марта 2020. Архивировано 25 февраля 2020 года.
  14. Архивировано 26 июня 2023 года.
  15. Архивировано 26 июня 2023 года.
  16. Архивировано 26 июня 2023 года.
  17. Архивировано 26 июня 2023 года.
  18. Архивировано 26 июня 2023 года.
  19. Архивировано 8 февраля 2020 года.
  20. Архивировано 8 февраля 2020 года.
  21. Архивировано 3 августа 2020 года.
  22. Архивировано 26 марта 2020 года.

Ссылки

  • Подкаст с авторами термина «капром» Даниилом Веретенниковым и Гавриилом Малышевым.

Капром.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01