Lt304888.ru

Туристические услуги

Каратыгина, Александра Михайловна

12-10-2023

Александра Михайловна Каратыгина
Имя при рождении:

Александра Михайловна Колосова

Дата рождения:

4 (16) февраля 1802(1802-02-16)

Дата смерти:

7 (19) марта 1880(1880-03-19) (78 лет)

Профессия:

актриса

Гражданство:

Российская империя

Амплуа:

трагическая актриса

Театр:

Александринский театр, Петербург

Роли:

Мария Стюарт, Елена Глинская

Алекса́ндра Миха́йловна Караты́гина, до замужества более известная как Колосова (4(16).2.1802 — 7(19).3.1880) — дочь танцовщицы Е. И. Колосовой, жена трагика Василия Каратыгина — драматическая актриса.

Содержание

Биография

Педагоги: А. А. Шаховской и П. А. Катенин.

Успешно дебютировала ролью Антигоны в трагедии Озерова «Эдип в Афинах» 16 декабря 1818 года, затем 30 декабря — в роли Моины в «Фингале» Озерова.

Тогда же, в 1818 году сыграла Эсфирь в трагедии Расина и официально была зачислена 1 марта 1819 г. на Санкт-Петербургскую сцену Императорских театров, на которой играла до 1845 года (по другим источникам — 1844).

Каратыгина первой из русских актрис побывала за границей, брала в Париже уроки драматического мастерства у Тальма и Марс.

«8 июня 1822 г. она уехала с матерью за границу и провела целый год в Париже, где училась у знаменитой французской артистки m-lle Марс, первоклассной исполнительницы Мольеровских ролей. Вернувшись в Петербург, Колосова 27 ноября 1823 г. выступила в роли Селимены („Мизантроп“ Мольера). Естественность и простота исполнения этой роли, невиданная дотоле на русской сцене, привели публику в восторг; с тех пор Колосова стала выступать преимущественно в так называемой высокой комедии» см. Биографический словарь.

Новая французская драма, с 1830-х появившаяся и российской сцене, нашла в Каратыгиной прекрасную исполнительницу. Каратыгина создала в российском театре так называемую высокую комедию; имела огромный успех в Мольеровском репертуаре.

Как сообщала Советская театральная энциклопедия, «Пушкин в статье „Мои замечания об русском театре“ (1820) отмечал недостаток естественности и простоты в игре К.» и написал эпиграмму «На Колосову» и исполнение ею роли Эсфири в пьесе Расина:

Все пленяет нас в Эсфири:
Упоительная речь,
Поступь важная в порфире,
Кудри черные до плеч,
Голос нежный, взор любови,
Набеленная рука,
Размалеванные брови
И огромная нога! [1]

Правда, чуть позже величайший поэт загладил свою вину перед «волшебницей прекрасной» в послании «К Катенину» (1821):

Кто мне пришлет ее портрет,
Черты волшебницы прекрасной?
Талантов обожатель страстный,
Я прежде был ее поэт.
С досады, может быть, неправой,
Когда одна в дыму кадил
Красавица блистала славой.
Я свистом гимны заглушил.
Погибни злобы миг единый,
Погибни лиры ложный звук:
Она виновна, милый друг,
Пред Селименой и Моиной.
Так легкомысленной душой,
О боги! смертный вас поносит;
Но вскоре трепетной рукой
Вам жертвы новые приносит.

(Селимена — роль Колосовой в комедии Мольера «Мизантроп»; Моина — её роль в трагедии Озерова «Фингал»).

«Пушкин обращается к Катенину, как к учителю Колосовой по драматическому искусству и как к общему их другу, не решаясь писать прямо ей после их размолвки из-за его эпиграммы», — объясняет комментарий Т. Г. Цявловской.

В феврале 1827 года она вышла замуж за В. A. Каратыгина.

Чета знаменитых актёров была знакома с самыми именитыми людьми времени — Пушкиным, Грибоедовым, Крыловым, Одоевским, Рылеевым, Кюхельбекером, с декабристами. Но при этом надо помнить о многослойности и условностях времени: актёрская профессия ещё долго считалась непрестижной в высшем обществе, и хотя самым знаменитым слугам Мельпомены удавалось вырваться из своего круга, для потомственных аристократов они оставалсь «комедиантами».

Со времени открытия Александринского театра в Петербурге (1832 г.) она вместе с мужем играли основные роли на этой сцене.

В её репертуаре множество ролей классических драм, которые она блестяще исполняла не только на русском, но играла и на французском языке.

Роли

  • 1818 — «Эдип в Афинах» Озерова, 1818 — Антигона
  • 1818 — «Фингал» Озерова — Моина
  • 1819 — «Заира» Вольтера — Заира
  • Эсфирь («Эсфирь» Расина, 1819),
  • Камилла («Горации» Корнеля, 1823);
  • Мария Стюарт (Шиллера, 1834),
  • Мария («Мария, или Три эпохи из жизни женщины» (Ансело, 1837),
  • госпожа де Лери («Женский ум лучше всяких дум», «Каприз» Мюссе, 1837),
  • Елена Глинская («Елена Глинская», Полевого, 1842) [2].

Оставила сцену в 1844 или 1845 году.

Занималась литературной деятельностью: перевела с немецкого драму писательницы Шарлотты Бирх-Пфейфер «Эсмеральда» и написала «Воспоминания» («Русский Вестник», 1881, № 4 и 5)

Примечания

  1. А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.
  2. СТЭ

Ссылки

  • Портрет актрисы


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).


Каратыгина, Александра Михайловна.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01