16-09-2023
Рейс 372 South East Airlines | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
10:36 UTC |
Характер |
Грубая посадка, выкатывание за пределы ВПП |
Причина |
Отказ первого и третьего двигателей, ошибочные действия экипажа |
Место | |
Координаты |
55°25′42″ с. ш. 37°53′59″ в. д. / 55.428457° с. ш. 37.899824° в. д. (O)(O) |
Погибшие |
2[1] |
Раненые |
83[2] |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Авиакомпания |
Авиалинии Дагестана (South East Airlines) |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
ЮХ372 |
Бортовой номер |
RA-85744 |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
163 |
Экипаж |
8 |
Выживших |
169 |
Изображения на Викискладе |
Катастрофа Ту-154 в Домодедове — тяжёлое авиационное происшествие (авиакатастрофа), произошедшее 4 декабря 2010 года с самолётом Ту-154М авиакомпании «Авиалинии Дагестана» (торговая марка — «South East Airlines»), выполнявшим рейс ЮХ372 по маршруту Москва — Махачкала.
Вследствие ошибок экипажа самолёт произвёл вынужденную посадку вне взлётно-посадочной полосы на запасном аэродроме из-за сбоя в работе топливной системы, явившегося результатом непреднамеренного выключения экипажем двух двигателей.
Ту-154М (регистрационный номер RA-85744, заводской 92А927) с назначенным ресурсом 25 лет был собран на Куйбышевском (ныне Самарском) авиазаводе 8 сентября 1992 года. Первоначально самолет приобрела казахстанская авиакомпания «Азамат». В 1997 году на Внуковском авиаремонтном заводе (ВАРЗ-400) был произведен ремонт первого и третьего двигателей, а второй двигатель было решено заменить. При этом договор на ремонт был заключен как с ВАРЗ-400, так и с компанией «MVM Trading Establishment» из Лихтенштейна. Первоначально обговоренная стоимость ремонта в итоге выросла в несколько раз и авиакомпания «Азамат» была не в состоянии её оплатить. В качестве компромисса MVM Trading Establishment предложила отдать самолет в аренду болгарской авиакомпании «Балкан» до погашения долга.
Один из отремонтированных двигателей 21 июня 1998 года отказал на высоте 10 100 метров над Индийским океаном и самолет сел на острове Мале на двух оставшихся двигателях. Как выяснилось в результате расследования, отказ двигателя произошел по вине ВАРЗ-400, который не провел соответствующие доработки по конструкторским бюллетеням, хотя в формулярах самолета было оформлено, что доработки ремонтным заводом были выполнены.
Дальнейшая эксплуатация отказавшего двигателя № 187—422 стала проблематичной, так как он часто давал сбои и отказывал. В октябре 1998 года группа специалистов компании «Азамат» прилетела в Софию, чтобы завершить процедуры приема-сдачи самолета, снятого с временного регистра Республики Болгария и переведенного обратно в казахстанский регистр под прежним бортовым номером UN 85744. Однако, на следующий день после появления казахской делегации самолет был фактически угнан на ВАРЗ-400, несмотря на запрет директора Госавиаинспекции Болгарии.
В августе 1999 года под угрозой отказа от ремонта двигателей и самолета компания «Азамат» подписала новый договор с MVM Trading Establishment на аренду самолета сроком на один год с целью передачи его в субаренду вновь в авиакомпанию «Балкан». В связи с истечением срока договора в сентябре 2000 года самолет из Болгарии вернулся на ВАРЗ-400. После нового ремонта в августе—ноябре 2009 года самолет продали «Дагестанским авиалиниям». При этом в ходе проверок было установлено, что пока самолет 9 лет простаивал, многие комплектующие с него были сняты (нарушения были найдены по 46 позициям), при этом отсутствовали необходимые технические документы и акт приемки самолета ремонтным заводом[3][4].
17 ноября 2010 г. самолёт выполнял чартерный рейс Москва — Воронеж по перевозке сборной Бельгии по футболу на товарищеский матч со сборной России[5].
По состоянию на 2013 год, самолёт оставался на месте катастрофы на территории лётного поля аэропорта Домодедово, что вызвано нежеланием владельца платить за его утилизацию[6].
По сообщениям СМИ со ссылкой на представителя Росавиации, члены кабинного экипажа были опытными[7]:
В салоне самолета работали четверо бортпроводников:
Рейс South East Airlines-372 вылетел из московского аэропорта «Внуково» в Махачкалу в 14:08 по московскому времени. В период с 14:14 до 14:17 в наборе высоты бортинженер производил перекачку топлива. В процессе перекачки топлива в 14:15 на высоте около 5800 м начала проявляться нестабильность в системе подачи топлива к 1-му и 3-му двигателям. В 14:20 командир воздушного судна принял решение уменьшить режим работы двигателей и остаться на занимаемом эшелоне 9100 м, о чём экипаж доложил в службу движения. Экипаж принял решение возвращаться в аэропорт вылета Внуково. В 14:22 экипаж доложил диспетчеру об отказе двигателей № 1 и 3 и без оценки обстановки немедленно отключил их.
По предложению диспетчера самолёт был направлен векторением на вынужденную посадку в ближайший аэропорт Домодедово. В процессе снижения штурман по сути самовольно доложил о том, что «третий двигатель тоже отключился», что создало у диспетчеров мнение об отказе всех двигателей, и о том, что самолет планирует за счет аэродинамического качества. В 14:23 штурман самостоятельно доложил диспетчеру, что курсовая система и генераторы не работают. В то же время, согласно записи МСРП, курсовая система самолета продолжала работать нормально, а отказ генераторов длился 2 минуты 23 секунды, до 14:25. В 14:28, после снижения ниже 3000 м, экипаж запустил ВСУ. В сложных метеоусловиях (при низкой облачности) в 14:36 московского времени[9], самолёт произвёл жёсткую посадку в 88 м правее взлётно-посадочной полосы 32R (№ 32 правая) и за 350 метров до её конца, пересёк ВПП и выкатился на левую боковую полосу безопасности, столкнулся с неровностью рельефа и разрушился: шасси отделилось, фюзеляж разломился пополам. Носовая часть была значительно повреждена, хвостовое оперение разрушено. Самолёт остановился в 1175 м от места первого касания земли (825 м от выходного торца ВПП 32R), в 63 м левее продолженной оси ВПП и в 9 м от железобетонного забора внешнего ограждения аэропорта. Пожара не возникло.
Метеоусловия в момент катастрофы: сплошная облачность с высотой нижней границы 120—150 м (для визуального захода на посадку самолётов такого класса необходима высота нижней границы облаков не ниже 600 м), видимость у земли 10 км.
На борту лайнера находились 163 пассажира, в том числе семь детей, а также девять членов экипажа[10].
Погибли два человека, находившиеся в переднем салоне на местах 1Е и 3В: брат президента Дагестана Гаджимурад Магомедов и Роза Гаджиева, мать Гадиса Гаджиева, судьи Конституционного суда РФ. Первоначально сообщалось, что женщина скончалась от сердечного приступа на 80-м году жизни[11], однако по данным МАК, смерть наступила от сдавленных травм грудной клетки[12]. Также на борту самолёта перевозился гроб с телом 55-летней женщины, которая изначально была принята за третью погибшую[13][14].
Травмы различной степени тяжести получили 83 человека: 6 пассажиров и 2 члена экипажа — травмы, повлекшие тяжкий вред здоровью, 13 пассажиров — травмы, повлекшие средний вред здоровью, 34 пассажира и 2 члена экипажа — травмы, повлекшие легкий вред здоровью, 26 пассажиров — травмы, не повлекшие вреда здоровью[2][15]. Эвакуация длилась 58 минут, выход пассажиров из самолёта затруднялся несработавшими аварийными трапами (что, по мнению комиссии МАК, было вызвано недостаточным уровнем аварийно-спасательной подготовки бортпроводников по их использованию)[16].
По факту катастрофы следственным комитетом при прокуратуре РФ было возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц).
В качестве предварительных версий выдвигались: ошибка экипажа, техническая неисправность воздушного судна и некачественное топливо[17].
Проводивший техническое расследование МАК 20 сентября 2011 года опубликовал окончательный отчёт о данной авиационной катастрофе.
Авиационное происшествие с самолетом Ту-154М RA-85744 произошло вследствие ошибочных действий экипажа при выполнении полета и посадки с одним работающим двигателем, что привело в инструментальных метеоусловиях к выходу воздушного судна к взлетно-посадочной полосе в непосадочном положении, приземлению самолета на летное поле со значительным перелетом правее ИВПП, выкатыванию и столкновению с земляной возвышенностью.
Выкатывание и столкновение с возвышенностью вызвали значительные разрушения самолета, гибель и травмирование людей.
Происшествие стало возможным вследствие сочетания следующих факторов:
- непреднамеренное выключение бортинженером подкачивающих насосов расходного бака при выполнении процедуры ручной перекачки топлива в наборе высоты, что привело к пульсациям мгновенного расхода топлива к двигателям, падению их оборотов, выключению крайних двигателей и проблемам в электропитании самолета в течение 2 минут 23 секунд из-за отказа трех генераторов;
- неиспользование экипажем всех возможностей по восстановлению работоспособности бортового оборудования после восстановления работоспособности генератора № 2 и подключения его, а также генератора ВСУ, на бортсеть;
- невыполнение экипажем рекомендаций раздела 5 «Действия в сложных ситуациях», подразделы 5.13 «Полет с двумя неработающими двигателями» и 5.14 «Заход на посадку и посадка с двумя неработающими двигателями» РЛЭ самолета Ту-154М;
- отсутствие со стороны КВС руководства и распределения обязанностей в экипаже и самостоятельные, не во всех случаях верные, действия его членов, недостаточная подготовка КВС в области управления ресурсами экипажа (CRM);
- сложная ветровая обстановка по высотам, которая, при фактически исправном бортовом оборудовании и сложностях, которые испытывал экипаж при пилотировании по дублирующим приборам, дополнительно способствовала уклонению воздушного судна от посадочного курса;
- недостаточная профессиональная подготовка как экипажа в целом, так и каждого его члена в отдельности к действиям в аварийных и сложных ситуациях, предусмотренных РЛЭ самолета Ту-154М;
- невыполнение разработанных по результатам расследований инцидентов рекомендаций, направленных на предотвращение ошибочных действий бортинженера, приводящих к непреднамеренному выключению подкачивающих насосов расходного бака в полете.
— http://mak.ru/russian/investigations/2010/report_ra-85744.pdf
Проведённая Росавиацией проверка деятельности авиакомпании «Авиалинии Дагестана» стала одним из факторов, повлиявших на лишение авиакомпании в декабре 2011 г. права заниматься воздушными перевозками[18].
4 октября 2013 года Следственный комитет РФ предъявил обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта командиру воздушного судна Закарже Закаржаеву[15].
22 января 2015 года Закаржаев был приговорен Домодедовским городским судом к трем годам лишения свободы условно и освобождён от наказания по амнистии[19][20].
Каско воздушного судна не было застраховано, убыток от потери самолёта авиакомпании страховщиками не возмещался. Страхование ответственности авиаперевозчика осуществляла страховая компания «Росгосстрах». Общая сумма страховых выплат пострадавшим превышает 16 млн руб[21][22].
|
Катастрофа Ту-154 в Домодедове.