Lt304888.ru

Туристические услуги

Катастрофа Ту-154 над Чёрным морем

17-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 1812 Сибирь

Ту-154М авиакомпании Сибирь (RA-85699, идентичный сбитому RA-85693)
Общие сведения
Дата

4 октября 2001 года

Время

09:45 UTC (13:45 MSK)

Характер

Воздушная атака

Причина

Поражение ракетой «Земля–воздух» на эшелоне

Место

над Чёрным морем

Координаты

42°11′ с. ш. 37°37′ в. д. / 42.183° с. ш. 37.617° в. д. / 42.183; 37.617 (O)

Погибшие

78 (все)

Воздушное судно
Модель

Ту-154М

Авиакомпания

Сибирь

Пункт вылета

Международный аэропорт имени Давида Бен-Гуриона, Тель-Авив, Израиль

Пункт назначения

аэропорт Толмачёво, Новосибирск, Россия

Рейс

SBI1812

Бортовой номер

RA-85693

Дата выпуска

27 марта 1991 года

Пассажиры

66

Экипаж

12

Выживших

0

Катастрофа Ту-154 над Чёрным морем — тяжёлая авиакатастрофа, произошедшая 4 октября 2001 года. Над Чёрным морем потерпел катастрофу Ту-154М авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив — Новосибирск. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолёт непреднамеренно сбила украинская зенитная ракета С-200, запущенная в рамках проводившихся на Крымском полуострове военных учений[1][2][3][4]. В 2011 году эксперты КНИИСЭ пришли к заключению о том, что украинская ракета не могла сбить этот самолет[5]. На этом основании украинские суды отклонили иск авиакомпании «Сибирь» к Минобороны и Госказначейству.

Самолёт

Ту-154М (регистрационный номер RA-85693, заводской 91А866) был выпущен Куйбышевским авиационным производственным объединением в 1991 году. Назначенный ресурс данного воздушного судна после изготовлении составлял 20000 часов полета. На день катастрофы общая наработка самолета составила 16703 часа и 7281 цикл «взлёт-посадка». Самолет прошел один капитальный ремонт на ремонтном заводе гражданской авиации № 411 в Минеральных Водах, после которого авиалайнеру был назначен межремонтный ресурс 10000 часов. Остаток межремонтного ресурса составлял 6500 часов.

На самолёте были установлены три двухконтурных турбореактивных двигателя Д-30КУ-154-II производства Рыбинского моторостроительного завода.

Данные на двигатели[6]
Дата
выпуска
Установлен
на самолёт
Наработка
СНЭ ППР
1 27.02.1991 27.03.1991 13 200 часов, 3350 циклов 3550 часов, 750 циклов
2 31.05.1991 31.05.1991 12 470 часов, 4690 циклов 2360 часов, 1390 циклов
3 05.10.1990 27.03.1991 13 680 часов, 4650 циклов 3100 часов, 1390 циклов

Экипаж

  • Командир воздушного судна (КВС) — 42-летний Евгений Викторович Гаров. В Толмачевский объединенный авиаотряд был принят в марте 1989 года вторым пилотом Ту-154. В декабре 1991 года стал командиром Ту-154. Общий налет — 10 748 часов, на Ту-154 — 5980 часов, из них в качестве КВС — 4507 часов[7].
  • Второй пилот — 37-летний Борис Александрович Левчугов. Вторым пилотом Ту-154 стал в 1994 году. Общий налет — 4460 часов, на Ту-154 — 2245 часов[8].
  • Штурман — 42-летний Константин Юрьевич Ревтов. В апреле 1988 года был переведен в Толмачевский объединенный авиаотряд штурманом Ту-154. Общий налет — 10 381 час, на Ту-154 — 5960 часов. Имел нагрудный знак «За безаварийный налет 9000 часов»[9].
  • Бортинженер — 37-летний Валерий Глебович Лаптев. Летную деятельность начал в апреле 1987 года в Толмачевском объединенном авиаотряде бортинженером самолета Ту-154. Общий налет составляет 7284 часа (все — на Ту-154)[10].
  • Проверяющий — 52-летний Виктор Викторович Алексеев. Пилот-инструктор, инженер-пилот первого класса, начальник инспекции по безопасности полетов авиакомпании «Сибирь», командир самолетов Ту-154 и Ил-86. На рейсе SBI1812 выполнял функции проверяющего. Общий налет — 16 655 часов, на Ту-154 — 3420 часов, из них в качестве командира — 2160 часов. Награждён знаком «Отличник воздушного транспорта»[11].

Кабинный экипаж (бортпроводники) состоял из пяти человек[12]:

  • Старший бортпроводник — 51-летний Владимир Дмитриевич Хомяков. Родился 25 июля 1950 года в Новосибирске. На летной работе с сентября 1972 года.
  • Бортпроводник — 45-летняя Наталья Георгиевна Костенко. Родилась 3 апреля 1956 года в Новосибирске. На летной работе с июля 1977 года.
  • Бортпроводник — 35-летний Александр Геннадьевич Савич. Родился 3 ноября 1966 года в Новосибирске в семье пилота гражданской авиации. На летной работе с июня 1992 года.
  • Бортпроводник — 32-летняя Елена Владимировн Гусарова. Родилась 24 июня 1969 года в Новосибирске. На летной работе с января 1994 года.
  • Бортпроводник — 42-летний Игорь Викторович Воронков. Родился 2 апреля 1959 года в Новосибирске. На летной работе с 1991 года.

Катастрофа

3 октября 2001 года самолет совершил рейс SBI1811 по маршруту Новосибирск-Сочи, а оттуда в Тель-Авив и обратно в Новосибирск. На пути в Израиль посадка в Сочи выполнялась с целью дозаправки топливом. В аэропорту Тель-Авива в баки самолёта при этом было залито топливо из расчёта на выполнение и обратного рейса.

Рейс SBI1812 вылетел из международного аэропорта имени Давида Бен-Гуриона в 8:00 UTC (10.00 по израильскому времени)[6]. В 9:39 UTC самолёт вошёл в зону ответственности № 7 Северо-Кавказского центра автоматизированного управления воздушным движением (СКЦ АУВД) «Стрела» и экипаж сообщил диспетчеру о пролёте пункта обязательных донесений ODIRA. Полет осуществлялся на высоте 11100 метров в пределах международной воздушной трассы Б-145, на которую не распространялись какие-либо ограничения, в том числе временные, действовавшие на период проведения учений вооруженных сил противовоздушной обороны Украины.

В 9:45 UTC (13:45 по московскому времени) магнитофон СКЦ АУВД «Стрела» зафиксировал звуковой сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся эмоциональным криком. В дальнейшем в течение 45 секунд было зафиксировано ещё несколько сигналов от нажатия членами экипажа кнопки бортовой УКВ-радиостанции с последующими шумами и криками членов экипажа (в том числе фраза «…куда попала(о)…»), свидетельствующими о внезапном возникновении на борту воздушного судна аварийной ситуации. Практически одновременно было отмечено исчезновение метки самолета с экранов радара[13]. Самолёт в это время находился на высоте 11000 метров, примерно в 200 километрах юго-западнее города Сочи. В это же время экипажем находящегося в том же районе самолёта Ан-24 авиакомпании Armavia было доложено о зафиксированной вспышке над ним[2].

Координаты примерного места падения самолёта были определены 42°11′ с. ш. 37°37′ в. д. / 42.183° с. ш. 37.617° в. д. / 42.183; 37.617 (O)[14], что примерно в 280 километрах от Новороссийска.

Была создана специальная комиссия по установлению причин аварии. К месту аварии срочно вылетел из Геленджика Ан-26 Федеральной погранслужбы России. Туда же отправились сторожевой пограничный корабль «Гриф» и сухогруз «Капитан Вакула». Также к месту падения вылетели самолет Ан-12 Минобороны и вертолет Ми-8 Сочинской поисково-спасательной службы с пилотами и спасателями на борту, направились два спасательных буксира — «Меркурий» из Туапсе и «Капитан Беклемищев» из Новороссийска, а также судно МЧС России «Спасатель Прокопчик»[15]. Самолёт Ан-12 обнаружил масляные пятна в предполагаемом месте падения. Вертолёты обнаружили несколько обломков самолёта и тела погибших пассажиров, плавающие на поверхности моря. Всего было обнаружено 14 из 78 тел погибших. Никто не выжил[16].

Версии катастрофы

В связи с событиями 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке первой была выдвинута версия о теракте. Почти сразу же после сообщения о катастрофе аэропорт имени Давида Бен-Гуриона в Тель-Авиве был закрыт, а его служба безопасности начала проверку списков пассажиров рейса SBI 1812. С другой стороны, прорабатывалась версия о взрыве на борту самолёта по техническим причинам. Авиакомпания «Сибирь» заявила, что самолёт «был одним из лучших в авиапарке компании, он прошёл строгий технический контроль» и им «управлял опытный экипаж».

Через несколько часов на основании заявления представителей администрации США появилась третья версия, предполагавшая, что самолёт был поражён извне, например, сбит ракетой ПВО. Полученная от экспертов ЦРУ информация свидетельствовала о проводимых над акваторией Чёрного моря запусках ракет, в том числе совпадавших со временем катастрофы самолета[17]. Эта информация была озвучена телекомпанией CBS и сразу же использована в публикациях многих мировых СМИ[18][19]. После столь широкого обнародования информации об учениях представители Минобороны Украины, сначала утверждавшие, что учения не состоялись[17], подтвердили факт проведения украинскими и российскими военными учебных стрельб на полигоне 31-го исследовательского центра Черноморского флота Российской Федерации на мысе Опук: в присутствии делегаций 7 государств наземные зенитно-ракетные комплексы С-200, С-300, С-125, комплексы Бук, Куб, украинские корабли фрегат «Сагайдачный» и корвет «Луцк», а также корабль ЧФ РФ «Пытливый», оснащённые зенитно-ракетными комплексами «Оса», принимали участие в стрельбах по беспилотному самолёту-разведчику Ту-143, известному как мишень «Рейс»[20]. В общей сложности по целям было выпущено 23 ракеты[17].

Техническое расследование

Президент России Владимир Путин назначил Владимира Рушайло главой комиссии по расследованию причин катастрофы и поручил ему сформировать её состав. Комиссия была создана также в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) и Министерстве транспорта Российской Федерации.

5 октября. Появилась информация о найденных в фюзеляже Ту-154 отверстиях, напоминающих пулевые, однако эта информация была названа преждевременной[21]. Начальник Западно-Сибирского регионального Управления воздушного транспорта Владимир Тасун заявил, что, «по непроверенной информации, диспетчер на локаторе видел светящуюся точку, быстро приближающуюся к самолёту. Вот единственное, что получено из неофициальных источников по каналам телефонной связи работниками компании „Сибирь“ из Ростова». К российским спасателям присоединились спасатели из Израиля, а также был начат анализ переговоров экипажа Ту-154 и анализ видеоплёнки, фиксирующей показания радиолокаторов. Премьер-министр Украины Анатолий Кинах сделал заявление, что версия о попадании ракеты в самолёт Ту-154 авиакомпании «Сибирь» «имеет право на существование».

6 октября. Секретарь Совета безопасности России В. Рушайло заявил, что на месте аварии были найдены предметы, не относящиеся к конструкции самолёта, и что «произошло разрушение самолёта в результате поражения взрывного характера». В то же время начальник Главного управления Северо-Кавказского регионального центра МЧС России Иван Тетерин высказал мнение, что вероятность обнаружения каких-либо останков самолёта Ту-154 на дне Чёрного моря минимальна из-за большой глубины и нулевой видимости[22].

7 октября. По заявлению комиссии, в 13:45:12 наземным магнитофоном был зафиксирован крик пилота Ту-154М.

9 октября. По заявлению комиссии, анализ пробоин в фюзеляже показал, что самолёт мог быть поражён ракетой комплекса ПВО С-200 «Земля-воздух», так как размер и форма пробоин вполне соответствуют шрапнели осколочно-фугасной боевой части ракеты именно этого комплекса. Установление деталей катастрофы осложняется невозможностью определить точное место падения самолёта — обломки оказались разбросаны на территории с радиусом более чем 12 морских миль[17].

10 октября. Генпрокуратура России сообщила предварительные данные судебно-медицинской экспертизы погибших — причиной смерти всех 14 пассажиров, тела которых были найдены в ходе поисково-спасательных работ, стала баротравма. По информации заместителя генпрокурора России Сергея Фридинского в крови погибших обнаружен угарный газ, что свидетельствует о пожаре на борту судна[23].

11 октября. Владимир Рушайло обнародовал вывод технической комиссии, расследовавшей причины катастрофы рейса 1812: «множественные повреждения в виде схожих пробоин говорят о поражении российского самолёта извне»[24]. При этом Рушайло подчеркнул, что «останки самолёта, упавшего в море, не найдены из-за сложного строения дна, агрессивной сероводородной среды и большого слоя ила — до 6 метров»[25].

12 октября. Пресс-секретарь министра обороны Украины Константин Хивренко, комментируя предварительные результаты расследования инцидента, признал, что украинская ракета могла быть причиной гибели Ту-154.

13 октября. Владимир Рушайло заявил, что, по анализу обломков самолёта и пробоин, зенитная ракета взорвалась в 15 м над самолётом. Министр обороны Украины на конференции в Киеве принёс извинения родным и близким погибших в результате катастрофы российского самолёта Ту-154: «Мы знаем, что причастны к трагедии, хотя её причины до конца пока не установлены».

Украинская экспертиза

В 2008 году Министерство обороны Украины инициировало экспертизу. В состав экспертной комиссии вошли шестеро специалистов Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз (КНИИСЭ) и трое сотрудников Харьковского института воздушных сил имени Кожедуба[26]. Согласно заключению экспертизы, о котором сообщалось в январе 2011 года, самолёт не был поражён украинской ракетой[27].

Юридическое расследование и иски о возмещении ущерба

Изначально Генеральная прокуратура России возбудила уголовное дело по статье «Терроризм» по факту катастрофы пассажирского самолета Ту-154 над Чёрным морем.[28]. После опубликования выводов комиссии 16 октября 2001 года дело было передано для производства Генеральной прокуратуре Украины, российская сторона официально дело закрыла[3].

28 июня 2002 года была создана межведомственная комиссия по урегулированию претензий в связи с авиакатастрофой Ту-154 над Чёрным морем, которую возглавил зам. министра иностранных дел РФ В. В. Лощинин, его заместителем был назначен начальник правового департамента МИД РФ Р. А. Колодкин. В этот же день был зарегистрирован «Фонд помощи семьям погибших пассажиров рейса 1812 Тель-Авив Новосибирск». Руководителем фонда был избран Б. В. Калиновский, координировавший работу между межведомственной комиссией и родственниками погибших.

В соответствии договором «Об урегулировании претензий», подписанным между Россией и Украиной 26 декабря 2003 года, украинское правительство перечислило 7 809 660 долларов для выплаты родственникам погибших российских пассажиров. Выплата компенсаций осуществлялась ex gratia, то есть без признания юридической ответственности[29].

20 сентября 2004 года Генеральная прокуратура Украины закрыла уголовное дело по факту катастрофы, поскольку расследование не установило объективных данных, которые бы достоверно указывали на то, что Ту-154 был сбит ракетой С-200, запущенной во время учений украинских войск противовоздушной обороны. Военный суд Киевского гарнизона 19 октября 2004 года отменил постановление Генеральной прокуратуры о закрытии дела, Верховный Суд не удовлетворил жалобу Генпрокуратуры с просьбой отменить это решение[30][31] и расследование было возобновлено, но в июле 2007 дело было окончательно закрыто с предыдущей формулировкой[32].

Сразу после решения суда руководитель «Фонд помощи семьям погибших» Борис Калиновский и семья Белоноговых, которая отказалась от получения материальной помощи, подали иск в суд о компенсации морального ущерба — ответчиками выступали Кабинет Министров, Министерство обороны и Государственное казначейство Украины. Дело рассматривалось в Печерском районном суде города Киева и 30 января 2008 года в компенсации было полностью отказано. В мотивационной части отказа было указано, что вина ответчиков в катастрофе не была установлена расследованием прокуратуры, приведенные истцами доказательства противоречивы и не могут быть признаны основанием для удовлетворения иска[33]. Апелляция на решение суда проигравшей стороной не подавалась.

Одновременно с иском от родственников погибших ОАО «Авиакомпания „Сибирь“» подала иск к Министерству обороны Украины и Государственному казначейству Украины о возмещении ущерба: сумма исковых требований включала в себя рыночную стоимость уничтоженного самолета с дополнительным оборудованием, расходы, связанные с расследованием катастрофы, расходы по страхованию, упущенную выгоду в связи с потерей самолета, и моральный вред. Рассмотрение дела длилось больше семи лет и закончилось победой стороны защиты МО Украины: основываясь на проведенной Киевским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз дополнительном анализе материалов Государственной комиссии по расследованию — в удовлетворении исковых требований было отказано полностью[32]. 10 октября 2011 года проигравшей стороной была подана апелляция в Хозяйственный апелляционный суд Киева[34].

28 мая 2012 года Киевский апелляционный хозяйственный суд отклонил жалобу российской авиакомпании «Сибирь» (S7 Airlines) на решение суда первой инстанции, который не признал вину украинских военных в крушении российского Ту-154 в 2001 году[35]. 11 декабря 2012 года Высший хозяйственный суд Украины оставил решение в силе. Представители авиакомпании заявили о намерении обратиться в Европейский суд по правам человека[36], однако после того как 21 апреля 2013 года ВХС отказался передать дело на рассмотрение Верховного суда Украины, авиакомпания, пройдя все возможные инстанции на Украине, не воспользовалась возможностью обратиться в ЕСПЧ[37]. Таким образом, финансовые претензии «Сибири» также не были удовлетворены.

Версии причин катастрофы

Ошибка оператора

Зенитно-ракетный комплекс С-200 использует полуактивную систему наведения, когда источником излучения служит мощный наземный радар («подсветка цели»), а сама ракета ориентируется на отражённый от цели сигнал. В С-200 существуют два основных режима работы радиолокатора подсвета цели — МХИ (монохроматического излучения) и ФКМ (фазокодовой модуляции). Режим МХИ обычно используется для сканирования воздушного пространства при поиске целей, при этом определяются угол возвышения, азимут и радиальная скорость цели, но определения дальности до цели нет. Дальность определяется в режиме ФКМ, но переключение радара в этот режим занимает до 30 секунд и при недостатке времени может не производиться.

Наиболее вероятно, что во время учебных стрельб с участием ПВО Украины, которые проводились 4 октября 2001 года на мысе Опук в Крыму, самолёт Ty-154 случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели и имел близкую к ней радиальную скорость, в результате чего был обнаружен радаром системы С-200 и принят за учебную цель. В условиях недостатка времени и нервозности, вызванной присутствием высшего командования и иностранных гостей, оператор С-200 не произвёл определения дальности до цели и «подсвечивал» Ту-154 (находившийся на дальности 250—300 км) вместо малозаметной учебной цели (запущенной с дальности 60 км). Таким образом, поражение Ту-154 зенитной ракетой явилось, скорее всего, следствием не промаха ракеты мимо учебной цели (как иногда утверждается), а явного наведения ракеты оператором С-200 на ошибочно идентифицированную цель[38][39].
Расчёт комплекса не предполагал возможности такого исхода стрельбы и не принял мер по его предотвращению. Размеры полигона не обеспечивали безопасности стрельб ЗРК такой дальности. Необходимые меры по освобождению воздушного пространства организаторами стрельб предприняты не были: были запрещены полёты лишь в радиусе 50 км, хотя «паспортная» дальность поражения целей комплексом С-200В — 255 км, а техническая дальность полёта ракеты 5В28/5В28М — около 300 км[40].

По итогам служебного расследования спустя 20 дней после трагедии ушёл в отставку министр обороны Украины Александр Кузьмук. Также «пострадало» ещё несколько человек: из армии уволили главкома ПВО генерал-полковника В. Ткачёва, его заместителя по боевой подготовке генерал-лейтенанта В. Дьякова (руководителя ракетных стрельб на полигоне Опук в тот день), начальника радиотехнических войск ПВО генерал-майора Ю. Короткова, полковников А. Лунёва и Н. Жилкова, подполковников М. Алпатова и В. Шевченко. Был отстранён от должности генерал-лейтенант В. Калинюк — командующий 49-м корпусом. Командир дивизиона С-200 майор Ю. Венгер был переведён на нижестоящую должность. Однако под суд никто из военных так и не был отдан[41].

Теракт

Из-за отсутствия останков самолета и «черных ящиков», которые так и не были найдены, установление абсолютно достоверных причин катастрофы было признано экспертизой КНИИСЭ невозможным, но исходя из имеющейся информации украинские эксперты выдвинули предположение, что самолет пострадал от взрывного устройства, которое могло находиться «между потолком внутренней части самолета» и его корпусом[42].

Реакция высших лиц государств, затронутых катастрофой

Россия

Президент России Владимир Путин в интервью журналистам 4 октября 2001 г. так прокомментировал события и информацию, поступившую от украинской стороны:

Во-первых, заранее все необходимые службы на Украине были поставлены в известность. Во-вторых, оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно…
В любом случае, нет оснований не доверять украинской стороне[43].

Украина

Президент Украины Леонид Кучма 10 октября 2001 г. так ответил журналистам на вопросы о причинах авиакатастрофы:

Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба. Если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, всё будет хорошо. А если мы сами на себя ведро грязи выльем, так милости прошу[44].

Израиль

Высказывание украинского президента «есть трагедии и большего масштаба» шокировали мировое сообщество. Легкомысленное заявление Л. Д. Кучмы вызвало гневную реакцию официального Израиля. Пресс-секретарь израильского премьер министра Ариэля Шарона так прокомментировал заявление украинского президента[45]:

Когда убитый не является представителем твоего народа, тогда, наверное, возможно делать такие академические умозаключения. Погибло 78 человек, большинство из которых были израильтянами — для нас это величайшая трагедия.

Культурные аспекты

16-я серия сериала «Высший пилотаж» содержит отсылки к описываемой катастрофе: российский самолёт Ил-86 авиакомпании «АЭРУС» борт RA-86103 совершал рейс из Тель-Авива в Москву, попал в зону проведения Украиной учебных стрельб ПВО над Чёрным морем и был сбит из ЗРК С-200, но экипажу удалось посадить самолёт в степи на Кубани[46].

Увековеченье памяти

  • 4 октября 2011 года в Сочи прошла панихида по пассажирам рейса 1812[47].
  • Более сотни человек пришли на Заельцовское кладбище в Новосибирске почтить жертв трагедии[48].
  • 4 октября 2011 года трагедию вспоминали и в Израиле[49].

Аналогичные случаи уничтожения пассажирских самолетов средствами ПВО

См. категорию Категория:Сбитые пассажирские воздушные суда

Примечания

  1. Я не я и ракета не моя. Вечерний Новосибирск (23.08.2007). — «Киевский апелляционный суд отказался признать версию российских специалистов»  Проверено 17 июля 2014.
  2. ↑ Авиакатастрофа рейса Ту‑154 Тель-Авив — Новосибирск (2001 г.). Справка РИА Новости
  3. ↑ Следствие закончено, забудьте / Lenta.ru 18 июня 2004
  4. Описание катастрофы на сайте Aviation Safety Network
  5. Суд не нашел вины украинских военных в крушении российского Ту-154. РИА Новости (06.09.2011). Проверено 17 июля 2014.
  6. ↑ Рейс 1812 Тель-Авив - Новосибирск: Хроника событий. ОАО «Авиакомпания "Сибирь"» памяти пассажиров и экипажа рейса 1812 Тель-Авив - Новосибирск. Проверено 6 августа 2014.
  7. Рейс 1812 Тель-Авив - Новосибирск: Экипаж: Гаров Евгений Викторович. ОАО «Авиакомпания "Сибирь"» памяти пассажиров и экипажа рейса 1812 Тель-Авив - Новосибирск. Проверено 6 августа 2014.
  8. Рейс 1812 Тель-Авив - Новосибирск: Экипаж: Левчугов Борис Александрович. ОАО «Авиакомпания "Сибирь"» памяти пассажиров и экипажа рейса 1812 Тель-Авив - Новосибирск. Проверено 6 августа 2014.
  9. Рейс 1812 Тель-Авив - Новосибирск: Экипаж: Ревтов Константин Юрьевич. ОАО «Авиакомпания "Сибирь"» памяти пассажиров и экипажа рейса 1812 Тель-Авив - Новосибирск. Проверено 6 августа 2014.
  10. Рейс 1812 Тель-Авив - Новосибирск: Экипаж: Лаптев Валерий Глебович. ОАО «Авиакомпания "Сибирь"» памяти пассажиров и экипажа рейса 1812 Тель-Авив - Новосибирск. Проверено 6 августа 2014.
  11. Рейс 1812 Тель-Авив - Новосибирск: Экипаж: Алексеев Виктор Викторович. ОАО «Авиакомпания "Сибирь"» памяти пассажиров и экипажа рейса 1812 Тель-Авив - Новосибирск. Проверено 6 августа 2014.
  12. Рейс 1812 Тель-Авив - Новосибирск. ОАО «Авиакомпания "Сибирь"» памяти пассажиров и экипажа рейса 1812 Тель-Авив - Новосибирск: Экипаж. Проверено 6 августа 2014.
  13. Распоряжение Министерства транспорта России от 04 декабря 2001 г. №НА-424-р «О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПРОИСШЕСТВИИ С САМОЛЕТОМ ТУ-154М RA-85693»
  14. «Катастрофа самолета Ту-154 в Чёрном море произошла из-за теракта»
  15. Катастрофа самолета Ту-154 в Чёрном море
  16. Трагедия над Чёрным морем: Ту-154 был взорван
  17. ↑ Хроника трагедии
  18. Западные СМИ сообщают, что самолет ТУ-154 был сбит ракетой с территории Украины
  19. Ту-154 был сбит украинской ракетой?
  20. В поисках украинского следа
  21. На фюзеляже Ту-154 не обнаружено пулевых отверстий. Новости NEWSru.com.
  22. Надежды на «Тритона» практически нет.
  23. «Причиной гибели пассажиров ТУ-154 стала баротравма».
  24. «Секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло сообщил журналистам вывод технической комиссии. …». Газета. Ру.
  25. «Вывод комиссии по расследованию гибели ТУ-154: самолет был поражён извне». korrespondent.net.
  26. Эксперты отрицают, что российский Ту-154, упавший в 2001 году в Чёрное море, сбила украинская ракета. NEWSru (19 января 2011). Проверено 24 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2013.
  27. Эксперты отрицают поражение самолёта РФ украинской ракетой в 2001 году. // РИА Новости Украина.
  28. Украина не видит оснований для возбуждения дела по катастрофе Ту-154
  29. Украина перевела в Россию 7,8 миллиона долларов компенсаций за сбитый Ту-154. Lenta.ru (16:56, 15 декабря 2004). Проверено 31 июля 2014.
  30. Генпрокуратура снова взялась за дело о катастрофе российского Ту-154 над Чёрным морем
  31. Суд обязал украинскую прокуратуру возобновить дело о катастрофе самолета Ту-154
  32. ↑ Хозсуд Киева отклонил иск авиакомпании «Сибирь» к Минобороны и Госказначейству Украины
  33. Украина отказала в иске семьям погибших в катастрофе Ту-154
  34. Решение киевского суда по делу сбитого в 2001 году Ту-154 обжаловано
  35. Украинские военные не причастны к ЧП с Ту-154 в 2001 г, подтвердил суд // РИА Новости, 28/05/2012 г., 15:27
  36. Украина предстанет перед ЕСПЧ. Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  37. Минобороны Украины получило знак свыше
  38. Как Ту-154 авиакомпании «Сибирь» сделали мишенью в украинском тире
  39. Прерванный полёт. Независимое военное обозрение, 12 октября 2001 г.
  40. Богадельня пана Кузьмука, или Пошли их в сраку! Огонь!
  41. Десять лет назад украинский зенитно-ракетный комплекс С-200 сбил пассажирский самолёт авиакомпании «Сибирь»
  42. Суд: украинская ракета не сбивала Ту-154 над Чёрным морем
  43. «Путин заявляет, что украинская ПВО не причастна к гибели Ту-154» на сайте newsru.com. Новость от 4 октября 2001 г.
  44. «Президент Украины готов признать, что Украина сбила пассажирский Ту-154» на сайте newsru.com. Новость от 10 октября 2001 г.
  45. На Западе шокированы реакцией Кучмы. Новость от 11 октября 2001 г. на сайте «Украинская правда». (укр.)
  46. 17:33 Высший пилотаж(16 серия).
  47. В Сочи прошла панихида по пассажирам сбитого ракетой Ту-154
  48. В Новосибирске вспоминают жертв авиакатастрофы над Чёрным морем в 2001 году
  49. В России и Израиле вспоминали погибших в авиакатастрофе 2001 года

Ссылки

  •  (рус.) 4 октября Ту-154 RA-85693. Межгосударственный авиационный комитет.
  • Сайт памяти погибших
  • Сообщения авиакомпании «Сибирь»
  • Newsru.com Досье катастрофы борта 85693
  • Описание катастрофы на сайте Aviation-safety.net
  • Интернет газета независимой аналитической группы «Експерт-центр» — По четвергам ракет остерегайтесь!
  • Нацональна бібліотека України імені Вернадського — Осторожно! В акватории шальные ракеты
  • Мнение адвоката Андрея Козлова, представлявшего на суде Украину
  • Решение Печерского районного суда по иску родственников погибших от 30 января 2008 года (укр.)
  • Решение Хозяйственного суда по иску авиакомпании «Сибирь» от 06 сентября 2011 года (укр.)
  • Выпуск новостей канала ТВ-6 от 4 октября 2001 г. Трансляция канала С-SPAN с английским переводом
  • Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз. Вывод экспертной комиссии по делу № 30/261 (укр.) (21 мая 2010). Проверено 17 сентября 2011. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  • Полные материалы стороны защиты по делу № 30/261 (укр.). Проверено 17 сентября 2011. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.

Катастрофа Ту-154 над Чёрным морем.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01