14-10-2023
Рейс 75 Аэрофлота | |
Як-40 компании Аэрофлот |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
07:16 |
Характер | |
Причина |
Некачественное закрытие грузового люка |
Место |
у Ростова-на-Дону (РСФСР, СССР) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания |
Аэрофлот (Северо-Кавказское УГА, Ростовский ОАО) |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
75 |
Бортовой номер |
СССР-87948 |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
18 |
Экипаж |
4 |
Погибшие |
2 |
Выживших |
20 |
В четверг 13 октября 1977 года в небе в районе Ростова-на-Дону произошла катастрофа Як-40К компании Аэрофлот, когда открылась дверь грузового отсека, в результате чего погибли два пассажира.
Як-40К (К — конвертируемый вариант, для грузопассажирских перевозок) с бортовым номером 87948 (заводской — 9621245, серийный — 45-12) был выпущен Саратовским авиационным заводом 8 июня 1976 года и передан Министерству гражданской авиации, которое к 10 июня[1] направило его в Ростовский авиаотряд Северо-Кавказского управления гражданской авиации. Всего на момент катастрофы авиалайнер имел 2486 часов налёта и 1704 посадки[2].
Самолёт выполнял рейс 75 по маршруту Ростов-на-Дону — Николаев, а пилотировал его экипаж, состоящий из командира (КВС) В. И. Колосова, второго пилота Е. И. Гладковой и бортмеханика В. А. Иващенко. В салоне работала стюардесса З. А. Лебедева. Всего на борту находились 18 пассажиров[2].
Самолёт выполнил взлёт и начал набор высоты, а затем начал выполнять первый разворот. Неожиданно при прохождении высоты 250—300 метров открылся грузовой люк, находящийся на левой стороне, и зафиксировался в верхнем положении. К люку были прикреплены 2-й и 3-й левые ряды сидений (места 2а, 2б, 3а и 3б), которые сорвало с креплений и вытянуло наружу, где они перевернулись и повисли на люке почти «верх ногами». Сидевшие в третьем ряду женщина и её шестилетний сын (места 3б и 3а соответственно) выпали из сидений, так как у ребёнка ремень был отрегулирован на взрослого, а у матери ремень был прикреплён нестандартным болтом и соскочил с крепления. Сидевший во втором ряду мужчина (место 2а) остался в сидении и провисел снаружи весь полёт. В 07:16 экипаж доложил на землю о чрезвычайном положении и начал выполнять заход на посадку малым кругом. Когда самолёт коснулся полосы и в процессе пробега снизил скорость, набегающий поток воздуха также снизился, поэтому грузовой люк опустился, после чего пассажиры смогли втянуть висящего на нём мужчину внутрь и оказать пострадавшему помощь. За исключением матери с сыном, которые разбились при ударе о землю, больше никто на борту не погиб[2]. Точных сведений о дальнейшей судьбе самолёта нет.
Как показало расследование, днём ранее (12 октября) борт 87948 выполнял грузовой рейс, при этом пассажирские сидения были сняты. Когда грузовой рейс был выполнен, техники Ростовского аэропорта переделали самолёт обратно в пассажирский вариант, для чего вновь установили в салоне кресла. Однако в ходе этих работ был некачественно закрыт грузовой люк, а затем технический персонал не проконтролировал состояние ручек закрытия. Экипаж в свою очередь не проверил сигнализацию грузового люка. В результате в полёте на высоте 250—300 метров разность давлений внутри и снаружи самолёта достигла 25—30 мм рт.ст., после чего вытолкнула наружу грузовой люк[2].
Выводы: Некачественное выполнение техническим составом работ по закрытию люка при переоборудовании самолета в пассажирский вариант и невыполнение работ по контролю за состоянием ручек закрытия грузового люка и его сигнализации со стороны экипажа.— [2]
|
Катастрофа Як-40 над Ростовом-на-Дону.