Lt304888.ru

Туристические услуги

Католицизм в Болгарии

19-09-2023

Собор Святого Людовика. Пловдив

Католицизм в Болгарии. Католическая церковь Болгарии — часть всемирной Католической церкви.

Католицизм — третья по численности религиозная деноминация страны после православия и ислама. По данным переписи 2011 года в стране проживает 48 945 человек (0.85 % населения) римско-католического вероисповедания[1]. Католические справочники приводят цифру около 60 000 человек католиков латинского обряда[2]. Грекокатолики страны объединены в Болгарскую грекокатолическую церковь, их численность около 10 000 человек[3].

Католики страны принадлежат трём группам, различным по своему историческому происхождению. Первая — потомки переселенцев с Запада, в первую очередь потомки саксонских рудокопов на северо-западе страны и выходцев из колоний Рагузы. Вторая — потомки обращенных в католицизм павликиан. Большая часть этой общины проживает в Румынии и Сербии и известна как банатские болгары. Однако и в самой Болгарии есть значительное количество католиков этой группы, так, в городе Раковски католики составляют большинство населения. Третья группа — принявшие католичество в различные исторические периоды православные. Большая их часть принадлежит к грекокатоликам.

Содержание

История

Собор Святого Павла. Русе

Первые латинские миссионеры появились в Болгарии ещё до Великого раскола христианской церкви при Борисе I. После крещения болгарского народа из-за разногласий с патриархом Фотием Борис подчинил болгарскую церковь папе Николаю I, заключив с ним унию. Уния просуществовала четыре года, в 870 году Болгария перешла под омофор нового константинопольского патриарха Игнатия, который предоставил Болгарской епархии широкую автономию.

Ещё одна уния Болгарии со Святым Престолом была заключена в 1204 году при царе Калояне, она продлилась до 1235 года. После её падения вплоть до XVI века Католическая церковь не имела с Болгарией никаких связей, а в XIV веке Болгария была завоёвана Османской империей.

Новое появление католиков на территории страны датируется XVI веком. В страну начали переселяться исповедующие католицизм саксонские рудокопы и торговцы из адриатического города Рагуза (совр. Дубровник). Католические миссионеры развернули широкую деятельность по обращению в католичество остатков некогда многочисленной еретической секты павликиан и преуспели в этой деятельности, в XVII веке подавляющее большинство павликиан стали католиками. Турецкое правительство сначала не мешало деятельности католических миссионеров, однако с 1700 года начало преследование католиков. Католическая община Чипровца было ядром антитурецкого Чипровского восстания.

Резиденция главы Болгарской грекокатолической церкви в Софии

В конце 1850-х среди болгар усилилось движение за независимость национальной церкви от Константинополя. Часть духовенства на этой почве выступила за унию с Римом. Возглавлявший сторонников унии архимандрит Иосиф Сокольский 8 апреля 1861 года был посвящён папой Пием IX в епископы и назначен главой Богарской католической церкви византийского обряда. В этом качестве он был признан и султаном. Церковь быстро росла, число грекокатоликов в Болгарии превысило 60 000 человек, но когда в 1870 году фирманом султана Абдул-Азиза, в частности, в ответ на требования России был учреждён Болгарский экзархат под юрисдикцией Константинополя, который де-факто стал независимой церковной структурой, три четверти болгарских грекокатоликов вернулось в православие. После Русско-турецкой войны 1877—1878 годов и освобождения от турецкого ига в стране сохранилась небольшая греко-католическая община.

В начале XX века влияние Католической церкви в Болгарии резко выросло. Многочисленные монашеские ордена и институции открыли в стране ряд школ, колледжей и госпиталей, строились католические церкви. Князь, а затем царь Болгарии Фердинанд I был сам по рождению католиком и был женат на ревностной католичке Марии-Луизе Бурбон-Пармской, поэтому поддерживал деятельность католических структур. В 1925 году были установлены дипломатические отношения между Болгарией и Святым Престолом, большую роль в подготовке этого события сыграл папский нунций Анджело Ронкалли (будущий папа Иоанн XXIII).

После Второй мировой войны коммунисты начали политику преследования Католической церкви в Болгарии. Все католические церкви были закрыты, ценности конфискованы. На «католических процессах», проходивших в 1951—1952 годах 60 католических священников были осуждены «за шпионаж», четверо из них расстреляны. После падения коммунистического режима Католическая церковь в Болгарии получила возможность свободного функционирования. В 1990 году были восстановлены дипломатические отношения со Святым Престолом, в мае 2002 года Болгарию посещал с визитом Папа Иоанн Павел II.

Структура

Всего в Болгарии существует 2 католические епархии латинского обряда — Никополь и София-Пловдив. Они не объединены в митрополию и обе имеет статус епархии прямого подчинения Святому Престолу. Болгарская грекокатолическая церковь имеет статус апостольского экзархата, центр находится в Софии.

Статистика по епархиям (данные 2006 года)[2]:

Епархия Статус Обряд Число католиков Число священников Число приходов Глава
Епархия Никополя Никопол Епархия прямого подчинения Латинский 30 000 10 19 Петко Йорданов Христов
Епархия София-Пловдив София–Пловдив Епархия прямого подчинения Латинский 34 000 21 16 Георги Иванов Йовчев
Апостольский экзархат София София Апостольский экзархат Византийский 10 000 21 21 Христо Пройков

Примечания

  1. Результаты переписи 2011
  2. ↑ Bulgaria. Current Dioceses
  3. Annuario Pontificio

См. также

Ссылки и источники

  • Католическая церковь в Болгарии на сайте gcatholic.com
  • Статистика католической церкви в Болгарии
  • Bulgaria //Catholic Encyclopedia
  • Р. Роберсон. Восточные христианские церкви

Католицизм в Болгарии.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01