08-10-2023
Ка́чча (итал. caccia охота) — поэтическая и музыкальная форма в Италии XIV - начала XV веков, один из наиболее характерных жанров светской музыки периода Ars nova.
Рисует сцены охоты, рыбалки, ярмарки. Для каччи типична звукоизобразительность — лай собак, пение кукушки, выкрики торговцев и т.п. Поэтическая форма строится как чередование рифмованных строк разной длины, главным образом, семи- и одиннадцатисложных. Для музыки каччи характерно трёхголосие: два верхних голоса поют канон в (музыкальный интервал) приму, третий (фактурно равноправный с остальными) голос обычно поручен инструменту. После канона может следовать второй раздел формы — ритурнель (также канонический). Быстрый темп, мелизматика, вставки гокетной техники требуют от исполнителей каччи высокого технического мастерства.
Среди композиторов, писавших каччи, Герарделло Флорентийский («Tosto che l'alba»), Лоренцо Флорентийский («A poste messe»), Якопо Болонский («Uselleto selvaggio»), среди авторов текстов к каччам — знаменитые поэты XIV века Никколо́ Сольданьери и Франко Саккетти. Знаменитый образец каччи — «Chosì pensoso» Франческо Ландини:
итал. оригинал | рус. перевод |
---|---|
Così pensoso com'Amor mi guida Per la verde rivera passo, passo, |
В раздумьях, ведомый Любовью, брел я вдоль берега зеленого реки. |
Французский аналог каччи (встречается в тот же исторический период Ars nova, но значительно менее распространён) — трёхголосная шас (франц. chasse - охота).
Качча.