16-10-2023
Среди многочисленных даршан индийской философии кашмирский шиваизм характеризуется различными учёными как идеалистический монизм[1], (абсолютный идеализм, теистический монизм[2], реалистический идеализм[3], фундаменталистский монизм[3]).
Сознание для кашмирских шиваистов является единственной реальностью, в которой между феноменальным миром и Богом есть только иллюзорное восприятие дуальности человеком, в отличиe от адвайты-веданты, где мир есть только иллюзия.
Кашмирский шиваизм возник в восьмом[4] — девятом столетии[5][6] в Кашмире и добился значительных результатов в области философии и теологии до конца двенадцатого столетия[7].
Кашмирский шиваизм отчасти напоминает индийский тантризм, и оба имеют своим ключевым символом Шри Янтру.
Кашмирский шиваизм носит ещё название «трика».
Содержание |
Система Кашмирского шиваизма базируется на тантрическом знании, которое было утеряно ещё к началу Кали-юги, тогда Шива принял форму Шриканты на вершине горы Кайлаш, где он, частично воплотившись в риши Дурвасу, передал ему тантрическое знание, включая абхеду, бхедаабхеду и бхеду, как это описано в Бхайрава-тантре, Рудра-тантре и Шива-тантре. Тщетно искал Дурвасас достойных учеников для передачи сокровенного знания, мысленным усилием он сотворил трёх сыновей, старшему Триамбаке передал и повелел распространять монистическую абхеду, что известно теперь как Кашмирский шиваизм.[8]
Наиболее важными текстами этой философской системы являются Шива-сутры, Спанда-карика и Виджняна Бхайрав Тантра .
Ануттара — «Высшее», «Изначальное», «Непревзойденная действительность» — единая основа мироздания.[9]
В действительности существует лишь высшее Сознание, которое носит название Ануттара (Парасамвит, Парамашива), проявляющееся в динамическом взаимодействии (спанда) двух образов Единого — пракаши (света Сознания) и вимарши (силы самосознания, отражения) — или Шивы и Шакти.
Практикующий осознаёт себя как неотделимое от высшего Сознания (поэтому метод называется пратьябхиджня «узнавание») и видит мир как игру (чидвиласа, крида) Единого. Подобное состояние сознания вызывается исключительно доброй волей Шивы (ануграха «милость») — спонтанно, но предусмотрен и постепенный путь (крама) — ведущий так же к конечному осознанию Единства и блаженству.[10].
Ахам — понимание высшей действительности как сердца — сосредоточение чистого «Я есть», неразделённое внутреннее состояние Шивы, которое поддерживает проявленное[11] и отражается в Шакти[12].
В санскритском алфавите а — первая буква, отождествляется с Шивой, ха — последняя — Шакти, ахам символизирует их соединение.
Категория «спанда», введённая Васугуптой (р. 800 до н. э.), часто объясняется как «вибрация/шевеление сознания». Абхинавагупта использует выражение «некая разновидность движения», подразумевая отличность его от движения физического. Это скорее сродни вибрации или пульсации, в сути своей таящей экстатическое, самопорождающее сознание .
Центральное положение внутри этой категории занимает тезис «всё есть Спанда», подразумевающий как объективную внешнюю реальность, так и внутренний мир, одинаково невозможные в отсутствие движения
. При этом предельное движение происходит не в пространстве и не во времени, но внутри Высшего Сознания.Для описания смысла, заложенного в категорию спанда, писания приводят следующие метафоры: беспрепятственная воля Высшего Сознания (чит) — svātantrya, высшая творческая энергия — visarga, сердце божественного — hṛdaya и океан светосносного сознания — cidānanda.
Шиваизм | ||
---|---|---|
Основные праздники | Маха-Шиваратри · Ганеша-чатуртхи · Наваратри · Дурга-пуджа · Дивали · Чхатх | |
Священные дни | Карва-чаутх · Тайпусам · Махалакшми-врата · Ракша-бандхан | |
Направления | Пашупата · Лингаята · Натха · Капалика · Кашмирский шиваизм · Шайва-сиддхантха · Шайва-адвайта | |
Родственное | Шактизм · Ганапатья · Каумарья | |
Писания | Пураны · Упанишады · Агамы · Тантры | |
Учителя и святые | Шивая Субрамуниясвами · Свами Ланкшман Джу · Абхинавагупта · Басава · Васугупта · Горакшанатх | |
Категория Изображения на тему «Шиваизм» на Викискладе |
Кашмирский шиваизм.