10-10-2023
Наго́рно-Караба́хская Респу́блика, Респу́блика Арца́х[1] (арм. Լեռնային Ղարաբաղի Հանրապետություն, Արցախի Հանրապետություն — Lernain Gharabaghi Hanrapetut’yun, Arts'akhi Hanrapetut’yun) — не имеющее выхода к морю непризнанное государство[18], провозглашённое 2 сентября 1991 на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов Азербайджанской ССР в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) Азербайджанской ССР и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР.
Содержание |
2 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области и сопредельного Шаумяновского района Азербайджанской ССР[19].
10 декабря 1991 года был проведён референдум (тогда как независимость Азербайджанской Республики была провозглашена не посредством референдума) о статусе НКР, 99,89 % участников которого высказались за её независимость. Такой процент был достигнут из-за того, что референдум был бойкотирован[20] азербайджанским меньшинством области. Референдум не был признан международным сообществом. Кроме территорий НКАО и Шаумяновского района Азербайджанской ССР референдум также проводился на части территории Ханларского района, впоследствии получившей в карабахской и армянской литературе название Геташенский подрайон, что, как указывают власти НКР, юридически закрепило вхождение данной территории в состав Нагорно-Карабахской Республики[21][22][23]. 6 января 1992 года парламент НКР первого созыва — Верховный Совет НКР — принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики». Провозглашению независимости предшествовал почти четырёхлетний армяно-азербайджанский конфликт, приведший к значительному числу жертв и беженцев с обеих сторон[24][25], вызванных применением массового насилия и этнических чисток.
В 1991—1994 между Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном разгорелся военный конфликт, в ходе которого азербайджанцы вытеснили армян с территории бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР и части Нагорного Карабаха, а поддержанная Арменией Нагорно-Карабахская Республика установила контроль над несколькими районами Азербайджана, прилегающими к Нагорному Карабаху, и вытеснила оттуда азербайджанское население, что было квалифицировано в 1993 году Советом Безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана армянскими силами[26][27][28][29].
Согласно административно-территориальному делению Азербайджана территория, фактически контролируемая НКР в настоящее время, занимает юго-западную часть основной территории Азербайджана (территория бывшей Нагорно-Карабахской автономной области и некоторые прилегающие территории), примыкает к государственным границам между Азербайджаном и Арменией на западе и Азербайджаном и Ираном на юге и граничит с контролируемой Азербайджаном территорией на севере и востоке.
К маю 1992 года силы самообороны НКР сумели взять Шушу, «пробить» коридор в районе города Лачин, воссоединивший территории Нагорного Карабаха и Республики Армения, тем самым частично ликвидировав блокаду НКР.
В июне-июле 1992 года в результате наступления азербайджанская армия взяла под контроль весь Шаумяновский, большую часть Мардакертского и Аскеранского районов.
В 1992 году, с целью экономической поддержки бывших советских республик, в США был принят «Акт в поддержку свободы» (Freedom Support Act). Сенатом США к акту была принята 907-я поправка, которая запрещала оказание помощи Азербайджану со стороны правительства США, до тех пор пока Азербайджан не прекратит блокаду и военные действия против Армении и Нагорного Карабаха. Согласно некоторым источникам, поправка была принята под давлением армянского лобби[30][31][32][33]. По мнению Сванте Корнелла, поправка игнорирует тот факт, что Армения сама осуществила эмбарго в отношении Нахичевани, отделенной от основной части Азербайджана[34], а закрытие границы с Арменией, по мнению авторов книги «Хрупкий мир», произошло из-за оккупации азербайджанских земель[35]. Более того, по мнению Сванте Корнелла, использование термина «блокада» само по себе вводит в заблуждение — Армения имеет тесные экономические связи с Грузией и Ираном и данном случае больше подходит термин «эмбарго»[34].
С целью отражения действий Азербайджана жизнь НКР была полностью переведена на военные рельсы; 14 августа 1992 года был создан Государственный комитет обороны НКР, а разрозненные отряды сил самообороны были реформированы и организованы в Армию Обороны Нагорного Карабаха.
Армии Обороны НКР удалось взять под контроль большую часть ранее контролируемых Азербайджаном территорий Нагорно-Карабахской автономной области, заняв в ходе боевых действий и ряд прилегающих к республике районов Азербайджана. Данные действия были квалифицированы Советом безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана армянскими силами[26][27][28][29].
5 мая 1994 года, при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке, Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол, на основании которого 12 мая теми же сторонами была достигнута Договоренность о прекращении огня, действующая по сей день.
В 1992 г. для урегулирования карабахского конфликта была создана Минская группа ОБСЕ, в рамках которой осуществляется переговорный процесс с целью подготовки Минской Конференции ОБСЕ, призванной добиться окончательного решения вопроса статуса Нагорного Карабаха[29].
Под контролем вооружённых сил Азербайджана находятся около трети Шаумяновского района, а также незначительные части Мартакертского и Мартунинского районов НКР.
Нагорно-Карабахская Республика является членом неформального объединения СНГ-2.
Нагорно-Карабахская Республика является президентско-парламентской республикой. Главой государства является президент, исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром.
Законодательный орган — Национальное Собрание, 33 места.
В июне 2005 года состоялись выборы депутатов Национального Собрания НКР. В них приняли участие политические партии и объединения:
На выборах присутствовали зарубежные наблюдатели, приглашённые властями НКР. Из России были приглашены, в частности, депутаты Госдумы Виктор Шейнис, Константин Затулин и Сергей Григорьев, а также председатель Академии духовного единства Георгий Трапезников, которые присутствовали на выборах в качестве частных лиц. В своём заявлении, сделанном по окончании выборов, российские наблюдатели назвали их «демократичными, прозрачными, свободными, независимыми, легитимными, отвечающими Избирательному кодексу НКР и всем высоким международным стандартам»[36]). Однако МИД России заявило, что «граждане Российской Федерации, выступавшие на этих выборах в качестве наблюдателей, находились в Нагорном Карабахе по собственной инициативе и исключительно в личном качестве»[37].
Исполнительную власть НКР осуществляет Правительство НКР, полномочия которого устанавливаются законами НКР. Правительство состоит из Премьер-министра НКР, Вице-премьера, министров. Структура и порядок деятельности Правительства устанавливается указом Президента НКР в присутствии Премьер-министра.
Премьер-министром является Араик Владимирович Арутюнян, а вице-премьером Спартак Апетнакович Тевосян.
В правительстве есть 12 министерств, из которых 4 (Министерства Юстиции, Социального обеспечения, Культуры и по делам молодёжи и Градостроительства) возглавляют женщины.[38]
Нагорно-Карабахская Республика расположена в юго-восточной части Малого Кавказа. Рельеф республики типично горный, охватывает восточный отрезок Карабахского плато и с запада наклонно спускается к востоку, сливаясь с Арцахской долиной, составляющей большую часть Куро-Аракской низменности. Относительно низменными являются восточные части Мартакертского и Мартунинского районов[40].
На территории Нагорно-Карабахской Республики распространено 2 климатических пояса, климат здесь мягкий умеренный, на значительной территории — сухой субтропический. Среднегодовая температура воздуха здесь составляет +10,5° С. Самые жаркие месяцы — июль и август, средняя температура которых составляет +21,7° С и +21,4° С. Средняя температура самых холодных месяцев (январь-февраль) — около 0° С. Наиболее теплыми местностями на территории Нагорно-Карабахской Республики являются низменные зоны Мартунинского и Мартакертского районов.
В зимние месяцы относительно холодный пояс охватывает высокогорный, в особенности северный отрезок — Мравский хребет. Наименьшая температура в низменной зоне опускается до −16° С, в предгорье — до −19° С, высокогорье — от −20° С до −23° С. Наиболее высокая температура в низменных и предгорных местностях доходит до +40° С, среднегорных и горных местностях — от +32° С до +37° С.
На территории республики преобладают горно-долинные ветры. В весенние и летние месяцы часто бывают проливные дожди и сильные грозы. Среднегодовое количество атмосферных осадков по поясам колеблется от 480 до 700 мм, часто встречается туман. Наименьшие осадки выпадают в равнинной зоне — в низменных частях Мартакертского и Мартунинского районов — и составляют 410—480 мм в год. Наибольшее количество осадков выпадает в высокогорной зоне — 560—830 мм в год.[41][42]
Реки относятся к бассейну Куры (Тартар, Хачен, Каркар) и Аракса (Кенделан, Ишханагет)[43]. Из-за имеющегося наклона почти все реки Нагорно-Карабахской Республики текут с гор с запада и юго-запада на восток и юго-восток в Арцахскую долину. Наибольшими реками являются: Тартар, Хачен, Аракс, Воротан; Тартар — наибольшая.
Озёра на территории страны практически отсутствуют, лишь на крайнем западе расположено пять водоёмов, три из котороых называются: Сев лич (граница НКР с Арменией), Большой Ал, Малый Ал.
На территории страны расположено три водохранилища: Сарсангское, Хаченское, Хода Афарин (граница НКР с Ираном).
Территориально Нагорно-Карабахская Республика разделена на 7 районов и столицу Степанакерт[44][45]:
Район | центр |
---|---|
Степанакерт | |
Аскеранский | г. Аскеран[46] |
Гадрутский | г. Гадрут[47] |
Мартакертский | г. Мартакерт[48] |
Мартунинский | г. Мартуни[49] |
Шаумяновский | г. Карвачар[50] |
Шушинский | г. Шуши[51] |
Кашатагский | г. Бердзор[52] |
Пять из них — Аскеранский, Гадрутский, Мартакертский, Мартунинский и Шушинский располагаются как на территории бывшей НКАО, так и за её пределами, заявленные земли Шаумяновского района располагаются на территории бывших Шаумяновского и Кельбаджарского Азербайджанской ССР, а также части Ханларского района АзССР, Кашатагский район располагается на части территории бывшего Лачинского района АзССР.
Части Мартакертского, Мартунинского и Шаумяновского районов находятся под контролем Азербайджана и считаются властями НКР оккупированными территориями.
Территории НКР, расположенные за пределами границ заявленных в 1991 году как НКР территорий бывшей НКАО, Шаумяновского и части Ханларского районов АзССР, часто называются поясом или зоной безопасности НКР.
По результатам переписи населения Нагорно-Карабахской Республики 2005 года, численность населения в республике составила 137 737 человек, из них армян — 137 380 человек (99,74 %), русских — 171 человек (0,1 %), греков — 22 человека (0,02 %), украинцев — 21 человек (0,02 %), грузин — 12 человек (0,01 %), азербайджанцев — 6 человек (0,005 %), представителей других национальностей — 125 человек (0,1 %)[53]. В 2006 году в НКР родилось 2102 ребёнка — на 4,9 % больше, чем в 2005 году. В расчёте на 1000 жителей родилось 15,3 ребёнка против 14,6 в 2005 году. Естественный прирост населения за то же время увеличился на 16,5 %. В 2006 году в Нагорно-Карабахскую Республику из Армении и других стран СНГ переехала на постоянное жительство 241 семья, или 872 человека, 395 из которых — дети[53][54][55]. По оценкам на 2009 год, численность населения республики составляла 141 100 человек[56].
Согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики, территория, контролируемая НКР, является частью Азербайджана. Приверженность территориальной целостности Азербайджанской Республики упоминается в резолюциях Совета Безопасности ООН, Генеральной Ассамблеи ООН и ряда других международных организаций[57]: в 1993 году Советом Безопасности ООН были приняты четыре резолюции, касающиеся Карабахского конфликта, квалифицирующих контроль армянами территорий, находящихся за пределами Нагорного Карабаха, как оккупацию территории Азербайджана армянскими силами[26][27][28][29], в марте 2008 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», которую поддержали 39 государств-членов ООН[58][59] (без США, России, Франции — государств-членов Минской группы ОБСЕ), в 2009 году Государственный департамент США в своём ежегодном докладе о соблюдении свободы вероисповедания в мире назвал Карабах «сепаратистским регионом Азербайджана»[60].
В настоящий момент Нагорно-Карабахская Республика не получила признания со стороны государств-членов ООН и не является её членом; в связи с этим в официальных документах государств-членов ООН и образованных ими организациях по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица). Для обозначения властей НКР как стороны конфликта в документах ООН и ОБСЕ, связанных с конфликтом, употребляется выражение «руководство Нагорного Карабаха» (англ. «Leadership of Nagorny Karabakh»), что, как подчёркивают дипломаты, не рассматривается как формальное признание какого-либо дипломатического или политического статуса региона[61]. Нагорно-Карабахская Республика признана частично признанными государствами Республика Абхазия[4][62][63][64][65] и Южная Осетия[4][62], а также непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой[5][62] , штатом Австралии Новый Южный Уэльс[66][67][68] и штатамы США Массачусетс и Мэн [69].
Мнения политологов относительно статуса НКР расходятся. Так, по мнению немецкого правоведа О. Лухтерханда, «В исключительных случаях, то есть когда национальное меньшинство дискриминируется в невыносимой форме, тогда право самоопределения в форме права на сецессию имеет первенство над суверенитетом государства, которого оно касается. В рассматриваемом случае право Азербайджана на суверенитет теряет вес по сравнению с правом на самоопределение (право сецессии)…»[70].
По мнению российских политологов Сергея Маркедонова и Андрея Арешева, невозможно отрицать тот факт, что НКР обладает собственной территорией, особой организацией власти и фактическим суверенитетом, то есть вполне подходит под формальное определение государства. С их точки зрения, НКР, не отличаясь от других существующих на свете государств ничем, кроме отсутствия её признания, может именоваться непризнанным государством[71][72][73].
По мнению же западного политолога Дава Линча, в случае Нагорного Карабаха независимость в действительности является ширмой, которая едва скрывает тот факт, что он является регионом Армении, — «независимость» Карабаха лишь позволяет недавно возникшему армянскому государству избежать международного клейма агрессора, несмотря на тот факт, что армянские войска принимали участие в войне в 1991—1994 годах и продолжают занимать линию фронта между Карабахом и Азербайджаном[74]. В 2006 году Президент Армении Роберт Кочарян заявил, что его страна признает независимость Нагорно-Карабахской Республики, если переговоры с Азербайджаном зайдут в тупик[75].
Международные организации, в том числе ООН, НАТО, Евросоюз, Совет Европы, ОБСЕ, ОИК и ГУАМ, считают нелегитимными выборы, проводимые в регионе армянскими властями[76]. В частности, 21 мая 2010 года Кэтрин Эштон, Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности сообщила, что Европейский союз не признает конституционные и юридические рамки, в которых 23 мая 2010 года «будут проведены „парламентские выборы“ в Нагорном Карабахе» и что «это событие не должно помешать мирному урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта»[77].
20 мая 2010 года Европарламент принял резолюцию о «необходимости стратегии ЕС по Южному Кавказу», в которой заявлено, что ЕС необходимо проводить стратегию по поддержке стабильности, процветания и разрешения конфликтов на Южном Кавказе[78]. Территории, окружающие Нагорный Карабах, были охарактеризованы в резолюции как оккупированные территории Азербайджана, в ней выражалось мнение о необходимости незамедлительно отказаться от включения этих территорий в состав НКР. Также в ней отмечалось, что промежуточный статус Нагорного Карабаха может являться решением до момента определения окончательного статуса[79]. С сентября 2011 года начались появлятся противоречивые сведения о возможности признания Уругваем Нагорного Карабаха (азербайджанские источники это отрицают)[80][81][82][83][84][85][86][87][88][89][90][91][92].
Экономика НКР была полностью уничтожена во время Карабахской войны 1991—1994 гг. На данный момент усилиями местного бизнеса, бизнеса Армении и армянской диаспоры появляются новые заводы, фабрики, маленькие и крупные предприятия, которые значительно оживляют рост экономики. На сегодняшний день в Арцахе действует предприятия лесопереработки, изготовления ювелирной продукции, пищевой промышленности, легкой промышленности и др. Активно развивается туристическая инфраструктура, строятся новые туристические центры, гостиницы, маршруты и т. д.
Форум организован совместно предприятиями Армении, Нагорного Карабаха и армянской диаспоры, появился сравнительно недавно и сегодня его посещают политики и бизнесмены, заключается договоры[93][94][95].
В Степанакерте действует
Подавляющее большинство населения Нагорно-Карабахской Республики являются прихожанами Армянской Апостольcкой церкви, которая представлена на территории НКР Арцахской епархией.
В 2010 году в Степанакерте прошла церемония закладки русского православного храма в честь Покрова Богородицы[96].
В послевоенный период туризм является одним из приоритетных направлений в экономике, развитие сферы связано с рядом труднопреодолимых трудностей, Нагорно-карабахский конфликт, пропаганда Азербайджанской Республики, разрушенная инфраструктура, связанные с этим экономические проблемы препятствовали и препятствуют бурному развитию туризма в Республике. Но география Нагорно-Карабахской Республики, тысячи исторических, культурных и природных достопримечательностей, восстановление инфраструктуры, привлечение инвестиций, участие в экономических и туристических выставках и форумах[97][98] способствуют развитию отрасли. С каждым годом количество туристов, посещающих НКР возрастает, что говорит о привлекательности этого направления и его перспективах. Развитию туризма будет больше содействовать открытие аэропорта в мае 2011 года.[99]
Гостиницы Республики Арцах вмещают около 1000 туристов в комфортабельных гостиницах со всем спектром услуг.
Представлен неполный список достопримечательностей Нагорно-Карабахской Республики:
|
|
|
||
Собор Святого Христа Всеспасителя в Шуши (Казанчецоц) | Выдающийся памятник армянской культуры — Гандзасар | Амарас — армянский монастырь IV века. |
Забор из сотен автомобильных номеров Азербайджанской ССР в селе Ванк, НКР (Арцах) (2007 год)
Абхазия, Южная Осетия, НКР и Приднестровье уже давно признали независимость друг друга и очень тесно сотрудничают между собой… Однако это не имеет никакого значения, так как Абхазия признала независимость Нагорно-Карабахской Республики и сотрудничество между двумя странами находится на высоком уровне
«Приднестровье признавало и признает независимость Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, а также Нагорно-Карабахской Республики в соответствии с волей народов данных государств», - подчеркивается в комментарии.
…10. Считает, что необходимо незамедлительно отказаться от позиции, согласно которой Нагорный Карабах включает все оккупированные территории Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха; отмечает, что промежуточный статус Нагорного Карабаха может являться решением до момента определения окончательного статуса и впоследствии создать временные рамки для мирного сосуществования и сотрудничества армянского и азербайджанского населения региона; …
Оригинальный текст (англ.)...
10. Believes the position according to which Nagorno-Karabakh includes all occupied Azerbaijani lands surrounding Nagorno-Karabakh should rapidly be abandoned; notes that an interim status for Nagorno-Karabakh could offer a solution until the final status is determined and that it could create a transitional framework for peaceful coexistence and cooperation of Armenian and Azerbaijani populations in the region;
...
Портал «Нагорно-Карабахская Республика» | |
Непризнанные и частично признанные государства на территории бывшего Советского Союза | |
---|---|
Частично признанные государства | Абхазия ¹ • Южная Осетия ¹ |
Непризнанные государства | Приднестровская Молдавская Республика • Нагорно-Карабахская Республика |
Реинтегрированные | Республика Гагаузия ² • Чеченская Республика Ичкерия ³ |
Бывшие самопровозглашённые автономии | Талыш-Муганская Автономная Республика ³ • Кадарская зона ³ |
Несостоявшиеся государства и автономии | Уральская Республика • Нарвская республика |
Примечания: ¹ первое признание государством-членом ООН в 2008 году; ² официально — реинтегрирована мирно и вошла в состав Молдавии в 1994 году как АТО Гагаузия, но см. молдавско-гагаузский конфликт; ³ реинтегрированы силой |
|
||
---|---|---|
Государственный строй • Герб • Флаг • Гимн • Административное деление • География • Города • Население • История • Экономика • Туризм • Валюта • Культура • Религия • Литература • Музыка • Столица • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Транспорт • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политика • Конституция • Государственные награды |
|
|
---|---|
Столица: Степанакерт |
|
|
---|---|
Члены СНГ-2 | Абхазия • Нагорно-Карабахская Республика • Приднестровская Молдавская Республика • Южная Осетия |
Ассоциированые члены-наблюдатели СНГ-2 | Гагаузия |
Постсоветское пространство | |
---|---|
Государства-члены ООН | Азербайджан • Армения • Белоруссия • Грузия • Казахстан • Киргизия • Латвия • Литва • Молдавия • Россия • Таджикистан • Туркмения • Узбекистан • Украина • Эстония |
Непризнанные и частично признанные государства |
Абхазия • Нагорно-Карабахская Республика • Приднестровская Молдавская Республика • Южная Осетия |
Международные организации | СГРБ • СНГ (ЗСТ) • ЕАС • СНГ-2 • ЗДПН • ОДКБ • ЕврАзЭС (Таможенный союз) • ЕЭП • ЦАС • Евразийский экономический союз • ГУАМ • БА С другими странами: ВТО • ШОС • СДВ • СГБМ • ОЧЭС • Тюркский совет • ЦЕАСТ • ЧБТР • Союз непризнанных государств (организация прекратила существование) С другими странами, основаны до распада СССР: ЕС (Восточное партнёрство) • ОЭС • СЕ • НАТО (ПРМ • СЕАП) • ОБСЕ • ОИС • ДН • ООН • АТЭС • ОЭСР • ЕБРР • ЦЕИ • ЛС • Франкофония |
Страны Европы | ||
---|---|---|
Австрия · Азербайджан¹ · Албания · Андорра · Белоруссия · Бельгия · Болгария · Босния и Герцеговина · Ватикан · Великобритания · Венгрия · Германия · Греция · Грузия¹ · Дания · Ирландия · Исландия · Испания · Италия · Казахстан² · Кипр¹ · Латвия · Литва · Лихтенштейн · Люксембург · Македония · Мальта · Молдавия · Монако · Нидерланды · Норвегия · Польша · Португалия · Россия² · Румыния · Сан-Марино · Сербия · Словакия · Словения · Турция² · Украина · Финляндия · Франция · Хорватия · Черногория · Чехия · Швейцария · Швеция · Эстония Зависимые территории: Аландские острова · Гернси · Гибралтар · Джерси · Остров Мэн · Фарерские острова · Шпицберген · Ян-Майен Государствоподобное образование: Мальтийский орден Непризнанные и частично признанные государства: Республика Косово · Приднестровская Молдавская Республика · Турецкая Республика Северного Кипра¹ ¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы. ² Также в Азии. |
Страны Азии | ||
---|---|---|
Азербайджан² · Армения · Афганистан · Бангладеш · Бахрейн · Бруней · Бутан · Восточный Тимор · Вьетнам · Грузия² · Египет ¹ · Израиль · Индия · Индонезия ³ · Иордания · Ирак · Иран · Йемен ¹ · Казахстан ² · Камбоджа · Катар · Кипр² · Киргизия · Китайская Народная Республика · КНДР · Кувейт · Лаос · Ливан · Малайзия · Мальдивы · Монголия · Мьянма · Непал · ОАЭ · Оман · Пакистан · Россия ² · Саудовская Аравия · Сингапур · Сирия · Таджикистан · Таиланд · Туркмения · Турция ² · Узбекистан · Филиппины · Шри-Ланка · Южная Корея · Япония Непризнанные и частично признанные государства: Республика Абхазия · Азад Кашмир · Государство Ва · Вазиристан · Иракский Курдистан · Китайская Республика · Нагорно-Карабахская Республика · Государство Палестина (территории сектора Газа и Западного берега реки Иордан) · Тамил-Илам ·Турецкая Республика Северного Кипра · Государство Шан · Южная Осетия Зависимые территории: Британская территория в Индийском океане (арх. Чагос) · Гонконг · Аомэнь (Макао) ¹ В основном или Частично в Африке. ² Частично в Европе. ³ Частично в Океании. |
Современные страны и регионы Кавказа | ||
---|---|---|
Государства | Азербайджан ( Нахичевань) • Армения • Грузия ( Автономная Республика Абхазия • Аджария) | |
Регионы России | Адыгея • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Краснодарский край • Северная Осетия • Ставропольский край • Чечня |
|
Непризнанное государство | Нагорно-Карабахская Республика | |
Частично признанные государства | Абхазия • Южная Осетия |
Климат Нагорного Карабаха.