18-09-2023
Форт Боярд | |
Fort Boyard | |
Логотип телеигры с 2010 года |
|
Жанр |
телеигра |
---|---|
Автор(ы) |
Жак Антуан |
Режиссёр(ы) |
Дидье Фрёли |
Производство | |
Ведущий(е) |
Патрис Лаффон (1990—1999) |
В главных ролях |
Йанн Ле Гак (старец Фура) |
Повествователь |
Поль Барж (1990) |
Композитор | |
Страна производства | |
Язык | |
Количество сезонов |
23 |
Количество выпусков |
265 |
Производство | |
Исполнительный продюсер(ы) |
Пьер Годд |
Место съёмок | |
Камера |
многокамерная съёмка |
Продолжительность |
60—120 минут |
Статус |
снимается |
Вещание | |
Телеканал(ы) | |
Формат изображения | |
Формат звука |
стереофонический |
Период трансляции | |
Хронология | |
Похожие передачи |
«Хрустальный лабиринт», |
Ссылки | |
Официальный веб-сайт ID 0173548 |
«Форт Байя́р», «Форт Боя́рд», «Ключи от форта Байя́р» (оригинальное название фр. «Fort Boyard») — популярное приключенческое телешоу, действие которого разворачивается в Бискайском заливе, у берегов Приморской Шаранты, в форте Байяр. Впервые программа была показана на французском телеканале Antenne 2 летом 1990 года.
В российском эфире телеигра «Ключи от форта Бойяр» впервые появилась в 1992 году на Первом канале Останкино[2]. В 1994 году канал НТВ начал демонстрацию передачи под названием «Ключи от форта Байяр» и несколько лет подряд транслировал переведённые оригинальные французские выпуски программы, а также один сезон «Русские в форте Баяр»[3] (в 1998 году), переведённые национальные версии игр Норвегии, Канады[4] и Великобритании. С 2002 по 2006 год программа выходила на телеканале «Россия» под названием «Форт Боярд». Весной 2012 года телеканал Карусель транслировал совместные игры США и Великобритании с участием подростков[5]. Летом 2012 года ООО «Красный квадрат» были отсняты 9 передач с участием российских знаменитостей. Премьера состоялась 16 февраля 2013 года на Первом канале[6].
Содержание |
Снимаемый в крепости постройки середины 19 века, расположенной у берегов Франции, между островами Экс и Олерон, «Форт Байяр» являет собой телеигру, в которой команде участников необходимо выдержать различные физические и интеллектуальные испытания, чтобы, выигрывая ключи и подсказки, заполучить сокровища Форта.
Цель игры — охота за сокровищами форта. В игре принимает участие команда из 6 игроков, выступающая в пользу какой-либо общественной организации (ассоциации). Игровой процесс состоит из 5 этапов.
За 45 минут команда должна добыть 7 ключей, отпирающих ворота Сокровищницы. Получить ключи можно, одержав победу в испытаниях, которые в этом сезоне делятся на несколько условных категорий:
Команда, лишившаяся по ходу испытаний одного или нескольких игроков, а также команда, не собравшая необходимые 7 ключей, отправляется к Судебному Залу форта на встречу с новым персонажем — Белой Судьёй Бланш. При дефиците ключей команда получает недостающие, однако в обмен выбранные самой командой игроки (количество которых равняется количеству выданных Судьёй ключей) отправляются внутрь Судебного Зала, для прохождения особых конкурсов. Ставкой в этих конкурсах является свобода игроков — выполнив предложенное задание (максимум за 3 попытки), участник получает право вернуться к остальной команде; в случае поражения он становится пленником и отправляется в тюрьму до самого конца передачи. Уже находящиеся в тюрьме пленники также играют на свою свободу — победа в конкурсе даёт им возможность присоединиться к остальной команде, поражение отправляет обратно в карцеры.
За 25 минут члены команды должны поучаствовать в нескольких приключениях и попытаться выиграть как можно больше патронов с подсказками. На каждое приключение отводится определённое количество времени, по истечении которого подсказка либо самоуничтожается, либо становится недоступной. Особое приключение, присутствующее в каждой передаче и пришедшее на смену обычной загадке Старца Фура — «Заброшенная будка». Как и во время решения визуальной загадки во время испытаний, игрок общается с мудрецом форта не напрямую, а при помощи дистанционного средства связи — на этот раз обычного проводного телефона. Игроку, находящемуся в тесной телефонной кабине, с потолка которой сыплются насекомые, необходимо дать правильный ответ на загадку Старца, после чего он посредством пневмопочты получит награду в виде патрона с подсказкой.
Изначально у команды есть ровно 3 минуты на вынос золотых монет из Сокровищницы. Во время Совета Теней они могут попытаться увеличить это время (максимум до 3 минут 45 секунд). В этапе участвуют 3 игрока, выбранные новым председательствующим Совета — Старцем Фура. Традиционные дуэли Мэтров игроки проходят поочерёдно. Перед началом дуэли каждый из вошедших в Зал участников должен сделать ставку на исход предстоящего состязания — поставить на кон 10, 20 или 15 секунд. В случае победы поставленное количество секунд будет добавлено к общему времени на Сокровищницу, в случае поражения — вычтено из него.
В финале игры команда собирается у ворот Сокровищницы. Прежде всего игроки должны вставить выигранные ранее ключи в замки ворот — что послужит сигналом укротительнице тигров Фелиндре загнать хищников в клетки. Далее ведущий раздаёт игрокам заработанные во время приключений патроны с подсказками и опускает рычаг, запуская таким образом обратный отсчёт времени, отведённого на Сокровищницу. Участники команды должны как можно быстрее вскрыть патроны, ознакомиться с подсказками, разгадать кодовое слово и обозначить составляющие его буквы при помощи собственных тел и, при необходимости, пушечных ядер на алфавитном полу Сокровищницы. Если предложенный вариант окажется правильным, игроки получат доступ к золотым монетам, и смогут попытаться вынести как можно большее их количество из Сокровищницы за оставшееся время. Если кто-либо из игроков задерживается в Сокровищнице и не имеет возможности покинуть её после того, как решётка ворот опустится, ведущий при помощи специального стоп-крана блокирует выход тигров, однако в тот же момент команда лишается всех вынесенных золотых монет. В случае поражения, каковы бы ни были его причины, команда получает утешительный приз в размере 3000 евро.
За основу взяты правила игры, которые были задействованы во французской версии сезона 2010 года.
В игре принимают участие одновременно две команды, в каждой по 4 игрока: два мужчины и две женщины. Игру можно условно поделить на два этапа.
В первом этапе команда должна добыть ключи, отпирающие ворота сокровищницы. Обычно каждого игрока ожидают по два испытания. Команды противостоят друг другу в 3 или 4 дуэлях и 6 индивидуальных испытаниях. Во время этой части игры команды будут носить названия «Медная команда» и «Титановая команда» (относится ко всем передачам сезона).
Ключи можно добыть выполняя задания на силу, смекалку, ловкость или отгадывая загадки у старца Фура. Время в индивидуальных испытаниях в кельях отмеряется клепсидрой — водяными часами. Если игрок, выполняющий задание, не успел покинуть келью до истечения времени, то дверь будет заперта, и игрок станет пленником. Если команда игрока, отправляющегося на одиночное испытание, потерпела поражение в предыдущей дуэли, то этот игрок обязан добыть ключ или подсказку, иначе он становится пленником не зависимо от того, успел он выйти до истечения времени или нет. Игрок из команды-победителя дуэли может покинуть испытание досрочно без каких-либо санкций. Однако если он не выйдет до окончания отведённого на испытание времени, он также станет пленником. Два пленника быть не может, потому что как только попадает в плен игрок команды, у которой уже есть пленник, сидящего в тюрьме участника выпускают на свободу.
Команда, собравшая больше ключей, проходит в финал игры, их соперники выбывают из соревнования. Команда проходит в финал напрямую, если разница в ключах между ней и соперником больше или равняется 2, в противном случае проводится так называемая «арбалетная дуэль», в которой разыгрываются 2 ключа. При ничейном исходе дуэли дальше идёт команда, собравшая больше ключей. Если в команде есть пленники, то перед началом арбалетной дуэли они играют в своеобразную мини-дуэль. Победитель выходит на свободу напрямую, проигравший должен за определённое время пройти полосу препятствий. Если он успевает — его освобождают, иначе же он не участвует в арбалетной дуэли и в дальнейшей игре.
На втором этапе команда-победитель первой части (Медная или Титановая) соревнуется с командой-победителем предыдущей недели (так называемой «Командой-чемпионом»). Цель соперников — собрать как можно больше подсказок — слов, которые помогут найти ключевое слово. Подсказки спрятаны в специальных металлических патронах. Время каждого приключения ограничено. Правила такие же, как и в первом этапе — если игрок не укладывается во время, он либо становится пленником, либо просто досрочно покидает испытание (зависит от исхода дуэли). И ещё, после прохождения дуэли ведущий предлагает игрокам 2 приключения на выбор. Выбор делают участники команды-победителя дуэли.
Во время Совета команды сразятся в дуэлях друг с другом. Эти дуэли — настольные игры на силу, ловкость, смекалку и удачу. Для освобождения пленника на Совете нужно победить в двух дуэлях. Если у каждой из команд по пленнику, освобождают того, чья команда первой одерживает две победы. Если пленник у одной команды, то вторая борется за то, чтобы помешать пленнику выйти на свободу.
Ведущий опускает установленный у ворот рычаг. С этого момента начинается отсчёт времени (3 минуты 30 секунд). Когда ведущий запускает время, игроки узнают подсказки. Решётка не поднимается! Игрокам нужно написать свой вариант кодового слова на доске, после чего откроются люки, ведущие в сокровищницу. Далее команды должны за отведённое время вынести как можно больше байяров и высыпать их в ящики у входа. За минуту до окончания времени решётка поднимается, к полному истечению времени — опускается. Соответственно, игроки должны успеть покинуть сокровищницу. Если кто-то остаётся внутри, его команда объявляется проигравшей.
Команда, угадавшая кодовое слово и вынесшая большее количество золотых байяров, становится чемпионом (или, если речь идёт о команде прошлой недели, сохраняет титул), и продолжает своё выступление (на втором этапе следующей передачи). По этому сценарию будет развиваться ход шести передач; седьмая и последняя игра сезона станет особенной, это будет «финал», в котором сойдутся три лучших команды лета. Победитель получит приз в размере 50000 евро, к которому, само собой разумеется, будут добавлены и деньги, выигранные в предыдущих играх.
Сезон | Количество игр | Необходимое число ключей | Хронометраж | Освобождение пленников | Время для сокровищницы | Бонус[7] | Получение недостающих ключей | Получение дополнительных подсказок |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1990 | 15 | от 1 до 18 | 50:00 (60:00 в последних шести играх) | Загадка Старца Фура | 2:00 | Прыжок на эластичных канатах[8] | - | - |
1991 | 17 дневных и 10 ночных | 7 | 65:00 (70:00 в ночных играх) | Автоматически | 3:00 | - | Каменный мешок[9] | - |
1992 | 13 дневных и 4 ночные | 7 | 70:00 | Ратман | 3:00 | - | Каменный мешок[9] | - |
1993 | 10 | 7 | 75:00 | Ратман | 3:00 | - | Каменный мешок[9] | - |
1994 | 10 | 7 | 75:00 | Ратман | 3:00 | - | Каменный мешок[9] | - |
1995 | 10 | 7 | 80:00 | Ратман | 1:30 + 0:25 за победу на Совете | - | Каменный мешок[9] | - |
1996 | 12 дневных и 6 ночных | 7 | 80:00 (85:00 в ночных) | Ратман | 1:30 + 0:25 за победу на Совете | Дикарка | Каменный мешок[9] | - |
1997 | 12 дневных и 4 ночные | 7 (6 в основных испытаниях и 1 в испытании с тиграми) | 85:00 | Автоматически | 1:30 + 0:25 за победу на Совете | Дикарка | Каменный мешок[9] | - |
1998 | 10 | 7 | 85:00 | Связка ключей[10] | 1:30 + 0:25 за победу на Совете | Цыганка | Каменный мешок[9] | - |
1999 | 10 | 7 | 85:00 | Связка ключей[10] | 1:30 + 0:25 за победу на Совете | Цыганка | Каменный мешок[9] | - |
2000 | 10 | 7 | 85:00 | Связка ключей[10] | 1:30 + 0:25 за победу на Совете | Цыганка и Светящаяся | Каменный мешок[9] | - |
2001 | 10 | 7 | 85:00 | Связка ключей[10] | 1:40 + 0:35 за победу на Совете | Цыганка и Светящаяся | Каменный мешок[9] | - |
2002 | 10 | 7 | 85:00 | Связка ключей[10] | 1:40 + 0:35 за победу на Совете | - | Каменный мешок[9] | - |
2003 | 10 двухдневных (вечер-ночь-утро) | 7 | 45:00 на испытания и 20:00 на приключения | Совет Теней | 3:00 + 0/15/30/60 секунд за 1/2/3/4 победы на совете (при отсутствии пленников) | - | Пленник[11] | - |
2004 | 9 двухдневных (вечер-ночь-утро) и 1 дневная | 7 | 45:00 на испытания и 20:00 на приключения | Совет Теней | 3:00 + 0:10 за победу на Совете (при отсутствии пленников) | - | Пленник[11] | - |
2005 | 10 двухдневных (вечер-ночь-утро) | 7 | 45:00 на испытания и 20:00 на приключения | Совет Теней | 3:00 + 0:20 за победу на Совете (после освобождения пленников) | - | Пленник[11] | - |
2006 | 10 дневных с окончанием ночью | от 5 до 7[12] | 45:00 на испытания и 20:00 на приключения | Зал отпечатков | 3:00 + 0:15 за победу на Совете | - | Обмен подсказок на ключи | - |
2007 | 10 дневных с окончанием ночью | от 5 до 7[12] | 45:00 на испытания и 20:00 на приключения | Автоматически | 3:00 + 0:15 за победу на Совете | Криптограмма | Обмен подсказок на ключи | - |
2008 | 10 дневных с окончанием ночью | от 5 до 7[12] | 45:00 на испытания и 20:00 на приключения | Автоматически | 3:00 + 0:15 за победу на Совете | Цветовой код | Обмен подсказок на ключи | - |
2009 | 10 дневных с окончанием ночью | от 5 | 45:00 на испытания и 20:00 на приключения | Автоматически | 3:00 + 10/20/30 секунд за победу на Совете (по выбору) или — 0:15 за проигрыш на Совете | Зал дуэлей | Пленник[13] | При наличии 8-ми и более ключей команда получает дополнительную подсказку за каждый дополнительный ключ |
2010 | 7 | больше, чем у соперника | 45:00 на испытания и 20:00 на приключения | Совет | 3:30 секунд | - | Эстафета | - |
2011 | 7 | 7 | 45:00 на испытания и 25:00 на приключения | Зал Суда | 3:00 +10/15/15/20 секунд за победу на Совете (по выбору) или −10/15/15/20 секунд за проигрыш на Совете | - | Зал Суда | - |
2012 | 8 дневных и 3 ночные | 7 | 45:00 на испытания и 25:00 на приключения | Зал Суда | 3:00 +10/15/20 секунд за победу на Совете (по выбору) или −10/15/20 секунд за проигрыш на Совете | - | Зал Суда | - |
Кроме французской версии игры снимались национальные. Всего в форте побывали граждане 30 стран.[14] А всего «Форт Байяр» показали свыше 70 стран.[15] В 2004 году вышел тысячный выпуск игры (с учётом всех национальных версий). Из-за большой стоимости каждого выпуска «Форта Байяр» многие страны начинали показывать переведённые французские серии, а затем уже свои. Некоторые показывали только переведённые. Ниже приведены страны и даты показа.
Страны | 1990-е | 2000-е | 2010-е | |||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | ||||||||
Азербайджан | ||||||||||||||||||||||||||||||
Алжир | ||||||||||||||||||||||||||||||
Аргентина | ||||||||||||||||||||||||||||||
Армения | ||||||||||||||||||||||||||||||
Бельгия | ||||||||||||||||||||||||||||||
Болгария | ||||||||||||||||||||||||||||||
Великобритания | ||||||||||||||||||||||||||||||
Венгрия | ||||||||||||||||||||||||||||||
Германия | ||||||||||||||||||||||||||||||
Греция | ||||||||||||||||||||||||||||||
Грузия | ||||||||||||||||||||||||||||||
Дания | ||||||||||||||||||||||||||||||
Израиль | ||||||||||||||||||||||||||||||
Испания | ||||||||||||||||||||||||||||||
Италия | [16] | |||||||||||||||||||||||||||||
Канада | ||||||||||||||||||||||||||||||
Ливан | ||||||||||||||||||||||||||||||
Нидерланды | ||||||||||||||||||||||||||||||
Норвегия | ||||||||||||||||||||||||||||||
Польша | ||||||||||||||||||||||||||||||
Россия | ||||||||||||||||||||||||||||||
Сербия | ||||||||||||||||||||||||||||||
Словакия | ||||||||||||||||||||||||||||||
США | [16] | |||||||||||||||||||||||||||||
Турция | ||||||||||||||||||||||||||||||
Украина | ||||||||||||||||||||||||||||||
Финляндия | ||||||||||||||||||||||||||||||
Франция | ||||||||||||||||||||||||||||||
Чехия | ||||||||||||||||||||||||||||||
Швеция | ||||||||||||||||||||||||||||||
Швейцария | ||||||||||||||||||||||||||||||
Южная Корея | ||||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 |
Переведённые выпуски других стран | Национальные версии | Повтор национальных версий | Турнир «Три нации» — Болгария/ Сербия/ Турция | Совместные игры США/ Великобритания с участием подростков |
Персонажи | 1990-е | 2000-е | 2010-е | ||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | |
Ведущие | |||||||||||||||||||||||
Патрис Лаффон | |||||||||||||||||||||||
Жан-Пьер Кастальди | |||||||||||||||||||||||
Оливье Мин | |||||||||||||||||||||||
Соведущие | |||||||||||||||||||||||
Мари Талон | |||||||||||||||||||||||
Софи Даван | |||||||||||||||||||||||
Валери Паскаль | |||||||||||||||||||||||
Сандрин Домингез | |||||||||||||||||||||||
Сара Лелюш | |||||||||||||||||||||||
Анн-Гаэль Риччио | |||||||||||||||||||||||
Проводники | |||||||||||||||||||||||
Паспарту (Андре Буше) | |||||||||||||||||||||||
Пастам (Ален Прево) | |||||||||||||||||||||||
Пасмюрай (Антони Лябор) | |||||||||||||||||||||||
Персонажи Испытаний | |||||||||||||||||||||||
Старец Фура (Ян Ле Гак) | |||||||||||||||||||||||
Пенелопа | |||||||||||||||||||||||
Силач Форта | |||||||||||||||||||||||
Фокусник (Жиль Артюр) | |||||||||||||||||||||||
Безумный профессор | |||||||||||||||||||||||
Повар | |||||||||||||||||||||||
Пират Жаба | |||||||||||||||||||||||
Электрическая женщина | |||||||||||||||||||||||
Наяда | |||||||||||||||||||||||
Гимнастка | |||||||||||||||||||||||
Китаец | |||||||||||||||||||||||
Леди Бу | |||||||||||||||||||||||
Светлячок | |||||||||||||||||||||||
Персонажи Приключений | |||||||||||||||||||||||
Ариадна (Жеральдин Байяр) | |||||||||||||||||||||||
Продавец Подсказок | |||||||||||||||||||||||
Рыбак | |||||||||||||||||||||||
Тюремные надзиратели | |||||||||||||||||||||||
Сюмо (Рамон Кавмэн)[17] | |||||||||||||||||||||||
Лябуль (Ив Маршессо) | |||||||||||||||||||||||
Совет | |||||||||||||||||||||||
Мастера Игры | |||||||||||||||||||||||
Мастера Времени | |||||||||||||||||||||||
Мэтры Теней | |||||||||||||||||||||||
Персонажи Бонусных Игр | |||||||||||||||||||||||
Дикарка | |||||||||||||||||||||||
Цыганка | |||||||||||||||||||||||
Светящаяся | |||||||||||||||||||||||
Белая Судья | |||||||||||||||||||||||
Прочие персонажи | |||||||||||||||||||||||
Укротитель Майкл | |||||||||||||||||||||||
Фелиндра (Моник Анжон) | |||||||||||||||||||||||
Укротитель Мажор | |||||||||||||||||||||||
пёс Самсон | |||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 |
В 1990 году | первые девять игр вела Мари Талон, оставшиеся шесть — Софи Даван. |
Премьерный эпизод двадцатого сезона оказался более интересен зрителям, нежели любая программа на France 3, M6 и даже TF1, однако затем рейтинги резко упали. В среднем в 2009 году каждый выпуск программы просмотрели 2 929 400 зрителей, что примерно на 500 000 зрителей меньше, чем в прошлом сезоне.[20]
Ключи от форта Байяр.