Lt304888.ru

Туристические услуги

Колоризация

11-05-2023

Колоризация — разновидность технологии цветного кинематографа или фотографии, в которой исходное чёрно-белое изображение преобразуется в цветное.

Содержание

Колоризация в кино

Самой первой технологией колоризации стала ручная раскраска киноплёнки анилиновыми красителями, применявшаяся уже в конце XIX века[1]. Ручная раскраска фильмов применялась вплоть до 1930-х годов, когда существовали технологии цветного кино в натуральных цветах[1]. После этого колоризация применялась для создания специальных эффектов или для реставрации старого чёрно-белого кино. Не все воспринимают этот метод положительно, для некоторых любителей старого кино и мультипликации колоризация равносильна «культурному вандализму».

Технология

В конце 1950-х — 1960-х годах многие чёрно-белые мультфильмы были заново выпущены в цвете с помощью колоризации. Работа включала прорисовку чёрно-белых кадров на новые кели, которые затем раскрашивались. По мере совершенствования компьютерных технологий работа упростилась: студии стали окрашивать фильмы, отмечая цвет каждого объекта в кадре. Этот процесс был изобретён канадцами Уилсоном Марклом и Брайаном Хантом[2]. Впервые её применили в 1970 для колоризации лунных съёмок в программе Аполлон.

Колоризация по этой технологии начинается с изготовления монохромного фильма, желательно с оригинального негатива. С киноплёнки при помощи специального сканера делают высококачественную цифровую копию. Для каждого кадра формируется цветовая маска, в которой цвета могут распределяться, например, по направлению движения объекта или уровню серого. Маска каждого кадра может служить основой для маски следующего кадра. В последующем черно-белая основа сливается с информацией о цвете, на выходе получается колоризованный фильм. Эта технология была запатентована в 1991 году[3]. При использовании описанной техники получались приглушённые, неяркие тона, однако, в последующие годы компьютерная технология совершенствовалась, так что многие фильмы, которым вернули цвет, выглядят достаточно ярко и правдоподобно.

Значительную проблему при колоризации представляет большая затрата труда. Так, для каждого кадра требуется разделение на множество зон, каждой из которых в дальнейшем присваивается определённый цвет. Эта проблема не получила в свое время адекватного автоматизированного решения из-за отсутствия алгоритмов, позволяющих автоматически выделять границы значимых областей при наличии размытости или при значительной сложности, например границы волос и лица человека.

Некоторые компании, работавшие над совершенствованием технологии колоризации, заявляли, что в их распоряжении находятся алгоритмы для автоматического выделения границ значимых областей. В технологии компании Legend Films задействованы механизмы распознавания форм и воссоздания фона, которые могут перемещать и изменять форму масок от кадра к кадру. Задний план у них окрашивается в отдельном процессе, учитывающем весь объём данных для определения передвижения кинокамеры. После выделения и колоризации фона начинается более привычный процесс наложения цветных масок. В информации компании Timebrush описывается технология с использованием нейронных сетей, позволяющая безошибочное выделение линий объектов и использование насыщенных цветов. Как утверждается, технология экономична и может быть использована как для низкобюджетных колоризаций, так и для больших проектов, результат которых предназначен для проката на широком экране.

Частичная колоризация

Раньше всего колоризацию чёрно-белого кино стали использовать для добавления визуальных эффектов. В первых фильмах Эдисона, прежде всего серии '«Anabelle Butterfly Dance», кадры раскрашивались вручную анилиновыми красителями. Примерно в 1905 году Пате предложили технологию Патеколор (фр. Pathe-color), трафаретный процесс, в котором для каждого кадра с помощью пантографа вырезались стеклянные шаблоны.

В 1916 году для фильма Женщина Джоан (Joan the Woman) был изобретен цветной процесс Хандшигель (Handschiegl Color Process). Одним из первых примеров его использования стал также фильм Призрак оперы (1925), в котором плащ привидения окрашен в ярко-красный цвет, в то время как оставшееся пространство кадра оставалось монохромным.

Один из первых (возможно, первый) пример применения колоризации в советском кинематографе — фильм «Броненосец „Потёмкин“» (1925). В этом фильме поднимаемый на флагштоке броненосца флаг был вручную раскрашен Сергеем Эйзенштейном в красный цвет.

Колоризация в России

В 2009 году были колоризованы фильмы «Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни „старики“». Колоризация «Семнадцати мгновений» была организована телеканалом «Россия» под руководством Александра Любимова; показ в эфире телеканала состоялся, начиная с 4 мая 2009 года.

Фильм «В бой идут одни „старики“» был не только колоризован, но и отреставрирован. Оригинальная пленка сначала подверглась механическому восстановлению, затем отсканирована в разрешении 2K (2048×1080 пикс.) на сканере Imagica в лаборатории IVC в Бербанке. Сканирование с 16-битной глубиной позволило взять максимальное количество оттенков серого и дополнительно очистить плёнку от 80 % механических повреждений и дефектов. Колоризация была организована компанией «Grading Dimension Pictures» и выполнена на студии «Legend Films» и в Индии. В работе принимали участие члены съёмочной группы фильма и группа консультантов — операторов, военных лётчиков, специалистов по военно-историческому костюму и наградам. При колоризации постарались воспроизвести цвета советской плёнки 1973 года; дополнительную сложность представляло обилие оттенков зелёного цвета (до 27 в одном кадре). Стоимость работ составила около 500 тыс. $.

Режиссёром и продюсером проекта выступил Игорь Лопатёнок, который отметил, что при колоризации из фильма не было убрано или добавлено ни одного кадра[4]. Премьера цветной версии состоялась на Первом канале (Россия) и телеканале «Украина» 9 мая 2009 года в честь Дня Победы. Согласно результатам мониторинга TNS, рейтинг цветной версии фильма составил 11,9 % против 8,3 % у чёрно-белой версии фильма, показанной Первым каналом 9 мая 2008 года. 89 % телезрителей положительно восприняли цветной фильм.

К концу 2009 года был колоризован фильм «Золушка».

В 2010 году состоялись показы цветных версий «Подкидыша», «Волги-Волги», «Весёлых ребят» и «Весны на Заречной улице». Работы по колоризации были проведены в Лос-Анджелесе также по заказу «Первого канала»[5].

23 февраля 2011 года на Первом канале состоялась премьера колоризованной версии фильма «Офицеры». 17 марта 2011 года на DVD и Blu-Ray вышла колоризованная версия фильма «Три тополя на Плющихе», а 12 июня 2011 года — на Первом канале.

4 ноября 2011 года на Первом канале была показана цветная версия фильма «Цирк». 3 декабря 2011 года на Первом канале был показан фильм «Приходите завтра…»

Сейчас[когда?] ведётся колоризация фильмов «Берегись автомобиля», «Неподдающиеся» и «Я шагаю по Москве».[5] Также колоризуется фильм «Девчата», «Золотой телёнок» и «Александр Невский».

Процесс колоризации фильмов неоднозначно воспринимается в профессиональной среде, многие киноведы высказывают скептичное к ней отношение [6].

Колоризация в фотографии

См. также

Примечания

  1. ↑ Hand colored films  (англ.). The American WideScreen Museum. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 6 июня 2012.
  2. История Кино. About.com. Архивировано из первоисточника 24 февраля 2012. Проверено 5 мая 2007.
  3. Канадское бюро патентов.(недоступная ссылка — история) Проверено 5 мая 2007.
  4. Фильм «В бой идут одни „старики“» заиграл новыми красками.
  5. ↑ После «Весёлых ребят» и «Волги-Волги» раскрасят «Берегись автомобиля».
  6. Алексей Мокроусов. От великого до цвтеного // Коммерсант-власть. 2011, 14 февраля. № 6 (910).


Колоризация.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01