27-09-2023
Протестантизм |
Вальденсы · Гуситы · Катары · Лолларды
Англиканство · Анабаптизм · Кальвинизм · Лютеранство · Цвинглианство
Адвентисты седьмого дня · Армия спасения · Баптизм · Движение святости · Квакеры · Конгрегационалисты · Меннониты · Пиетизм · Плимутские братья · Пуритане · Пятидесятники · Харизматическое движение Евангелизм · Методизм · Ривайвелизм Истинная церковь Иисуса · Ученики Христа (Церкви Христа) · Церковь Иисуса Христа Святых последних дней · Содружество Христа · Свидетели Иеговы |
Конгрегационалисты (англ. Congregational church; индепенденты, предводитель: Оливер Кромвель) — радикальная ветвь английского кальвинизма, утверждавшая автономию (англ. Independence) каждой поместной общины (конгрегации). Появилась около 1580 г. в результате раскола с пресвитерианами.
Конгрегационалисты отрицали необходимость не только вселенской, но и общенациональной церкви, поскольку подобные организации подразумевают затратную бюрократию. Вышедши само из пуританства, индепендентство отринуло церковную организацию пресвитерианских синодов, которое индепенденты считали одним из видов деспотизма, стоящим в одном ряду с деспотизмом папистов и англикан.
Содержание |
Иерархии у индепендентов нет: ссылаясь на пример первой христианской общины, они не признавали между мирянами и духовными той разницы, какую признавали другие церкви. Священнослужители избираются поместной церковью (конгрегацией).
В догматическом отношении они примыкают по большей части к кальвинизму (исповедуют безусловное предопределение и монергистское понимание спасения). Впрочем, среди индепендентов встречается много различных оттенков, благодаря чему образовалось несколько более радикальных религиозных групп — квакеры, левеллеры, милленарии, искатели (seekers), ожидатели (waiters) и др., которые не относятся к общему течению индепендентов, от очень умеренных до самых крайних, принимавших иногда сильную социальную окраску.
Исторически, индепенденты выражали интересы [1]. Основателем индепендентства можно считать Роберта Броуна († в 1630 г.), обнародовавшего в 1582 г. резкий памфлет против англиканской церкви и положившего основание броунистов. Название индепендентов (то есть «независимых») утвердилось в начале XVII в. Так как отделение от государственной церкви рассматривалось тогда как преступление против верховной власти, то вскоре индепенденты стали подвергаться преследованиям, и уже в 1583 г. двое из них были казнены за распространение идей Броуна и Гаррисона. В 1593 г. той же участи подверглись Гринвуд и Г.Барроу (Barrowe), державшиеся менее крайних воззрений, чем Броун. Число индепендентов довольно быстро увеличивалось в последнее десятилетие XVI века; но в начале следующего столетия вследствие преследований они должны были эмигрировать в Голландию, где знаменитый Робинсон организовал общину индепендентов в Лейдене. Там же появилась первая баптистская церковь в 1609 году при Джоне Смите и Томасе Хэлвисе.
В 1616 г. Генри Джекоб возвратился из Голландии в Англию и основал индепендентскую общину в Лондоне, а в 1620 г. несколько кораблей с индепендентами отплыло в Америку и положили там основание индепендентским общинам, чрезвычайно размножившимся впоследствии, так как преследования заставляли все новые и новые толпы их искать за океаном возможности устроить свою религиозную жизнь так, как требовала их совесть. В большинстве случаев это были лучшие элементы общества, честные, глубоко верующие, неспособные идти на сделки с совестью, энергичные люди. Своим усердием, многими крайностями и странностями они возбуждали часто насмешки, но в общем были силой, достойной уважения, с которой приходилось считаться. В числе эмигрантов были такие выдающиеся лица, как апостол свободы Роджер Вильямс, Винтроп, Джон Коттон, Генри Вен, вернувшийся впоследствии и игравший видную роль во время революции. Известна та влиятельная роль, которую играли во время английской революции индепенденты, бывшие в политике приверженцами республиканских и демократических идей (см. Революция в Англии). К ним принадлежали О. Кромвель и Дж. Мильтон. В Вестминстерском собрании богословов, открывшемся 1 июля 1643 г., пресвитерианское большинство встретило в индепендентах убеждённых и энергичных противников, горячо отстаивавших принцип свободы совести против попыток объявить пресвитерианское церковное устройство божественным установлением, то есть заменить гнет англиканских епископов гнетом пресвитерианских синодов. Значением И. во время республики объясняются преследования, которым они стали подвергаться после Реставрации, когда целый ряд постановлений (Акт единообразия 1662 г., Conventicle Act 1663, Five Mile Act 1665 г., Акт удостоверения 1673 г. и др.) ограничивал свободу их богослужения и права и грозил им тяжкими наказаниями. Только с 1689 г. (при Вильгельме III) И. снова получили признание со стороны государства и возможность спокойного существования. Индепенденты много сделали в деле широкого распространения образования среди народных масс, особенно в Америке, где более всего таких религиозных групп.
Учение индепендентов изложено, главным образом, в двух сочинениях, которым сами индепенденты не придавали обязательного значения: «Apologia pro exulibus Anglis» Робинсона (Лейд., 1619) и «Savoy confession» (Лондон, 1658), выработанной на съезде представителей многих индепендентских общин.
Конгрегационалист.