11-05-2023
Кондратьев Павел Михайлович | |
Род деятельности: |
живописец, график |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: |
Саратов |
Гражданство: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Санкт-Петербург |
Па́вел Миха́йлович Кондра́тьев (27 ноября 1902, Саратов–26 апреля 1985, Санкт-Петербург) – русский художник, живописец, график.
Содержание |
Родился 14 ноября 1902 г. в Саратове. Детство и юность провёл в Рыбинске.
В 1919-1920 г.г. учился в студии ИЗО училища Пролеткульта в Рыбинске у М. М. Щеглова и П. Т. Горбунова, одновременно, с 1920 г., работал хранителем фарфора в Рыбинском историко-художественном музее.
В 1921 г. переехал в Петроград. С 1921 г. по 1925 г. учился сначала во ВХУТЕМАСе, затем в Академии Художеств (ВХУТЕИН) у А. Е. Карева, А. И. Савинова, М. В. Матюшина. В 1925-1929 гг. входил в члены объединения «Мастера аналитического искусства», работал под руководством П. Н. Филонова.
В 1927 г. вместе с коллективом МАИ участвовал в оформлении Дома печати. Вместе с живописцем Яном Карловичем Лукстынь (1887-1930-е) написал живописное панно «Море и моряки». Работы этого времени: «Экспедиция Нобеля», «Стена», «Город», «В гавани» (1926-1927), «Композиция без названия» (1927), «Динамит» (1928, ГРМ) и др. К 1932 г. Кондратьев отошёл от П. Н. Филонова, но своих отношений с ним никогда окончательно не порывал.
С 1920-х г. дружил с художницей А. И. Порет, был знаком с Д. И. Хармсом, стал адресатом некоторых его стихотворений.
В 1932 г. познакомился с учениками К. С. Малевича, его ассистентами по ГИНХУКу, - К. И. Рождественским и Л. А. Юдиным. Занимался живописью под их руководством, но лишь однажды видел К. С. Малевича, отметившего в молодом художнике несомненный дар живописца.[1]
В 1936 г. вместе с художниками К. И. Рождественским и М. Б. Казанской путешествует на Северный Кавказ, в Нальчик, и делает там серию живописных работ. С начала 1930-х работает в книжной иллюстрации; сотрудничает с детскими журналами «Чиж» и «Ёж»; постоянно работает с Учебно-педагогическим издательством («Учпедгиз»).
Участвовал в Великой Отечественной войне, с 1941 по 1945 г. Служил начальником маскировочной службы 8 авиабазы в составе ВВС Балтийского флота. В блокадном Ленинграде сделал серию работ (рисунки, акварели) о жизни в осаждённом городе. После войны продолжил работу в детской книге.
В 1953 г. ездил в трёхмесячную командировку от «Учпедгиза» на Крайний Север. Проиллюстрировал чукотский букварь. По впечатлениям от этой поездки, оставшимся на долгое время, создал циклы работ «Чукотка» (1956-1959).
Жил в Петербурге и в Таллинне.
Наиболее значительными в творчестве Кондратьева принято считать два периода: 1926-1932 гг., когда он работал под руководством П. Н. Филонова, и плодотворный период с 1962-го по 1985 г.
В 1962 г. П. М. Кондратьев был привлечён В. В. Стерлиговым к обсуждению его открытия - нового прибавочного элемента в искусстве 1960-х гг. – «прямо-кривой».[2] Стерлигов, развивая теорию своего учителя К. С. Малевича о прибавочных элементах в изобразительном искусстве, в 1962 г. посвятил в своё открытие нескольких близких ему художников, в первую очередь Т. Н. Глебову и П. М. Кондратьева, и привлёк их к работе над новой формой, над созданием нового пластического пространства — сферического, криволинейного. В 1963-1965 г.г. Кондратьев входит в «Старопетергофскую школу»; кроме названных выше художников, в этот круг входили С. Н. Спицын, В. П. Волков, Г. П. Молчанова, искусствовед Е. Ф. Ковтун. Это открытие послужило настоящему расцвету творчества П. М. Кондратьева. Им были созданы циклы работ: «Воспоминания о Чукотке» (1964-1966); в 1960-1970-е гг.: «Снопы», «Псковская земля», «Свечи», «Катастрофы». Завершающим, самым значительным циклом его работ стали «Сёстры милосердия» (1980-е г.г.). В них бесплотные, как ангелы, «сёстры милосердия» парят над полями войны и мира.
В отличие от других художников, связанных со «старопетергофской школой», для творчества Кондратьева характерно влияние на его работу, одновременно, и теории о прибавочном элементе, принадлежащей Малевичу, и «заложенного» в него аналитического метода Филонова. В работах Кондратьева 1960-1970-х. г.г. разрабатывается многомерное пространство с присущей ему плотной цветностью живописно-пластического образа.
«Кондратьев ценен как... деятель< искусства>, сохраняющий в памяти осколки знаний, данные нам и ему нашими учителями и передовыми художниками двадцатых и предреволюционных лет двадцатого века. Я говорю осколки, потому что учился он у многих, в зависимости от влияний. Работы его содержат все эти свойства <...> и личные трагические впечатления от жизни». Т.Н.Глебова.— [3]
Одной из задач, поставленных перед собой, как перед художником, П. М. Кондратьев считал изучение и утверждение русской гаммы в живописи: «Основная задача работы – духовная наполненность живописи, проблема многозначности элементов пластики, разработка проблем современного восприятия многомерных пространств, современного понимания и видения некоторых основных форм и форм-символов, поиски современной гаммы цвета, принцип его гармонизации и утверждение русской гаммы в современной живописи».[4]
В 1963-1965 гг. художники круга «старопетергофской школы» собирались на творческие вторники; одной из обсуждаемых ими тем были русские гаммы цвета: русская иконописная и русская живописная гаммы. Они разбирали «гаммы Венецианова, Саврасова, Перова, Рябушкина, Нестерова », делали таблицы на сочетание этих цветов, вносили эту цветность в свои работы. Путём этих исследований художниками определялась «современная русская гамма». Утверждение этой гаммы было одной из целей работы Кондратьева.
Художник считал, что идеей его творчества 1970-80 х. гг. является гностический синкретизм, учения об устройстве Вселенной.
Творчество П.М.Кондратьева, в свою очередь, повлияло на творчество ряда петербургских художников: Веры Фёдоровны Матюх( 1910-2003), Владимира Васильевича Жукова (р. 1933), Леонида Анисимовича Ткаченко (р. 1927), Галины Борисовны Моисеевой (р. 1933), Валентины Петровны Поваровой (1933-2007), Людмилы Викторовны Куценко (р. 1930).
Работы художника находятся преимущественно, в собраниях ГРМ и Ярославского художественного музея, а также в собраниях ГМИ СПб, Рыбинского художественного музея, Музея изобразительных искусств республики Карелия (Петрозаводск) и в частных собраниях в России и в Германии.
Кондратьев, Павел Михайлович.