20-10-2023
В статье не хватает сносок. (14 июля 2023) |
Список трамвайных конечных станций Санкт-Петербурга.
Название | Расположение | Конфигурация | Дата открытия | Прежние названия | Использующие маршруты | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Площадь Тургенева | Вокруг площади Тургенева | 1 сквозной путь | 10 ноября 1907 | 41, 16 (укороченные наряды) | ||
Улица Марата | Разворот Лиговский проспект — Кузнечный переулок — улица Марата — Свечной переулок | Квадрат по улицам вокруг квартала | 1929 | 16 (сквозной проезд), 25, 49 | Для оборота начала использоваться только с 1968 года с перерывами | |
Площадь Репина | На площади Репина северо-восточнее перекрёстка Лоцманской улицы и проспекта Римского-Корсакова | 2 сквозных пути | 1934 | до 1940 — Завод имени Марти до декабря 1952 — Калинкинская, как и сама площадь |
3, 16 (сквозной проезд) | |
Перекупной переулок | Разворот Херсонская улица — проспект Бакунина — Исполкомская улица — Перекупной переулок | Квадрат по улицам вокруг квартала | 1951 | 24 | Для оборота начала использоваться только с декабря 1969 года | |
Улица Кораблестроителей | Северо-западнее перекрёстка улиц Наличной и Кораблестроителей | 3 сквозных пути | декабрь 1976 | 6, 40 |
Название | Расположение | Конфигурация | Дата открытия | Прежние названия | Использующие маршруты | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Тихорецкий проспект | Тихорецкий проспект у дома 4 | 2 сквозных пути, тупик | 1917 | до 1963 — Политехнический институт | 40, 57 | До 1963 года располагалась у Политехнического института. Перед кольцом ответвлялась грузовая линия к Яшумовскому карьеру (см. ниже). На старом месте конечной построен вестибюль станции метро «Политехническая» |
Выборгская | Разворот улица Смолячкова — Большой Сампсониевский проспект — Гренадерская улица | Квадрат по улицам вокруг квартала | 22 апреля 1975 | 61 | ||
Придорожная аллея | Восточнее пересечения проспекта Энгельса и Придорожной аллеи | 4 сквозных пути | 1 января 1976 | 21, 55, 100 | На конечной станции расположена Дистанция пути № 2 | |
Проспект Культуры | Северо-западнее перекрёстка Придорожной аллеи и проспекта Культуры | 3 сквозных пути | 15 августа 1977 | 20, 58 | ||
Удельная | Восточнее станции метро | 1 сквозной путь, разъезд | 6 ноября 1982 | 9 | Один из путей не используется | |
Улица Жени Егоровой | В месте пересечения одноимённой улицы с Суздальским проспектом, примерно в 800 метрах к востоку от Выборгского шоссе | 3 сквозных пути, до 28 декабря 1982 — кольцо в конце однопутной линии | 1934 | до 28 декабря 1982 — Парголово, также использовалось название «1-е Парголово» | 58 | Ранее один из путей конечной станции являлся тупиковым. Примерно на середине завершающего отрезка по пути к кольцу вдоль Суздальского проспекта линия проходит через самую северную точку трамвайной сети города — 60,063° с. ш., 30,3° в. д. |
Название | Расположение | Конфигурация | Дата открытия | Прежние названия | Использующие маршруты | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Площадь Ленина, Финляндский вокзал | Разворот площадь Ленина — Боткинская улица — улица Академика Лебедева — улица Комсомола | Квадрат по улицам вокруг квартала, пошёрстный съезд | 1908 | 3, 6, 20, 23 | Конфигурация неоднократно менялась. До 2000 года в состав конечной станции входила однопутная линия в Финском переулке. На улицах Комсомола и Боткинской до 1960 года имелись два пошёрстных съезда и дополнительный третий путь, от которого ответвлялся ещё один к Финляндской товарной станции. | |
Проспект Мечникова | Северо-восточнее перекрёстка проспектов Пискарёвского и Мечникова | До 1967 — 3 сквозных и 1 тупиковый путь, с 1967 — 3 сквозных пути | 1917 | до 1924 — Больница Петра Великого до 1996 — Больница имени Мечникова |
9, 38, 51 | В 1969 году была перенесена на несколько сотен метров юго-западнее своего старого расположения. До этой реконструкции имелись два тупиковых пути и дополнительное оборотное кольцо на территории больницы имени Мечникова, использовавшиеся только в грузовом движении |
Кушелевка | Начало Политехнической улицы | 1 сквозной путь | 1956 | 38, 48 | ||
Ручьи | Северо-восточнее перекрёстка проспекта Науки и улицы Руставели | 3 сквозных пути | июль 1966 | 100 | Выезд на улицу Руставели в сторону проспекта Луначарского возможен только с одного из путей, до 2007 года такой возможности не было вообще | |
Суздальский проспект | Юго-восточнее перекрёстка Суздальского и Светлановского проспектов | 3 сквозных пути | 1 сентября 1972 | 51, 61 | ||
Проспект Луначарского | Северо-восточнее перекрёстка проспекта Луначарского и улицы Руставели | 1 сквозной путь | 1 января 1980 | 57 | Ранее имелся внешний путь |
Название | Расположение | Конфигурация | Дата открытия | Прежние названия | Использующие маршруты | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Приморский проспект | 2 сквозных пути (см. схему) | 1929 | до 1935 — Завод имени Рыкова, до 1999 — Старая Деревня |
21 | В 2011—2012 годах перестроена в связи со строительством ЗСД и реконструкцией Приморского проспекта. По части территории к/ст проложена новая проезжая часть улицы Савушкина. До перестройки имела 4 сквозных пути, 3 тупика и выезд в обе стороны | |
Удельный парк | Проспект Испытателей, у начала Богатырского проспекта | 1 сквозной путь | 26 декабря 1988 | до 1991 — Парк Челюскинцев | 47 | Заезд возможен только с запада |
Улица Шаврова | Проспект Авиаконструкторов между Шуваловским проспектом и улицей Шаврова | 6 сквозных путей | декабрь 1990 | 18, 47, 55 | В 2004 году при строительстве ПТО была перенесена на несколько сотен метров севернее своего старого расположения | |
Лахтинский разлив | Западнее перекрёстка улиц Школьной и Савушкина | 5 сквозных путей (ранее 2) | 5 августа 1992 | 19, 48 | В 2012 году перенесена с территории восточнее перекрёстка улиц Школьной и Савушкина (между Школьной улицей и Приморским шоссе) | |
Старая Деревня | Севернее одноименной станции метро и железнодорожной платформы | 2 сквозных пути, тупик | 14 января 1999 | 18 | ||
Старая Деревня | Южнее от одноименной железнодорожной платформы и станции метро | 1 сквозной путь, разъезд | 27 декабря 2000 | 19 |
Название | Расположение | Конфигурация | Дата открытия | Использующие маршруты | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Ржевка | Ржевская площадь | 3 сквозных пути | 1926 | 64 | Перестроена в 1981 году. До этого момента имелись только 1 сквозной путь и тупик. Реконструирована в 2018—2019 годах ООО «ТКК». Самое восточное трамвайное кольцо Санкт-Петербурга. |
Хасанская улица | Хасанская улица к западу от перекрестка с проспектом Наставников | 3 сквозных пути | 1 сентября 1982 | 8 | Ранее некоторая часть конечной станции была продана под коммерческие предприятия, в связи с чем пути на проданной территории были частично демонтированы (так, одно из зданий бывшей дистанции пути, находившейся на этой конечной, сейчас является продовольственным магазином, при этом в его здании даже можно увидеть рельсы). В 1997—2002 годах на конечной станции находился филиал трамвайного парка № 4. В 2016—2018 годах реконструирована. Эксплуатируется ООО «ТКК» |
Ладожская | Юго-западнее Ладожского вокзала | 3 сквозных пути (до 2017), пошёрстный съезд (с 2018) | 1 января 1986 | 7, 8, 59, 63, 64 | В 2003 году при строительстве Ладожского вокзала была перенесена на несколько сотен метров юго-западнее своего старого расположения. Само кольцо с 2003 года не являлось остановкой, высадка осуществлялась на 300 м севернее близ Ладожского вокзала. Повторно используется с 2018 года ООО «ТКК» уже как межпутный съезд перед вокзалом (в 2019 году был построен ещё один съезд, за вокзалом). |
Новочеркасская | Новочеркасский проспект севернее перекрёстка с Заневским проспектом | Пошёрстный съезд | 4 июля 2013 | 39 | |
Улица Передовиков | Северо-восточнее перекрестка улицы Передовиков и Ириновского проспекта | Пошерстный съезд | 1 сентября 2019 | 10, 63 | |
Трамвайное депо ТКК | У въезда в трамвайное депо ТКК на улице Потапова | 2 сквозных пути | 1 сентября 2019 | 59 |
Название | Расположение | Конфигурация | Дата открытия | Прежние названия | Использующие маршруты | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Невский завод | Проспект Обуховской Обороны, вблизи Невского завода | 1 сквозной путь | 1918 | до 1924 — Семянниковский завод до 2005 — Завод имени Ленина |
65 | Ранее имелись два тупиковых пути |
Трамвайный парк № 7 | Угол улицы Грибакиных и проспекта Обуховской Обороны, вблизи Пролетарская | 3 сквозных пути, въезды в трамвайный парк № 7 | 1950 | до 1993 — Завод «Большевик» | 39 | |
Река Оккервиль | Восточнее перекрёстка улицы Дыбенко и Товарищеского проспекта | 5 сквозных путей | 1970 | 27, 65, А | Перестроена в 1980 году, до этого имела меньшее количество путей | |
Проспект Солидарности | Проспект Солидарности юго-восточнее перекрёстка с улицей Подвойского | 6 сквозных путей | 1973 | 7, 10, 23 | ||
Рыбацкое | Тепловозная улица | Остановки для высадки и посадки пассажиров у путей, ведущих к ТПУ «Рыбацкое» | 1935 | 24, 27 | До 1940-х годов имелся тупиковый путь, перестроена к 1954 году. До 17 августа 1987 года находилась между домами 26 и 32 по Шлиссельбургскому проспекту. С 1994 года на территории конечной станции работает филиал трамвайного парка № 7. Самая южная конечная станция Санкт-Петербурга. После строительства КАД в 2005 году оказалась единственной, расположенной за ее пределами |
Название | Расположение | Конфигурация | Дата открытия | Прежние названия | Использующие маршруты | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Московские ворота | Площадь Московские Ворота, у одноименной станции метро | 1 сквозной путь вокруг Московских ворот | 1909 | 29 (сквозной проезд), 43 | При продлении линии по Московскому проспекту тупик был заменён на оборотное кольцо вокруг Московских ворот, до этого путь проходил через них | |
Карбюраторный завод | Угол Мгинской улицы и улицы Самойловой | До 1961 — треугольник, с 1961 — 2 сквозных пути | 1932 | до 1973 — Волкова Деревня | 16 | Перестроена в 1961 году. Посадка и высадка осуществляются не на самой конечной, а на остановке «Улица Самойловой». До снятия путей со Второй Советской и части Лиговского проспекта, ходил маршрут 44. |
Мясокомбинат | На углу Московского шоссе и улицы Ленсовета, недалеко от Звездная | 2 сквозных пути | 1944 | до 1961 — Ленмясокомбинат | 29 | |
Проспект Юрия Гагарина | Северо-западнее перекрёстка проспекта Юрия Гагарина и Авиационной улицы | 2 сквозных пути | 1960 | 45 | ||
Купчино | Балканская площадь | 5 сквозных путей | 29 декабря 1973 | 25, 43, 45, 62 | ||
Малая Балканская улица | Малая Балканская улица напротив роддома № 16, в конце Бухарестской улицы | 4 сквозных пути | 1 января 1982 | 49, 62 | В 1980-х годах от внешнего пути к/ст отходили пути полигона «Горэлектротранса». По одной из версий, здесь предполагалось создание филиала трамвайного парка № 1 и должен был быть организован отстой вагонов. По другой версии, полигон предназначался исключительно для учебно-тренировочных и испытательных целей. Но в итоге полигон стали использовать как «кладбище» трамваев: в начале 1983 года здесь был устроен отстой 54 старых вагонов. В июне того же года почти все вагоны были вывезены, остальные оставались здесь до 1989 года. В 1990 году пути полигона были демонтированы. На полигоне были проложены 3 сквозных и 1 тупиковый путь. |
Название | Расположение | Конфигурация | Дата открытия | Прежние названия | Использующие маршруты | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Нарвская | Вокруг площади Стачек, Нарвских ворот | 1 сквозной путь, тупик | 1908 | 16 | Не использовалась с 2006 по 2013 год наряду с линией по Старо-Петергофскому проспекту | |
Завод «Северная верфь» | Корабельная улица | 3 сквозных пути | декабрь 1915 | до февраля 1989 — Завод имени А. А. Жданова | 41, 52, 56, 60 | Перестроена в 1967 году. До этого имела 1 сквозной путь и тупик. До 1929 года входила в состав Оранэлы |
Стрельна | Напротив Константиновского дворца к югу от Санкт-Петербургского шоссе | 2 сквозных пути | декабрь 1915 | 36 | До 1929 года входила в состав Оранэлы. До 1941 года располагалась у Львовского дворца. Во время Великой Отечественной войны линия в Стрельну сильно пострадала, при восстановлении в 1952 году кольцо в Стрельне перенесено на современное расположение. Самая западная конечная Санкт-Петербурга и единственная, расположенная в пригороде | |
Оборонная улица | К востоку от перекрёстка улиц Трефолева и Оборонной | 3 сквозных пути | 5 декабря 1961 | 36 | ||
Сосновая Поляна | Однопутная линия проспект Ветеранов — улица Лётчика Пилютова — проспект Народного Ополчения — улица Пограничника Гарькавого | Квадрат по улицам вокруг квартала | 17 декабря 1971 | 52 | На проспекте Народного Ополчения имеется разъезд | |
Улица Маршала Казакова | 2 сквозных пути | 1 сентября 1978 | до 1991 — Проспект Маршала Жукова | 56 | Один из путей ранее использовался для отстоя списанных вагонов. | |
ЛЭМЗ | 3 сквозных пути | 10 августа 1979 | 60 | До 2005 года от кольца на запад ответвлялся тупиковый путь к грунтоотвалу, использовавшийся только грузовыми трамваями |
Также в качестве конечной фактически используется трамвайный парк № 1 (29-й маршрут), на время ремонтов в качестве конечных используются и другие трамвайные парки.
Название | Расположение | Описание | Дата открытия | Прежние названия | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Детская улица | до 1957 – треугольник, с 1957 – 3 сквозных пути | 1929 | до 1957 – Косая линия | В 1957 году перенесена на 100 метров северо-западнее прежнего расположения. Ранее имелись грузовые ответвления на разветвлённые сети двух заводов: Балтийского и «Севкабель». С 16 июля 2015 года в связи с ремонтом коммуникаций на Васильевском острове и строительством станции метро «Горный институт» является отрезанной от остальной сети. Использовалась маршрутами 1 и 40 | |
Сенная площадь | По оси Садовой улицы, к северо-востоку от улицы Ефимова | Пошёрстный съезд | 1 марта 2013 | Действовал до 1 октября 2016 года как конечная маршрута № 3, следовавшего от площади Репина | |
Проспект Добролюбова | На Кронверкском проспекте перед пересечением с проспектом Добролюбова | Пошёрстный съезд | 14 июня 2016 | Действовал во время ремонта Тучкова моста. Сооружен во избежание закрытия трамвайного движения по Кронверкскому проспекту. В отличие от съезда на Кадетской и 1-й линиях В.О. не демонтирован |
Название | Расположение | Описание | Дата открытия | Прежние названия | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Озерки | Треугольник Выборгское шоссе — проспект Луначарского — проспект Энгельса, до 1982 — 3 сквозных пути | По улицам вокруг квартала | 1926 | Однопутная линия по проспекту Луначарского построена с заделом под второй путь (единственный путь на выделенном полотне смещён). Использовалась в регулярном движении до 10 декабря 1977 года маршрутами № 20, 21 и 26, с сентября по декабрь 1988 года (маршрут № 58) и с 1993 по 1999 год (маршрут № 21А) | |
Байконурская улица | К северу от проспекта Испытателей между проспектом Сизова и Байконурской улицы | 1 сквозной путь (ранее 2) | 5 ноября 1976 | до 26 декабря 1988 — Проспект Сизова | До строительства в 1988 году к/ст «Долгоозёрная улица» располагалась в конце трамвайной линии по проспекту Испытателей. Внешний путь долгое время был не пригоден к эксплуатации по причине зарастания кустарником и деревьями, он демонтирован в 2008 году после строительства магазина «О’Кей». Заезд на кольцо возможен только с востока. Используется только укороченными рейсами и временными маршрутами. |
Название | Расположение | Описание | Дата открытия | Прежние названия | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Улица Коммуны | Начало Рябовского шоссе | 1 сквозной путь | 1933 | до 1981 – Пороховые | Реконструирована в 1981 году с открытием новой линии. До того момента также имелся внешний тупиковый путь. До 3 июня 2017 года использовалась маршрутами 7, 59. Повторно реконструирована ООО «ТКК» в 2018—2019 годах. Заезд возможен только со стороны улицы Коммуны |
Малая Охта | Юго-восточнее перекрёстка Гранитной улицы и Новочеркасского проспекта | До 1959 года — 1 сквозной путь, с 1959 по 2016 — 3 сквозных пути | 1936 | До перестройки в 1959 году заезд был возможен только с запада. Не используется как конечная с 4 марта 2023 года из-за закрытия маршрута № 7А в связи с ремонтом станции метро «Ладожская» | |
Народная улица | Дальневосточный проспект севернее перекрестка с Народной улицей | Пошёрстный съезд | 4 июля 2013 | Использовалась до 17 января 2014 года маршрутами 39 и 54 во время ремонта трамвайной эстакады на Володарском мосту | |
Ириновский проспект | На проспекте Наставников перед пересечением с Ириновским проспектом | Пошёрстный съезд | 15 декабря 2018 | Действовал до 1 сентября 2019 как конечная 64 маршрута на время реконструкции линии на Ириновском проспекте. Эксплуатировался ООО «ТКК» |
Название | Расположение | Описание | Дата открытия | Прежние названия | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Улица Пограничника Гарькавого | Петергофское шоссе, у торгового центра «Жемчужная Плаза» | 1 сквозной путь | 1929 | до 1974 – Сосновая Поляна | Ранее имелся тупиковый путь к грунтоотвалу. До 14 сентября 2019 года использовалась маршрутом 60 |
Завод имени Ломоносова | Угол проспекта Обуховской Обороны и Фарфоровской улицы | 1 сквозной путь | 1936 | Ранее имелся тупиковый путь. Регулярное движение прекращено в 1960 году. С 1989 по 1995 год использовалась маршрутом 65. | |
Проспект Стачек, 111 | Южнее дома 111, корпус 1 по проспекту Стачек | 1 сквозной путь | 1951 | до 1980 — Привал | Ранее имелся тупиковый путь. Заезд возможен только с востока. Может использоваться укороченными рейсами и временными маршрутами |
Проспект Славы | К востоку от Бухарестской улицы между проспектом Славы и Южным шоссе | 2 сквозных пути | 3 января 1966 | С 8 декабря 1986 года используется только временными маршрутами и укороченными рейсами |
Название | Расположение | Конфигурация | Дата открытия | Дата закрытия | Прежние названия | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Окружной суд | Литейный проспект перед Литейным мостом | неизвестно | 1908 | 1916 | ||
Электросила | Московский проспект | 1 сквозной путь | 1908 | 1940[1] | Обслуживало 5 маршрутов[1]. Демонтировано по завершении строительства полноценного кольца с 4 путями для отстоя в Благодатном переулке | |
Улица Калинина | Перекрёсток Оборонной улицы и улицы Калинина | Разъезд в конце однопутной линии | 1929 | 1941 | ||
Кушелевская петля | Пискарёвский проспект у Невы | 1 сквозной путь | 1922 | 1930 | Не использовалась с 1924 по 1928 год | |
Площадь Диктатуры | Площадь Пролетарской Диктатуры | 1 сквозной путь | 1908 | 1932 | до 1918 – Лафонская площадь | Не использовалась до 1914 года и с 1918 по 1928 год |
Название | Расположение | Конфигурация | Дата открытия | Дата закрытия | Прежние названия | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Петровский остров | Вокруг Петровской площади | 1 сквозной путь | 1933 | 1946 | Имелось грузовое ответвление к судостроительному заводу «Алмаз». Часть линии на Петровский остров сохранялась до 1995 года как путь к заводу «Красная Бавария». Заменена троллейбусной линией в 1948 году | |
Балтийский вокзал | Площадь Балтийского вокзала | 2 сквозных пути, грузовой однопутный заезд к путям Балтийского вокзала | 1908 | 1948 | ||
Петропавловская улица | Вокруг площади Льва Толстого | 1 сквозной путь | 1922 | 1950 | От кольца ответвлялась однопутная грузовая линия на территорию 1-го Медицинского института в район морга. Пути и контактная сеть кольца частично сохранились в составе нынешней линии. | |
Красная площадь | Вокруг площади Александра Невского | 1 сквозной путь | 1918 | 1951 | до 1924 — Александро-Невская лавра | От кольца ответвлялся грузовой путь на территорию Александро-Невской лавры (к больнице), где линия имела два оборотных кольца. После 1924 года использовалась непродолжительное время маршрутом № 4 (в 1927 году) и маршрутом № 24 (с 21 ноября 1942 по 23 февраля 1943). Демонтирована одновременно с ликвидацией трамвайного движения на Невском проспекте. Заменена находящейся неподалеку конечной «Перекупной переулок» |
Площадь Восстания | Вокруг площади Восстания | 2 пути | 1907 | 1951 | до 17 ноября 1918 — Знаменская площадь | Не использовалась в 1931—1933 и 1937—1951 годах |
Площадь Искусств | 2 пути | 1909 | 1951 | до 1918 — Михайловская площадь до 26 сентября 1940 — площадь Лассаля |
Регулярное движение прекратилось во второй половине 1940-х годов | |
Улица Смольного | Смольная набережная в створе улицы Смольного | 1 сквозной путь | 1908 | 1952 | до 1922 — Пальменбахский перевоз до 1937 — Перевоз Домбаля до 1939 — Смольный перевоз |
Имелся тупиковый путь |
Горный институт | до 1930 — съезд на набережной Лейтенанта Шмидта, с 1930 — 1 сквозной путь | 1924 | 1960 | до 1930 — набережная Лейтенанта Шмидта | В 1930 году после продления линии по набережной перенесена к Горному институту. Регулярное движение прекращено в 1956 году в связи с продлением маршрута № 24 | |
Остров Декабристов | На месте нынешней площади Балтийских Юнг | Кольцо в конце однопутной линии | 1929 | 1961 | В регулярном движении не использовалось | |
Лифляндская улица | Лифляндская улица в районе конюшен[2] | 2 сквозных пути | 1916 | 5 декабря 1961 | до 1941 — Екатерингоф | Заезд был возможен только по Лифляндской улице с севера. Заменена конечной «Оборонная улица» |
Фонарный переулок | 1933 | 1971 | Оборотное кольцо для трамваев, прибывающих по улице Декабристов со стороны улицы Глинки. Использовалось с 1964 по 1971 год 36 маршрутом | |||
Казанский собор | За Казанским собором | 2 сквозных пути | 1933 | 1964 | до 13 января 1944 — площадь Плеханова до ноября 1951 — Казанская площадь |
Название | Расположение | Конфигурация | Дата открытия | Дата закрытия | Прежние названия | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Средняя Рогатка | На месте современной площади Победы | Кольцо на однопутной линии | 1934 | 1950 | Информация о местонахождении конечной станции противоречит немецким аэрофоснимкам Ленинграда 1939-1941 годов[3], а также "Карте сети Ленинградского трамвая" службы движения ТТУ Ленгорисполкома июля 1940 года.[4] Согласно этим источникам станция располагалась ближе к пересечению нынешних Пулковского шоссе и 5-го Предпортового проезда. | |
Кировское кольцо | На месте нынешней Комсомольской площади | 1 сквозной путь | 1916 | 1954 | до 1929 — Путиловский завод до 17 декабря 1934 — Завод «Красный путиловец» до 1950 — Кировский завод |
|
Большая Охта | Среднеохтинский проспект после Красногвардейской площади | 1 сквозной путь, два ответвления к грузовой кольцевой линии | 1923 | 1960 | до 1936 — Охта | Оборотное кольцо для оборота трамваев, прибывающих со стороны Новочеркасского проспекта. От этого кольца начиналось ещё одно, которое вело к грузовой станции Охта и использовалось только грузовыми трамваями (по его ходу имелись три грузовых тупиковых ответвления). Демонтирована в связи с переустройством Красногвардейской площади. |
2-й Муринский проспект | Севернее нынешней Светлановской площади | 2 сквозных пути | 1933 | 1960 | до 1950 — Завод «Светлана» | |
Благодатный переулок | В 200 метрах к западу от Московского проспекта, на месте дома 20 по Благодатной улице | 4 сквозных пути | 1937 | 1961 | После закрытия пассажирского движения использовалась грузовыми трамваями до 1963—1965 года. В 1969 году поворот с Московского проспекта на Благодатную улицу был возобновлён с продлением пути мимо старого кольца до новой конечной станции Броневая. | |
Правый берег Невы | Дальневосточный проспект, восточнее начала улицы Дыбенко (по другим данным — улицы Крыленко) | 1 сквозной путь | 1960 | ноябрь 1968 | до марта 1965 — Весёлый Посёлок | Заезд был возможен только со стороны нынешней Народной улицы (путь со стороны Малой Охты прекращался незадолго до кольца и, тем самым, соединения с ним кольцо не имело). |
Название | Расположение | Конфигурация | Дата открытия | Дата закрытия | Прежние названия | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Варшавский вокзал | К востоку от Варшавского вокзала, вокруг Церкви Воскресения Христова «Бутылочка» | 2 сквозных пути, однопутный въезд на грузовой двор Варшавского вокзала | 1950 | июнь 1993 | Подъездные пути на территорию Варшавского вокзала были построены ещё осенью 1914 года. По состоянию на 2012 год сохранялись некоторые остатки этих путей. | |
10-я Красноармейская улица | Квадрат по улицам вокруг квартала | 1915 | 14 октября 2002 | Стала однопутной в восточном направлении в 1964 году. Использовалась в 1973—1979 и 1993—2002 годах. Имела диспетчерскую, несмотря на невозможность отстоя. | ||
Порт | Двинская улица | 3 сквозных пути (ранее 1) | 1915 | 5 апреля 2003 | до 1917 — Эстляндская улица | Ранее имелся тупиковый путь и заезд на завод. |
Название | Расположение | Конфигурация | Дата открытия | Дата закрытия | Прежние названия | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Набережная реки Смоленки | Южнее пересечения проспекта КИМа и переулка Декабристов | 2 сквозных пути | 1913 | конец августа – начало сентября 2001 | До 1954 года также использовалось название «Смоленское кладбище» | |
Малый проспект В. О. | Северо-восточнее перекрёстка Малого проспекта В. О. и улицы Беринга | 3 сквозных пути, до 1960 — 1 сквозной путь | 1930 | 7 августа 2002 | до 1924 — Наличный переулок до 1932 — Гавань, Гаванская петля до 1960 — Наличный переулок |
В 1960 году перенесена на несколько сотен метров восточнее. Демонтирована в 2006 году, линия по Малому проспекту снята в 2009 году |
25-я линия | К юго-востоку от перекрёстка Среднего проспекта и 25-й линии, перед фасадом ВНИМИ, выходящим на Средний проспект | 2 сквозных пути | 1914 | 2006 | до 1924 – Ольгинская петля | Кольцо получило своё первоначальное название по расположенному рядом в момент открытия Ольгинскому приюту. Перестало использоваться с 1959 года |
Название | Расположение | Конфигурация | Дата открытия | Дата закрытия | Прежние названия | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Барочная улица | Прямоугольник Лодейнопольская улица — Петрозаводская улица — Барочная улица — Большая Зеленина улица | Квадрат по улицам вокруг квартала | 1916 | 1 октября 2001 | Регулярное движение прекращено в 1996 году | |
Большая Разночинная улица | Прямоугольник Большая Разночинная улица — Корпусная улица — Пионерская улица — Чкаловский проспект | Квадрат по улицам вокруг квартала | 1947 | 1 октября 2001 | На Корпусной улице имелось однопутное грузовое ответвление | |
Новоладожская улица | Северо-западнее перекрёстка Новоладожской и Пионерской улиц | 1 сквозной путь | 1915 | октябрь 2001 | до 1922 – Церковь Спаса Колтовского до 1934 – Корпусная улица до 1954 — завод «Вулкан» |
Оборотное кольцо для трамваев, прибывающих по Пионерской улице c юга. С 1918 по 1924 год не использовалось.
При развороте трамваи выезжали на служебную линию, ведущую к заводу «Вулкан» по Новоладожской улице. До лета 2017 года сохранялись фрагменты этих путей — по одному рельсу на Гдовской улице и у заезда на завод «Красное знамя». |
ЦПКиО | 3 сквозных пути | 1928 | 1 октября 2002 | до 1934 – 2-й Елагин мост до 1991 – ЦПКиО им. С. М. Кирова |
Имелся тупиковый путь. В 1970 году была перенесена на несколько сотен метров восточнее своего старого расположения. До 2018 года на закрытой конечной станции сохранялись опоры контактной сети. | |
Приморский парк Победы | Северо-восточнее перекрёстка Южной аллеи и Крестовского проспекта | 7 сквозных путей, 2 тупика (см. схему) | 1947 | 4 июля 2007 | До момента закрытия являлась крупнейшей конечной станцией Санкт-Петербурга[5][6][7][8][9] |
Название | Расположение | Конфигурация | Дата открытия | Дата закрытия | Прежние названия | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Конюшенная площадь | 2 сквозных пути | 1951 | 20 февраля 1998 | Реконструировалось с 1966 по 1970 год | ||
Стремянная улица | Прямоугольник улица Марата — Стремянная улица — Дмитровский переулок — Колокольная улица | Квадрат по улицам вокруг квартала | 1 сентября 1932 | 1 января 1993 | На Стремянной улице имелся разъезд. Некоторое время существовала линия в Поварском переулке. Пути окончательно демонтированы в 2000 году |
Название | Расположение | Конфигурация | Дата открытия | Дата закрытия | Прежние названия | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Станция Нева | Южнее перекрёстка Народной улицы и проспекта Большевиков | 2 сквозных пути, тупик | 1967 | 22 мая 1997 | Недалеко от конечной станции имелось грузовое ответвление на разветвлённую сеть базы завода «Севкабель». По состоянию на май 2023 года у одного из ангаров на территории базы оставался грузовой путь | |
Рыбинская улица | Восточнее перекрестка набережной Обводного канала и Рыбинской улицы | 1 сквозной путь | 1987 | 1 февраля 1999 | Действовало в период ремонта трамвайных путей на набережной Обводного канала. До 2 марта 1992 года заезд осуществлялся только с востока, затем он был перенесен к западной стороне | |
Броневая | К востоку от станции | 2 сквозных пути | декабрь 1969 | 2 октября 2002 | Проведение линии от Московского проспекта по Благодатной улице до станции Броневая стало возможным лишь после демонтажа в 1967 году железнодорожных путей вдоль Варшавской улицы (объединения Балтийского и Варшавского направлений на участке от Корпусного проезда до Ленинского проспекта). | |
Кинотеатр «Юность» | Улица Савушкина между улицей Академика Шиманского и Шишмарёвским переулком | 2 сквозных пути | 1908 | 2001 | до 1973 – Новая Деревня | Перестроено в 1951 году в связи с переносом путей с Приморского проспекта на улицу Савушкина. Регулярное движение прекращено 1 декабря 1981 года |
Площадь Калинина | У пересечения переулка Усыскина и улицы Васенко | До 1955 — 1 сквозной путь;
с 1955 по 2002 — 2 сквозных пути |
1916 | 5 апреля 2003 | до 1924 – Полюстровский проспект до 1955 – Кондратьевский проспект |
В 1955 году была перенесена несколько севернее своего старого расположения. Одновременно с этим разобрана грузовая линия, начинавшаяся незадолго до кольца. |
Турухтанные острова | 1 сквозной путь, тупик | 1931 | 12 января 2006 | Поводом к закрытию стало ДТП с падением столба и обрывом контактной сети на дороге на Турухтанные острова. |
Название | Расположение | Конфигурация | Дата открытия | Дата закрытия | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Гражданский проспект | Проспект Просвещения между улицей Брянцева и Гражданским проспектом | 1 сквозной путь | январь 1971 | 1 сентября 1972 | Демонтировано после продления линии на запад |
Ленинский проспект | Перекрёсток улицы Десантников и Ленинского проспекта | 1 сквозной путь | 27 декабря 1983 | 1989 | Демонтировано после соединения линий по улицам Десантников и Маршала Казакова |
Долгоозёрная улица | Около пересечения проспекта Авиаконструкторов и Долгоозёрной улицы | 1 сквозной путь | 26 декабря 1988 | декабрь 1990 | Демонтировано одновременно с продлением линии до улицы Шаврова |
Госпиталь | Народная улица перед Володарским мостом | 1 сквозной путь | 14 сентября 1988 | 23 января 1993 | Построено на время реконструкции Володарского моста |
1-я и Кадетская линии | 1-я и Кадетская линии Васильевского острова, южнее пересечения линий и набережной Макарова | Противошёрстный съезд со стороны Среднего проспекта В. О. | 14 июня 2016 | 19 ноября 2017 | Съезд был сооружён на время реконструкции Тучкова моста, чтобы избежать закрытия трамвайного движения на Васильевском острове. После завершения работ был разобран |
Проспект Испытателей, 11 | Возле проспекта Испытателей, 8 | Пошёрстный съезд | 29 июля 2019 | 4 августа 2019 | Съезд был построен для ремонта путей на проспекте Испытателей |
Название | Расположение | Конфигурация | Дата открытия | Дата закрытия | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Яшумовский карьер | Восточнее перекрёстка Светлановского проспекта и улицы Жака Дюкло | Разъезд, 3 тупика | 1917 | 1963 | В Яшумовском карьере велась добыча песка для нужд городского трамвая. |
Испытательный полигон в Весёлом Посёлке | Около пересечения Дальневосточного проспекта и улицы Подвойского | 2 сквозных пути | 1968 | 1989 | Линия использовалась как испытательный полигон для учебных и грузовых трамваев. В последние годы существования на кольце отстаивались списанные вагоны. Заезд был возможен только со стороны Народной улицы — стрелка на эту линию была проложена только от одного пути, далее линия расходилась в двухпутную. |
Конечная станция «Малая Охта» до реконструкции. 2007 год
Конечная станция «Стрельна». 2008 год
Территория бывшей конечной станции «Приморский парк Победы». 2008 год
Табличка на здании диспетчерской бывшей конечной станции «Приморский парк Победы». 2008 год
Конечные станции и оборотные кольца санкт-петербургского трамвая.