20-06-2023
Кооперати́вный мат, коопмат (англ. helpmate; нем. Hilfsmatt) — вид неортодоксальной шахматной композиции.
В задачах на кооперативный мат начинают чёрные (если в условии не оговорено иное) и помогают белым объявить мат чёрному королю в заданное число ходов, то есть чёрные и белые действуют согласованно, «кооперативно», чтобы выполнить задание. В этом жанре шахматной композиции с целью расширения содержания допускается составление задач с несколькими решениями и несколькими иллюзорными играми. Другие распространённые формы расширения содержания коопматов — близнец, когда новое решение обеспечивается за счёт незначительного изменения начальной позиции (например, перестановкой фигуры, добавлением, снятием или заменой фигуры, поворотом доски), и дуплекс, когда в одной и той же позиции одинаковое задание выполняется каждой стороной (стороны играют кооперативно сначала чтобы дать мат чёрным, затем чтобы дать мат белым).
Содержание |
Первая задача на кооперативный мат придумана Максом Ланге в 1854 году (M. Lange, Schachzeitung 1854, № 12, с. 453[1]). Первая полноценная кооперативная трёхходовка составлена в 1860 году С. Лойдом, предложившим начинать решение с хода чёрных. Победитель первого конкурса задач на кооперативный мат (Dubuque Chess Journal (США) 1870—1871) — У. Шинкман. Широкое распространение задачи на кооперативный мат получили в 20-х гг. XX века благодаря работам Т. Доусона. Русское название «кооперативный мат» было предложено в 1926 году М. Нейманом, он же ввёл в практику составление коопматов с несколькими решениями. В СССР первая задача на кооперативный мат была составлена С. Каминером и опубликована в 1927 году. В докомпьютерное время этот вид шахматной композиции был весьма сложен для составления: из-за того, что стороны играют сообща и количество возможных разветвлений велико, зачастую обнаруживался непредвиденный автором способ решения. В настоящее время, в связи с широким применением компьютерных программ для решения шахматных задач, кооперативный мат стал наиболее популярным жанром шахматной композиции[2].
В шахматной композиции в современной записи условия для кооперативных матов обычно используется следующая нотация: сначала указывается латинская буква « h »[3] (англ. help-; нем. hilfs-), затем знак мата « # »[4], затем количество ходов задания. Например, « h#2 » означает «кооперативный мат в 2 хода».
Чтобы показать наличие иллюзорной игры обычно используется знак « * ». Если в задаче есть несколько иллюзорных игр, ставится соответствующее количество звёздочек. Например, запись « h#2** » означает «кооперативный мат в 2 хода с одним решением[5] и двумя иллюзорными играми».
1.Kp:h8 Kph1 2.Kpg8 Kpg1 3.Kpf8 Kph1 4.Kpe8 Kpg1 5.Kpd8 Kph1 6.Kpc7 Kpg1 7.Kpd6 Kph1 8.Kp:e6 Kpg1 9.Kpf6 Kph1 10.Kpg5 Kpg1 11.Kpf4 Kph1 12.Kp:e4 Kpg1 13.Kpd4 Kph1 14.Kpc3 Kpg1 15.Kp:b3 Kph1 16.Kp:b4 Kpg1 17.Kp:b5 Kph1 18.Kpc4 Kpg1 19.b5 Kph1 20.b4 Kg1 21.b3 Kph1 22.b2 Kpg1 23.b1Ф Kph1 24.Фf5 Kpg1 25.Фf7 gf 26.Kpc3 f8Ф 27.Kpd2 Фc8 28.Kpe1 Фc1#
Рекордная по продолжительности игры задача на кооперативный мат.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
h#2 4 решения I. 1.Ле5 d8C 2.Kc5 с8К# II. 1.Фd8 deЛ 2.Kpd7 cdФ# III. 1.Kd8 c8C 2.Kpc7 deK# IV. 1.Kg5 cbЛ 2.Kpc7 d8Ф# Квартет превращений каждой из двух белых пешек. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
h#3* Иллюзорная игра: 1...Лd8 2.Kd7 Kd4+ 3.Kpd5 Л:d7# Решение: 1.Kc4 Лd1 2.Kd2 Kd8+ 3.Kpd5 Л:d2# |
Мат (шахматы) | ||
---|---|---|
Мат фигурами | Ферзём • Ладьей • Двумя слонами • Слоном и конём • Двумя конями • Два коня против пешки | |
Разновидности мата | Детский • Дурацкий • Зеркальный • Идеальный • Кооперативный • Линейный • На последней горизонтали • Обратный • Правильный • Спёртый • Чистый • Экономичный • Эполетный • Эхо | |
Именные маты | Анастазии • Андерсена • Бодена • Диларам • Легаля • Лусены • Троицкого • Филидора |
Кооперативный мат.