Lt304888.ru

Туристические услуги

Костромские марийцы

19-04-2023

Костромские марийцы — коренное марийское население юго-восточной части Костромской области России, по воле истории оказавшиеся в иной территориально-административной единице. Некоторые историки и этнографы (М. Фасмер, Т. С. Семёнов, С. К. Кузнецов, Д. А. Корсаков) считают их потомками древнего народа меря.[1].

Содержание

Этноним

Это статья является частью серии статей о народе
Марийцы

Культура
Литература · Музыка · Искусство · Архитектура · Кухня · Танец · Марийское имя · Марийские фамилии

Расселение марийцев
Марий Эл · Башкортостан · Татарстан · Кировская область · Удмуртия · Костромская область · Марийская диаспора

Этнографические группы
Луговые марийцы · Горные марийцы · Восточные марийцы · Северо-западные марийцы · Украинские чемерисы

Религия
Православие · Старообрядчество · Традиционная религия·
Мифология

Языки
Луговомарийский · Горномарийский

История
Ветлужское княжество · Юмское княжество · Малмыжское княжество · Ижмаринское княжество ·
Марийская АО · Марийская АССР ·
Известные марийцы

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить

Самоназвание марийцев на местном диалекте марийского — «мӓрӹ», в отличие от литературного варианта «мари». На вопрос «ты чей?» костромские мари отвечают «мӓрӹн», то есть марийский, что в русской транскрипции записывается как «мерен». Это является одним из доводов сторонников тождественности мерян и мари (М. Фасмер, Т. С. Семёнов, С. К. Кузнецов, Д. А. Корсаков).

История

Историческая западная граница марийского края проходила по линии Дальнее Константиново — Нижний Новгород, по левому берегу Волги, затем вдоль левого берега Унжи по линии Макарьев — Шарья — Котельнич.

На территории Костромской области находятся две столицы марийских княжеств: Шанга и Якшан, находится ряд марийских археологических памятников.

Вплоть до XIVXV веков марийцы составляли большинство местного населения, затем началось массовое заселение края русскими. В результате взаимодействия русских и мари происходило обрусение местного населения. В настоящее время малочисленные коренные марийцы (221 чел.)[2] проживают в Шарьинском, Вохомском, Пыщугском, Павинском, Поназыревском районах Костромской области.

Линвгистическое, антропологическое и культурное влияние

Костромские мари оставили довольно сильное влияние на местный русский язык. В русской речи старых людей можно наблюдать употребление марийских суффиксов и окончаний, либо наоборот — использование марийской лексики с русскими окончаниями. Одним из примеров такой речи является так называемый жгонский язык костромичей[3]. По сути это жаргон ремесленников с обилием марийской лексики и используемой (склоняемой) по правилам русского языка. Другой пример — бытовавший в Костромской, Ивановской, Ярославской и Владимирской областях так называемый елманский язык (от мар. йылме — язык), который также содержал марийскую лексику и использовался ещё в начале XX века как профессиональный язык местных рыбаков[4].

Аборигенное население также оказало влияние на антропологический тип нынешнего русскоязычного населения «мерянской зоны», которое имеет черты уральской расы (небольшие и зачастую раскосые глаза, выдающиеся скулы, маленький нос), характерной для марийцев.

Русский костюм Костромской области включает марийские геометрические орнаменты. В культуре местного населения остались проявления марийской культуры, в том числе святые камни и рощи, а также некоторые местные традиционные праздники.

Примечания

  1. Археология мери. К предыстории Северо-Восточной Руси. 1996.
  2. Перепись населения-2002
  3. Жгонский язык костромичей
  4. Потаённая Меря (Часть Вторая). Галич Мерский. История и современная антропология.

Литература

  • История Марийского края в документах и материалах. Вып.1, Сост. Айплатов Г. Н., Иванов А. Г., Йошкар-Ола, Мар. кн. изд-во, 1992.
  • История расселения марийцев. Г. А. Сепеев. Йошкар-Ола, 2006.
  • Петров А. А., Марий калыкын эртымгорныжо, газета «Кугарня» № 12 (850), 24 марта 2006.

Костромские марийцы.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01