Lt304888.ru

Туристические услуги

Кошиц, Дмитрий Александрович

25-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Кошиц Дмитрий Александрович
Дата рождения

24 января (6 февраля) 1902({{padleft:1902|4|0}}-{{padleft:2|2|0}}-{{padleft:6|2|0}})

Место рождения

Малая Гребля, Бердичевский район, Киевская губерния, Российская империя

Дата смерти

9 июня 1943({{padleft:1943|4|0}}-{{padleft:6|2|0}}-{{padleft:9|2|0}}) (41 год)

Место смерти

посёлок Курдюм Саратовская область, РСФСР, СССР

Принадлежность

Российская империя Российская империя
РСФСР РСФСР
СССР СССР

Род войск

Военно-воздушные силы СССР

Звание
Сражения/войны

Гражданская война,
Советско-финская война,
Великая Отечественная война

Награды и премии

Дми́трий Алекса́ндрович Ко́шиц (род. 24 января (6 февраля) 1902, село Малая Гребля Бердичевского района Киевской губернии[1] — ум. 9 июля 1943, окрестности посёлка Курдюм Саратовской области) — планерист-рекордсмен, лётчик-испытатель 2-го класса, подполковник, участник Гражданской, Советско-Финской и Великой Отечественной войн.

Биография

Детство и юность Дмитрия Александровича прошли в Санкт-Петербурге. В 1917 году он окончил реальное училище, а к 1919 году окончил 2 курса строительного техникума[2]. У Дмитрия Александровича была сестра-певица, эмигрировавшая в Америку[3].

В 1919 году Дмитрий Александрович добровольно вступил в Красную Армию. В 1920 году он окончил курсы инструкторов военного дела, а в 1922 году — Ташкентскую объединённую командную школу. До января 1923 года проходил службу в пехотных и кавалерийских частях. В апреле-августе 1922 года, проходя службу в должности командира взвода 16-го кавалерийского полка, участвовал в ликвидации басмаческих банд Энвер-паши в районе Бухары.

После окончания Гражданской войны Д. А. Кошиц получает авиационное образование. В 1923 году он окончил Егорьевскую военно-теоретическую авиашколу[4], в 1924 году — Качинскую ВАШЛ[2], в 1925 году — Серпуховскую высшую военную авиашколу воздушного боя и бомбометания («Стрельбом»)[5]. Служил в истребительных частях ВВС Белорусского ВО. С 1926 по 1927 год служил начальником штаба авиаэскадрильи.

С 1929 года по 1930 год является командиром авиаотряда Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С ноября 1930 года по февраль 1938 года Дмитрий Александрович Кошиц работает инструктором авиабригады при НИИ ВВС РККА. Одновременно с мая 1933 года по июль 1936 года Дмитрий Александрович работает начальником лётного отделения авиационного НИИ имени И. П. Павлова[2]. В это время он принимает участие в в экспериментальных длительных высотных полётах на самолётах для изучения их воздействия на организм лётчика. С 1936 года по 1938 год был (одновременно с другой деятельностью) был командиром отдельного авиаотряда Научно-исследовательского аэрографического института, где занимался вопросами, связанными с аэрофотосъёмкой. С февраля 1938 года по октябрь 1941 года Дмитрий Александрович работает лётчиком-испытателем авиазавода № 156, ЦАГИ и ОКБ Н. И. Камова[2].

Дмитрий Александрович Кошиц был не только известным лётчиком-испытателем, но и неизменным радиокомментатором на воздушных парадах в День авиации, проводившихся в Тушино[6]. Его комментарии читались не «по бумажке», были лёгкими и очень информативными. Известный лётчик-испытатель Марк Галлай утверждал, что историю советского радиорепортажа надо начинать «не с патриарха футбольных комментаторов Вадима Синявского, а с нашего, авиационного конферансье Дмитрия Кошица»[7].

Планерист

В январе 1925 года в Москве начала свою деятельность Московская планерная школа. Дмитрий Александрович вместе с другими известными авиаторами (К. К. Арцеулов, Л. А. Юнгмейстер, В. А. Степанченок) участвовал в разработке программы теоретических занятий, обучения полётам на планере, устава лётной школы[8]. Среди учеников был начинающий авиа-инженер Сергей Королёв. Начинающие планеристы отмечали жизнерадостность, оптимизм и неиссякаемое чувство юмора своего инструктора, который знал много анекдотов и смешных историй. При этом он был отличным лётчиком и талантливым преподавателем, который учил курсантов выполнять фигуры высшего пилотажа. С этого момента Дмитрий Александрович и Сергей Павлович стали близкими людьми[9].

В 1929 году Дмитрий Александрович установил рекорд дальности и высоты полёта, достигнув высоты 1520 метров[5]. В 1930 году он принимал участие в испытаниях планера И-3, а в 1933 году испытывал планер Э-4[2]. В 1934 году Д. А. Кошиц испытывал планер МАИ-3[10], который обладал максимальным аэродинамическим качеством — 20[11]. В 1934—1935 годах в УПМ МАИ Б. Н. Шереметев построил один из лучших учебных планеров того времени Ш-5[12]. В 1935 году Д. М. Кошиц установил на нём два союзных рекорда в полёте с двумя пассажирами: была достигнута высота 525 метров, а полёт на продолжительность длился 11 часов 30 минут[5]. В 1933 году он установил рекорд дальности с пассажиром на планере, буксируемым самолётом-буксировщиком Р-5, пролетев 5025 километров[5].

Испытатель самолётов

Самолёт АИР-3
  • АИР-3: Д. А. Кошиц участвовал в испытаниях первого моноплана А. С. Яковлева[13]. 29 сентября 1929 года для обслуживания шестых Всесоюзных планерных состязаний, проходивших в Крыму, Д. А. Кошиц вместе с механиком Б. Н. Подлесным вылетел на самолёте АИР-3. Несмотря на чрезвычайно неблагоприятные встречные и боковые ветры экипаж пролетел 1420 километров за 10 часов 51 минуту лётного времени, совершив одну посадку в Запорожье. 30 сентября АИР-3 приземлился в Коктебеле. В октябре, во время возвращения в Москву, Д. А. Кошиц совершал агитационные полёты в рамках проходившего в Харькове Всеукраинского совещания Осоавиахима. 31 октября, несмотря на плохие погодные условия, самолёт и его экипаж вернулись в Москву.
Самолёт СК-4
  • СК-4: в 1930 году Д. А. Кошиц совершил первый полёт и проводил испытание авиетки СК-4[2], которая была дипломной работой конструктора С. П. Королёва, будущего создателя ракетно-космической техники. Газета «Вечерняя Москва» даже поместила заметку, посвящённую самолёту, его конструктору и лётчику-испытателю:
В конце прошлого года известным инженером С. П. Королевым, автором планера «Красная звезда», на котором в прошлом году в Крыму тов. Степанчонок впервые сделал мертвые петли, сконструирован новый тип легкого двухместного самолета СК-4. Летчик тов. Кошиц уже совершил на нём несколько опытно-испытательных полетов, которые показали хорошие качества новой машины

[14]

Однако жизнь самолёта оказалась короткой. Во время одного из полётов на высоте 20-30 метров (сразу после взлёта) отказал мотор, самолёт зацепился за крышу ангара и упал. Так как высота и скорость были невелики, Дмитрий Александрович остался жив, хотя и получил ссадины на лице, но самолёт разбился и восстановлению не подлежал[15]. Есть фотография, где на фоне разбитого самолёта изображены механики Подлесный и Шишмарев, лётчик-испытатель Кошиц и конструктор самолёта Королёв. По поводу лётного происшествия С. П. Королёв сочинил четверостишие[14]:

У разбитого корыта
Собралася вся семья.
Морда Кошица разбита,
Улыбается моя

Самолёт Г-8
  • Г-8: с ноября 1931 по август 1932 авиетка Г-8 прошла испытания и в сентябре 1932 года Дмитрий Александрович совершил большой агитационный полёт. Изначально планировалось, что общая дальность полёта составит 5200 километров, однако, реально удалось пролететь только 4500 километров. План перелёта включал следующие крупные города: Москва — Горький — Казань — Сталинград — Ростов-на-Дону — Коктебель — Симферополь — Запорожье — Киев — Харьков — Орёл — Москва. Всего было посещено 20 больших и малых городов, но под Харьковом произошло авиационное происшествие: при переключении топливных баков произошла ошибка, в результате которой Д. А. Кошиц произвёл вынужденную посадку. Пилот остался жив, но самолёт разбился и в дальнейшем не был восстановлен.

Испытатель автожиров

Дмитрий Александрович Кошиц был лётчиком-испытателем, который испытывал первые советские автожиры:

Автожир КАСКР-1
  • КАСКР-1: Дмитрий Александрович принимал участие в испытаниях автожира КАСКР-1. После нескольких испытательных полётов автожира КАСКР-1 (один из которых закончился аварией) НИИ ВВС выделило в помощь Н. И. Камову двух инженеров по испытаниям и лётчика-испытателя Д. А. Кошица[16]. С 1930 по 1931 год Д. А. Кошиц совершил 90 испытательных полётов (самый длительный продолжительностью 28 минут)[17].
  • КАСКР-2: 12 января 1931 года Дмитрий Александрович впервые поднял в небо и проводил дальнейшие испытания автожира КАСКР-2[2]. 21 мая 1931 года на Центральном аэродроме в Тушино проходил показ новейшей авиационной техники руководству страны. Н. И. Камов докладывал И. В. Сталину, а Д. А. Кошиц демонстрировал автожир в полёте. Кошиц сделал три круга над аэродромом и, красиво спланировав, посадил КАСКР-2 возле трибуны с высокопоставленными зрителями. При этом пробег автожира составил всего несколько метров. Начальник ВВС РККА П. И. Баранов рассказывал, что автожир очень понравился Сталину[16].
Автожир А-7
  • ЦАГИ А-7: в 1935 году Д. А. Кошиц принимал участие в испытании автожира А-7[2].
  • ЦАГИ А-14: в рамках исследовательских работ, проводимых в интересах разработки автожира ЦАГИ А-12, был создан испытательный автожир ЦАГИ А-14. Испытательно-исследовательские полёты проводились с сентября 1935 года. Д. А. Кошиц входил в группу лётчиков-испытателей, совершавших полёты на этой машине[18].
  • А-7-3а: в середине 1940 года на первом в СССР специализированном заводе по постройке автожиров была запущена первая партия военных автожиров А-7-3а. Испытаниями этих автожиров занимался Д. А. Кошиц.
  • ЦАГИ-5ЭА: в 1941 году И. П. Братухин и Б. Н. Юрьев установили на вертолёте ЦАГИ-5ЭА облегчённые электродвигатели мощностью 200 л.с. Дмитрий Александрович выполнял полёты, ограниченные длинной кабеля. В связи с началом Великой Отечественной Войны работы были свёрнуты[19].

Военный лётчик

В январе — марте 1940 года Дмитрий Александрович участвовал в советско-финской войне в спецгруппе ВВС 7-й армии[2], которой руководил Ивановский А. А.

Дмитрий Александрович принимал участие Великой Отечественной Войне. В 1941 году он в составе 1-й акэ (автожирной корректировочной эскадрильи) (163-й иап 24-я армия) участвовал в Ельнинской операции, в ходе которой в августе — сентябре совершил несколько боевых вылетов на автожире. Далее Д. А. Кошиц занимается преподавательской деятельностью. С 1941 года по 1942 год Дмитрий Александрович служит старшим лётчиком-инспектором отдела вузов Средне-Азиатского военного округа. С января по июнь 1942 года он преподавал в Военно-авиационной школе стрелков-бомбардиров. С июня 1942 года Д. А. Кошиц служит лётчиком-инструктором по технике пилотирования и буксировки планеров Полигона ВДВ (лётчик-инспектор ВДВ). В ноябре 1942 года подполковник Кошиц является одним из руководителей уникальной операции «Антифриз»[20]. В ходе этой операции планеристы доставили незамерзающую охлаждающую жидкость (антифриз) из Подмосковья непосредственно в механизированные соединения под Сталинградом и тем самым оказали важное влияние на успех контрнаступления. Дмитрий Александрович, будучи больным, сам пилотировал гружёный бочками с антифризом планер до Энгельса. Но во время взлёта с аэродрома произошло лётное происшествие (буксировочный замок зацепился за снег и произошло расцепление планера и буксировщика) и командир эскадрильи Петросян приказал заменить Д. А. Кошица на Ивана Малофеева [21].

При полёте на таком планере погиб Д. А. Кошиц

Погиб Дмитрий Александрович 9 июня 1943 года при выполнении учебно-тренировочного полёта на планере Г-9 в районе посёлка Курдюм (окрестности Саратова). Он выполнял проверку техники пилотирования лётчиков в ночных полётах.

Награды

Подполковник Дмитрий Александрович Кошиц имел следующие награды:

Примечания

Литература

  • Авиация: Энциклопедия / главный редактор Г. П. Свищев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 736 с.
  • Сталинградская битва. Июль 1942-февраль 1943: энциклопедия / под ред. Загорулько М. М. . — 5-е изд., испр. и доп. — Волгоград: Издатель, 2012. — 800 с.
  • Галлай М. Л. Третье измерение. — М.: Советский писатель, 1973. — 336 с. — 30 000 экз.
  • Голованов Я. К. Глава 13 // Королев. Факты и мифы. — М.: Наука, 1994. — 800 с. — 25 000 экз.
  • Казаков В. Б. Глава третья. Операция «Антифриз» // Боевые аэросцепки. — М.: ДОСААФ, 1988. — 149 с. — (Молодежи — о Вооруженных Силах). — 50 000 экз.
  • Первенцев А. А. 24.IX // Дневники. 1941-1945 / составитель: Владимир Первенцев. — М.: Вече, 2011. — 525 с. — ISBN 978-5-9533-4727-3.
  • Савинский Ю. Э. Отцы основатели // ISBN 978-5-89392-599-9.

Ссылки

  • КАСКР-1(2) Красный Инженер. Уголок неба: авиационная энциклопедия (18 января 2015). Проверено 18 января 2015.
  • А-7. Уголок неба: авиационная энциклопедия (18 января 2015). Проверено 18 января 2015.
  • А-14. Уголок неба: авиационная энциклопедия (18 января 2015). Проверено 18 января 2015.
  • МАИ-3. Уголок неба: авиационная энциклопедия (18 января 2015). Проверено 18 января 2015.
  • АИР-3. Уголок неба: авиационная энциклопедия (18 января 2015). Проверено 19 января 2015.
  • Г-8. Уголок неба: авиационная энциклопедия (18 января 2015). Проверено 19 января 2015.
  • Ш-17. Уголок неба: авиационная энциклопедия (18 января 2015). Проверено 20 января 2015.
  • Симонов А. А. Кошиц Дмитрий Александрович. Испытатели. Энциклопедия испытателей (11 мая 2010). Проверено 19 января 2015.
  • Юнгмейстер Леонид Александрович. Испытатели. Энциклопедия испытателей (25 января 2014). Проверено 19 января 2015.
  • Королева С.П. не оставляла мечта научиться управлять самолетом. Семейные истории. Проверено 20 января 2015.
  • Королев С.П. в школе летчиков, испытание «дипломного» самолета. Семейные истории. Проверено 20 января 2015.


Кошиц, Дмитрий Александрович.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01