25-07-2023
Кошиц Дмитрий Александрович | |||
Дата рождения | |||
---|---|---|---|
Место рождения |
Малая Гребля, Бердичевский район, Киевская губерния, Российская империя |
||
Дата смерти | |||
Место смерти |
посёлок Курдюм Саратовская область, РСФСР, СССР |
||
Принадлежность | |||
Род войск | |||
Звание | |||
Сражения/войны |
Гражданская война, |
||
Награды и премии |
|
Дми́трий Алекса́ндрович Ко́шиц (род. 24 января (6 февраля) 1902, село Малая Гребля Бердичевского района Киевской губернии[1] — ум. 9 июля 1943, окрестности посёлка Курдюм Саратовской области) — планерист-рекордсмен, лётчик-испытатель 2-го класса, подполковник, участник Гражданской, Советско-Финской и Великой Отечественной войн.
Детство и юность Дмитрия Александровича прошли в Санкт-Петербурге. В 1917 году он окончил реальное училище, а к 1919 году окончил 2 курса строительного техникума[2]. У Дмитрия Александровича была сестра-певица, эмигрировавшая в Америку[3].
В 1919 году Дмитрий Александрович добровольно вступил в Красную Армию. В 1920 году он окончил курсы инструкторов военного дела, а в 1922 году — Ташкентскую объединённую командную школу. До января 1923 года проходил службу в пехотных и кавалерийских частях. В апреле-августе 1922 года, проходя службу в должности командира взвода 16-го кавалерийского полка, участвовал в ликвидации басмаческих банд Энвер-паши в районе Бухары.
После окончания Гражданской войны Д. А. Кошиц получает авиационное образование. В 1923 году он окончил Егорьевскую военно-теоретическую авиашколу[4], в 1924 году — Качинскую ВАШЛ[2], в 1925 году — Серпуховскую высшую военную авиашколу воздушного боя и бомбометания («Стрельбом»)[5]. Служил в истребительных частях ВВС Белорусского ВО. С 1926 по 1927 год служил начальником штаба авиаэскадрильи.
С 1929 года по 1930 год является командиром авиаотряда Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С ноября 1930 года по февраль 1938 года Дмитрий Александрович Кошиц работает инструктором авиабригады при НИИ ВВС РККА. Одновременно с мая 1933 года по июль 1936 года Дмитрий Александрович работает начальником лётного отделения авиационного НИИ имени И. П. Павлова[2]. В это время он принимает участие в в экспериментальных длительных высотных полётах на самолётах для изучения их воздействия на организм лётчика. С 1936 года по 1938 год был (одновременно с другой деятельностью) был командиром отдельного авиаотряда Научно-исследовательского аэрографического института, где занимался вопросами, связанными с аэрофотосъёмкой. С февраля 1938 года по октябрь 1941 года Дмитрий Александрович работает лётчиком-испытателем авиазавода № 156, ЦАГИ и ОКБ Н. И. Камова[2].
Дмитрий Александрович Кошиц был не только известным лётчиком-испытателем, но и неизменным радиокомментатором на воздушных парадах в День авиации, проводившихся в Тушино[6]. Его комментарии читались не «по бумажке», были лёгкими и очень информативными. Известный лётчик-испытатель Марк Галлай утверждал, что историю советского радиорепортажа надо начинать «не с патриарха футбольных комментаторов Вадима Синявского, а с нашего, авиационного конферансье Дмитрия Кошица»[7].
В январе 1925 года в Москве начала свою деятельность Московская планерная школа. Дмитрий Александрович вместе с другими известными авиаторами (К. К. Арцеулов, Л. А. Юнгмейстер, В. А. Степанченок) участвовал в разработке программы теоретических занятий, обучения полётам на планере, устава лётной школы[8]. Среди учеников был начинающий авиа-инженер Сергей Королёв. Начинающие планеристы отмечали жизнерадостность, оптимизм и неиссякаемое чувство юмора своего инструктора, который знал много анекдотов и смешных историй. При этом он был отличным лётчиком и талантливым преподавателем, который учил курсантов выполнять фигуры высшего пилотажа. С этого момента Дмитрий Александрович и Сергей Павлович стали близкими людьми[9].
В 1929 году Дмитрий Александрович установил рекорд дальности и высоты полёта, достигнув высоты 1520 метров[5]. В 1930 году он принимал участие в испытаниях планера И-3, а в 1933 году испытывал планер Э-4[2]. В 1934 году Д. А. Кошиц испытывал планер МАИ-3[10], который обладал максимальным аэродинамическим качеством — 20[11]. В 1934—1935 годах в УПМ МАИ Б. Н. Шереметев построил один из лучших учебных планеров того времени Ш-5[12]. В 1935 году Д. М. Кошиц установил на нём два союзных рекорда в полёте с двумя пассажирами: была достигнута высота 525 метров, а полёт на продолжительность длился 11 часов 30 минут[5]. В 1933 году он установил рекорд дальности с пассажиром на планере, буксируемым самолётом-буксировщиком Р-5, пролетев 5025 километров[5].
В конце прошлого года известным инженером С. П. Королевым, автором планера «Красная звезда», на котором в прошлом году в Крыму тов. Степанчонок впервые сделал мертвые петли, сконструирован новый тип легкого двухместного самолета СК-4. Летчик тов. Кошиц уже совершил на нём несколько опытно-испытательных полетов, которые показали хорошие качества новой машины— [14]
Однако жизнь самолёта оказалась короткой. Во время одного из полётов на высоте 20-30 метров (сразу после взлёта) отказал мотор, самолёт зацепился за крышу ангара и упал. Так как высота и скорость были невелики, Дмитрий Александрович остался жив, хотя и получил ссадины на лице, но самолёт разбился и восстановлению не подлежал[15]. Есть фотография, где на фоне разбитого самолёта изображены механики Подлесный и Шишмарев, лётчик-испытатель Кошиц и конструктор самолёта Королёв. По поводу лётного происшествия С. П. Королёв сочинил четверостишие[14]:
У разбитого корыта
Собралася вся семья.
Морда Кошица разбита,
Улыбается моя
Дмитрий Александрович Кошиц был лётчиком-испытателем, который испытывал первые советские автожиры:
В январе — марте 1940 года Дмитрий Александрович участвовал в советско-финской войне в спецгруппе ВВС 7-й армии[2], которой руководил Ивановский А. А.
Дмитрий Александрович принимал участие Великой Отечественной Войне. В 1941 году он в составе 1-й акэ (автожирной корректировочной эскадрильи) (163-й иап 24-я армия) участвовал в Ельнинской операции, в ходе которой в августе — сентябре совершил несколько боевых вылетов на автожире. Далее Д. А. Кошиц занимается преподавательской деятельностью. С 1941 года по 1942 год Дмитрий Александрович служит старшим лётчиком-инспектором отдела вузов Средне-Азиатского военного округа. С января по июнь 1942 года он преподавал в Военно-авиационной школе стрелков-бомбардиров. С июня 1942 года Д. А. Кошиц служит лётчиком-инструктором по технике пилотирования и буксировки планеров Полигона ВДВ (лётчик-инспектор ВДВ). В ноябре 1942 года подполковник Кошиц является одним из руководителей уникальной операции «Антифриз»[20]. В ходе этой операции планеристы доставили незамерзающую охлаждающую жидкость (антифриз) из Подмосковья непосредственно в механизированные соединения под Сталинградом и тем самым оказали важное влияние на успех контрнаступления. Дмитрий Александрович, будучи больным, сам пилотировал гружёный бочками с антифризом планер до Энгельса. Но во время взлёта с аэродрома произошло лётное происшествие (буксировочный замок зацепился за снег и произошло расцепление планера и буксировщика) и командир эскадрильи Петросян приказал заменить Д. А. Кошица на Ивана Малофеева [21].
Погиб Дмитрий Александрович 9 июня 1943 года при выполнении учебно-тренировочного полёта на планере Г-9 в районе посёлка Курдюм (окрестности Саратова). Он выполнял проверку техники пилотирования лётчиков в ночных полётах.
Подполковник Дмитрий Александрович Кошиц имел следующие награды: