19-10-2023
«Красный Крым» | ||
---|---|---|
Гвардейский корабль | ||
|
||
Лёгкий крейсер «Красный Кавказ». | ||
Основная информация | ||
Тип | Крейсер типа «Светлана» | |
Государство флага | ||
Верфь | «Руссуд» | |
Строительство начато | 13 октября 1913 | |
Спущен на воду | 8 июня 1916 | |
Введён в эксплуатацию | 25 января 1932 | |
Выведен из состава флота | 1955 | |
Современный статус | Затоплен | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 7 560 тонн стандарт 8 200 тонн нормальное 9 030 тонн полное |
|
Длина | 169.5 м | |
Ширина | 15,7 м | |
Осадка | 5.9 м нормальная 6.4 м полная |
|
Бронирование | 75 мм главный пояс 20-25 мм палуба 125 мм рубка |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 10 котлов | |
Мощность | 55 000 л.с | |
Винты | 4 трёхлопастных винта | |
Скорость | 29 узлов | |
Дальность плавания | 1 490 миль на 14 узлах | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 4 × 180 мм | |
Зенитная артиллерия | 8 × 100 мм (Минзини) 4 × 45 мм ЗАУ 21-К 6×12,7 мм ЗП ДШК |
|
Торпедно-минное вооружение | 4 × 3 450-мм ТА | |
Авиационная группа | КОР-1, 1 катапульта |
«Красный Кавказ»(бывший «Адмирал Лазарев») — лёгкий крейсер ВМФ СССР, модифицированный вариант лёгкого крейсера типа «Светлана».
Принимал участие в боевых действиях в составе Черноморского Флота в годы Великой отечественной войны, стал первым гвардейским кораблём Черноморского флота.
Содержание |
Строительство было санкционировано в июне 1912 года по программе так называемого усиленного судостроения на 1912—1916 год.
Для её ассигнования в Думе с докладом подготовленным А. Н. Крыловым выступил морской министр И. К. Григорович.
В Техническом бюро РСО под руководством подполковника М. И. Сасиновского был разработан эскизный проект, а затем и вычерчены теоретический и общего устройства чертежи легкого крейсера для Чёрного моря. После чего оные были высланы фирме «Дж. Браун» (в Клайдбэнке) для изготовления модели и испытания её в бассейне. Что и было выполнено в мае 1913 года.
Заложен на заводе «Руссуд» («Русское судостроительное общество» в городе Николаев 19 октября 1913 года. Кодовое имя — проект «Балашка». К июню 1916 года корабль довели до 48 % готовности (от сдаточной). 28 мая при попытке спустить корабль на воду тот это сделать отказался, войдя воду только частью кормовой оконечности. Только через 1,5 недели дождавшись подъёма воды в реке, двумя паровозами, шестью домкратами, плавучим краном и мерами по смещению ЦТ удалось столкнуть будущий крейсер в воду. В январе 1918 года работы по достройке крейсера были прекращены при готовности 55 %.
Постройка корабля была прервана немецкими и украинскими властями, которые рассчитали рабочих завода и начали вывоз оборудования в Германию. Центральный комитет по строительству легких крейсеров в Петрограде, оставшись без заводов, был вынужден разослать своим контрагентам письма такого содержания:
Настоящим уведомляем, что вследствие занятия украино-германцами (имеется в виду Центральная Рада) города Николаева мы теперь лишены возможности принять изготовленное Вами оборудование для легких крейсеров типа «Адмирал Нахимов» и просим не отказать хранить их на ваших складах вплоть до нашего распоряжения[1]
Советом труда и обороны СССР в 1924 году принимается решение о возобновлении строительства крейсера. Но от бумажных решений до дела долгий срок (работы даже не начинались).
16 марта 1926 года Реввоенсовет принимает разработанный в научно техническом комитете проект достройки крейсера, для вооружения которого решено взять с ушедших на слом балтийских кораблей 8 203-мм орудия.
14 декабря 1926 года строившийся как «Адмирал Лазарев» (крейсер типа «Адмирал Нахимов», тот же «Светлана». только для Чёрного моря) корпус был переименован в «Красный Кавказ». Только в начале 1927 года недостроенный корпус поставили в док, для очистки от ржавчины, который он покинул в апреле. Работы в минимальном объёме удалось начать только в сентябре, и только в мае 1929 года, после утверждения проекта достройки они развернулись в полном объёме. План вооружения корабля новыми 180-мм дальнобойными орудиями руководство ВМС включило в «Программу строительства Морских сил РККА на 1926/27 — 1931 год», со сроком начала гос. сдаточных испытаний — 1 мая 1931 года (к празднику).
Строитель — Николаевский судостроительный завод (завод им. А.Марти — одноимённый с Ленинградской судостроительной верфью). Завод «Большевик» — изготовление 180-мм орудий. Ленинградский Металлический завод — изготовление и монтаж башенных установок. Ижорский завод — броня башенных установок. Заведующий достройкой (главный строитель) — инженер Л. И. Попандопуло.
1 июня 1930 года крейсер вновь попадает для проведения достроечных работ в док. 9 сентября покидает его (условная дата вторичного спуска на воду). Из-за очевидности невозможности достройки к назначенному сроку его переносят — раз, потом другой, затем ещё.
В 1931 году, за успехи на военных манёврах, корабль был награждён Орденом Трудового Красного Знамени ЗСФСР[2]
25 января 1932 года, на корабле был поднят военно-морской флаг, символизирующий его вступление в состав Морских сил РККА.
Последний из строившихся в царской России кораблей достроенных уже в Советском Союзе.
Схема бронирования осталась от старого проекта — башни и их барбеты 25-мм.
14 котлов Ярроу (барабанный котёл шатрового типа с изогнутыми трубками)? В первоначальном проекте котлы имели смешанное нефтеугольное питание. Но выполнены были только под нефтяное. 4 турбины Парсонса (турбина реактивного принципа, требовали установки на судне специальных экономических турбин для крейсерского хода).
Запас топлива — 930 тонн, полный — 1000 тонн, наибольший возможный — 1050 тонн.
Теоретически орудия ГК были рассчитаны для стрельбы на 200 кбт.
В башнях не было своих дальномеров и автоматических приборов обеспечения стрельбы.
Только гораздо позднее в процессе эксплуатации ПУС будет заменена на «Молния». Отсутствовала также система продувки стволов после выстрела.
Торпедные аппараты образца 1913 года системы Гончарова, приводы наведения — электромеханический (запасной ручной). Система управления торпедной стрельбой (ПТУС) — ГАК-2 (1926 года) Всего 24 торпеды.
При водоизмещении 7 930 тонн кратковременно развил на испытаниях форсированную мощность — 64 000 л.с. достиг скорости 30,7 уз.
5 мая дивизию крейсеров Чёрного моря реорганизовали в бригаду крейсеров — которую возглавил «Красный Кавказ».
В ночь с 9 на 10 мая 1932 года в Феодосийском заливе, во время проведения манёвров из-за неграмотного управления кораблём (и неоднократного выхода из строя рулевого привода), произошло столкновение «Красного Кавказа» с крейсером «Профинтерн». Командира «КК» после этого сместили (и). Новым командиром стал Н. Ф. Заяц (а на короткий срок старшим помощником — Н. Г. Кузнецов). Крейсеру пришлось вернуться на только что покинутую верфь.
В 1933 году совершил единственный заграничный поход (визит вежливости) командир бригады Ю. Ф. Ралль. Вышел в поход 17 октября совместно с эсм. «Петровский» (будущий «Железняков») и «Шаумян» из Севастополя. На следующий день вошёл в Стамбул (Турция), затем посетил Пирей (Греция) и Неаполь (Италия). 7 ноября пройдя 2 650 миль вернулся в базу.
В 1939 − 1940 году во время проведения капитального ремонту катапульту демонтировали.
20 декабря 1940 года в пояснительной записке к оперативно-тактическому заданию, начальник оперативного управления контр-адмирал В. А. Алафузов укажет: «В настоящее время „Красный Кавказ“, вследствие неудовлетворительного состояния артиллерии не боеспособен … и не может быть использован как учебный корабль.»
22 июня находился в Севастополе, с 23 принимал участие в минных постановках — выставил 110, а 24 июня — 90 мин. 5 июля ушёл в Новороссийск. 6 сентября уходит из Новороссийска в Севастополь, куда прибывает на следующий день. Ночью 11 сентября выходит к Одессе. 12 сентября обстреливает немецкие войска — выпущено 27 снарядов ГК, на следующий день — 58 снарядов, ночью 13 сентября возвращается в Севастополь.
В ночь 22 сентября в составе отряда кораблей под командованием контр-адмирала С. Г. Горшкова (КР «Красный Крым», ЭМ «Бойкий», «Безупречный»), принимает участие в высадке десанта морской пехоты (3-й Черноморский полк) в районе Григорьевки. «Красный Кавказ» доставил 696 десантников, выстрелив восемь снарядов. Возвращается в Севастополь. 4 октября приходит в Одессу и эвакуирует из неё в Севастополь около 1000 человек. 16 октября повторяет этот поход, выпустив при этом по немецким позициям 27 снарядов и эвакуировав 1 180 человек. 23 ноября переход Туапсе.
В период с 26 октября по 9 декабря 1941 года «Красный Кавказ» пять раз совершал походы в Севастополь, перевезя и эвакуировав 5 277 человек, 58 машин, 70 орудий, около 17 вагонов боеприпасов и 10 вагонов продовольствия. Выпустив при этом по немецким позициям 135 снарядов ГК.
21 декабря в составе отряда кораблей под командованием вице-адмирала Ф. С. Октябрьского («Красный Крым», лидер «Харьков», ЭМ «Незаможник», «Бодрый»), доставил в Севастополь 1500 человек (части 79-й отдельной морской стрелковой бригады), 8 минометов, 15 автомобилей. Приняв борт около 500 раненых ушёл к Балаклаве, откуда произвел артобстрел немецких позиций выпустив 39 снарядов, после чего вернулся в Туапсе.
29 декабря 1941, принимая участие в высадке Феодосийского десанта, в 3 часа 48 минут открыл огонь по городу и порту Феодосия. Артиллерийский налет продолжался 13 минут, за которые «Красный Кавказ» успел выпустить 26 снарядов ГК. В 5 часов начинает маневрировать для отшвартовки к причалу № 3 Широкого мола (для высадки десанта), манёвр удался только с 3-й попытки в 7 часов 15 минут. В течение этих 2 часов корабль находился в гавани под обстрелом немецкой полевой артиллерии:
4 января года крейсер доставил в Феодосию бригаду ПВО. Во время разгрузки подвергся атаке пикирующих бомбардировщиков Ju-87, несших 500 кг бомбы (из состава StG77). В результате атаки крейсер получил тяжелые повреждения[3]:
Несмотря на интенсивный зенитный огонь, 4 бомбы врага взорвались у борта крейсера. В кормовой части корабля образовались 3 громадные пробоины. Не успел крейсер выйти на рейд, как снова был атакован большой группой «юнкерсов» и вновь вступил в неравную схватку с врагом. На этот раз бомба взорвалась совсем рядом. Корму крейсера выбросило из воды, оторвало правый винт и кронштейн левого гребного вала, погнуло и заклинило рулевое устройство. Осадка корабля увеличилась на 5 метров, и палуба до четвертой башни скрылась в волнах.
При попытке дать полный ход было обнаружено, что один вал вращается с недопустимым биением а другой пошёл вразнос. В результате атаки крейсер получив 3 пробоины ниже ватерлинии и 26 марта встал на капитальный ремонт в Поти (до 17 августа 1942).
3 апреля 1942 приказом нарком ВМФ СССР Н. Г. Кузнецова крейсеру присвоено звание в гвардейского корабля.
Дальнейшая служба:
4 июня 1943 года вышел из Поти целью отвлечения немецкого командования от действий в районе Новороссийска. Ночью вернулся в порт. В сентябре 1944 года здесь же стал на заводской ремонт, который закончится только в мае 1945 года. 23 мая вернулся в Севастополь.
В период с 1941—1943 год крейсер совершил всего 64 боевых похода, обстрелял 13 батарей противника, вероятно уничтожил 2 танка и 3 самолета, подверг бомбардировке свыше 5 батальонов вражеской пехоты. Перевез более 25 000 человек. Отразил около 200 воздушных атак.
24 июня 1945 года в 11.20, знаменосцем батальона Черноморского флота (из состава сводного полка Северного, Балтийского и Черноморского флота, Дунайской и Днепровской флотилии), флаг крейсера «Красный Кавказ» был пронесён перед мавзолеем Ленина на параде Победы в Москве.
12 мая 1947 года — Устаревший лёгкий крейсер переведен в категорию «учебный корабль».
С июня 1951 года учебный корабль «Красный Кавказ» служил в качестве условной мишени, при испытаниях, по программе телеориентирования в радиолуче, самолётов «К» — пилотируемых аналогов крылотого снаряда КС-1. Корабль ходил переменными курсами на удалении около 100 км от Феодосии.
С весны 1952 года — корабль мишень.
21 ноября 1952 года, при завершении испытаний ракетного комплекса «Комета» («КС-1» на «Ту-4К»), испытываемую крылатую ракету оснастили боевой частью. В результате попадания ракеты, корабль разломился на две части, которые затонули менее чем за 3 минуты. Предполагаемое место гибели корабля: в 15 милях к югу от мыса Чауда, район Феодосийского залива.
В 1955 году Гвардейский учебный корабль «Красный Кавказ», был исключён из списков корабельного состава ВМФ СССР. Название «Красный Кавказ», было передано большому противолодочному кораблю (БПК).
Лёгкие крейсера ВМФ СССР довоенного периода | ||
---|---|---|
Тип Светлана | «Красный Крым» · «Червона Украина» · «Красный Кавказ» | |
Крейсера проекта 26 | «Киров» · «Ворошилов» · «Максим Горький» · «Молотов» · «Калинин» · «Каганович» |
Красный Кавказ (крейсер).