Lt304888.ru

Туристические услуги

Крепостной мост (Выборг)

02-08-2023

Крепостной мост

Вид с Петровской набережной

60°42′56″ с. ш. 28°43′37.3″ в. д. / 60.715556° с. ш. 28.727028° в. д. (G) (O) (Я)

Область применения

автомобильный, пешеходный

Пересекает

Крепостной пролив

Место расположения

Центральный и Петровский микрорайоны Выборга

Конструкция
Тип конструкции

Пятипролётный и двупролётный железобетонные балочные мосты, соединённые дамбой

Общая длина

325 м

Ширина моста

12,5 м

Максимальная нагрузка

40 т

Эксплуатация
Открытие

XVI в (деревянный), 1888 (дамба), 1980 (существующий)

Полезные ссылки

на Яндекс. Картах

60°42′56″ с. ш. 28°43′37.3″ в. д. / 60.715556° с. ш. 28.727028° в. д. (G) (O) (Я)

Крепостно́й мост (до 1918 года — Або́ский мост, в 19181929 годах — мост Ту́рку, в 19291941 годах — За́мковый мост) — первый постоянный мост через Крепостной пролив в Выборге. Соединяет историческую часть города и остров Твердыш, связывая Центральный и Петровский микрорайоны.

Содержание

Расположение

Соединяет Островную улицу и Петровскую набережную (остров Твердыш) с Крепостной улицей и набережной 30-го Гвардейского Корпуса.

Соединён дамбой с Замковым островом.

Название

Первоначально мост назывался Абоским (швед. Åbo bro), так как Выборг был конечным пунктом так называемой старинной Королевской дороги, уходившей из города Турку (по-шведски — Або) на восток.

C 1918 года город Або переименовывают в Турку, и, вслед за этим, меняется название моста на «мост Турку» (фин. Turun silta). Позже, в 1929 году, мост получает название «Замковый» (фин. Linnansilta), по расположению в непосредственной близости от выборгского замка. Современное название моста, являющееся неточным переводом предшествующего, утверждается Виипурским горсоветом в 1941 году.

История

Абоский мост в 1709 году

Первоначально Замковый остров, на котором расположен выборгский замок, сообщался с полуостровом посредством двух подъёмных мостов. Первый мост, соединяющий берега Крепостного пролива, был построен в XVI веке. Мост был деревянным и располагался на месте современного Крепостного моста.

Необходимость реконструкции моста возникла в связи с началом судоходства по Сайменскому каналу в 1856 году. Первый от полуострова пролет сделали разводным отодвигаемым. Современники восхищались его устройством. Крыло разводного пролета не поднималось вверх и не отводилось в сторону, а «откатывалось» в сторону Крепостной улицы. Писали, что «в одну минуту, как по волшебству» оно исчезало и после прохода корабля вновь выдвигалось, ложась на прежнее место[1].

В 1888 году деревянная свайная часть моста была частично заменена дамбой. При этом в Выборге впервые применили бетонные блоки. В 1895 году износившийся механизм разводного пролета заменили, сделав его крыло поворачивающимся в горизонтальной плоскости на центральной опоре. При разводке моста для судоходства освобождались два пролёта по бокам от опоры. Таким образом, при разводке моста под ним одновременно могли проходить суда в двух направлениях навстречу друг другу. Северо-западная неразводная часть моста по-прежнему была на деревянных сваях. Опоры разводного пролёта были сложены из гранита.

Разводка моста в начале XX века

В 1912 году в Выборге открылось трамвайное движение. По Абовскому мосту была проложена однопутная трамвайная линия с небольшим разъездом. В 1957 году трамвайное движение в Выборге было закрыто, однако трамвайные пути оставались на мосту ещё некоторое время.

В период Второй мировой войны мост был взорван.

В 19791980 годах Крепостной мост был полностью перестроен. Вместо старого деревянного построен новый железобетонный свайный мост. Разводной пролёт, в связи с переносом фарватера Сайменского канала в Гвардейский пролив, в конструкции предусмотрен не был[2].

Примечания

  1. Крепостной мост
  2. Мосты Выборга

Крепостной мост (Выборг).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01