Lt304888.ru

Туристические услуги

Крильон (пароход)

16-10-2023

Крильон
Крильон
Флаг → →
→ → →
Класс и тип судна Пассажирское судно
Порт приписки
1909—1914: Зассниц
1914—1918:
1918—1934:
1934—1944:
1944—1945: Пиллау
1945—1946: Любек
1946—1950: Холмск
1950—1975: Владивосток
Организация Дальневосточное морское пароходство
Оператор Дальневосточное морское пароходство
Изготовитель Stettiner Maschinebau AG «Vulcan» Штеттин Германия
Спущен на воду 1909
Введен в эксплуатацию 7 июля 1909
Выведен из состава флота 1975
Статус морская гостиница во Владивостоке
Основные характеристики
Водоизмещение 2 849 брт
1 090 нрт
дедвейт 2 425[1] (5 034 брт) — 1959 (перестройка в Дальнем)[2]
Длина 113,80 м (116,32) — 1959 (перестройка в Дальнем)
Ширина 16,26 м (15,56)
Осадка 4,90 м (5,98)
Двигатели 2 паровые машины тройного расширения, переведены на жидкое топливо
Мощность 3974 кВт — 5834 л. с. — 1959 (перестройка в Дальнем)
Скорость хода 16,5 узла
Экипаж 91
Пассажировместимость 975 (552) — 1959 (перестройка в Дальнем)
Регистровая вместимость 2 ж.-д. пути 160 м, 16 вагонов

Крильон — (ранее Preussen) — грузовой морской железнодорожный паром, построенный в 1909 г. на верфи Stettiner Maschinebau AG «Vulcan» в Штеттине в Германии и эксплуатировавшийся на паромной линии Зассниц — Треллеборг на пару с судном-близнецом Deutschland. В 1946 году судно было передано Советскому Союзу в качестве репараций для работы на советском Дальнем Востоке, переименовано в Крильон и прослужило до 1975 года. После списания судно использовалось в качестве гостиницы «Морская I» во Владивостоке.

Содержание

История судна

Preussen

Судно под заводским номером 293 по заказу германской компании Königlich Preußische Eisenbahndirektion из Зассница было спущено на воду 3 апреля 1909 г. на верфи «Stettiner Maschinebau AG Vulcan» в Штеттине. Судно неограниченного района плавания имело 8 водонепроницаемых переборок. В июне 1909 г. оно было передано заказчику и с 7 июля 1909 года эксплуатировалось на линии Зассниц-Треллеборг до начала Первой мировой войны и продолжало свою деятельность до столкновения 15 октября 1915 года с германским миноносцем S 100 (Torpedbåt T1100)[1] в Балтийском море (54° 30' N и 13° 43' О), в результате чего погибло 39 моряков и затонул миноносец. 7 ноября 1915 года вместе с миноносцем V 154 судно участвовало в спасении выживших с торпедированного британской подлодкой E19 крейсера Undine. После окончания первой мировой войны судно подверглось основательному ремонту и 1 апреля 1920 года было передано в распоряжение Deutsche Reichseisenbahnen (DR) — имперских железных дорог.

В 1922 году «философский пароход», собирательный образ из как минимум пяти судов, в числе которых третьим был пароход Preussen,[3] увозил в Германию высланных, а также представителей петербургской интеллигенции: академика Нестора Котляревского, профессора петербургского Политехнического Института Ф. Ю. Левинсона Лессинга, бывшего директора Технологического Института Кирпичёва, известного режиссёра Н. Н. Евреинова, драматурга Виктора Рышкова и других.[4] 29 апреля 1926 года пароход Cobra компании HAPAG на полном ходу врезался в плавучий док на верфи AG «Vulcan» в Штеттине, в котором в этот момент находился паром Preussen. От сильного удара паром завалился на бок, получив повреждения борта и надстроек. В 1933—1938 годах паром Preussen поддерживал также транспортное сообщение с Восточной Пруссией. 10 декабря 1937 года судно село на мель во время сильного снегопада в районе Stubbenkammer (остров Рюген) и затонуло, и его удалось поднять лишь 31 декабря 1937 года и отправить в ремонт 5 января 1938 года. В спасательной операции участвовали буксиры Seeteufel и Seeadler. Ремонт осуществлялся на верфи Oderwerke AG в Штеттине.[2]

Во время Второй мировой войны судно работало на паромной линии и периодически использовалось как вспомогательный минный заградитель. С открытием Второго фронта в Европе и с прекращением сообщения с Треллеборгом в сентябре 1944 года паром усилиями фирмы Schenker & Co CmbH был переоборудован в транспорт для перевозки раненых из Кенигсберга, Пиллау и Данцига. 10 ноября 1944 года транспорт Preussen был направлен в Пиллау. 14 декабря 1944 года на транспорте было установлено 11 орудий: одно калибром 37 мм и десять — 20 мм. В январе 1945 года судно ходило в Виндаву и Либаву и вывезло из окружения 16250 немецких солдат и беженцев из чила гражданского населения.[2] Ещё до взятия Кенигсберга и сдачи в плен группировки армий Север в Восточной Пруссии судно в марте 1945 года было переброшено на датское направление, где было захвачено в мае 1945 года в порту Калуннборг британскими спецпозразделениями и перегнано в Травемюнде, где транспорт Preussen был передан германской дирекции Reichsbahndirektion из Гамбурга Альтоны. Портом приписки транспорта стал Любек. До 20 марта 1946 года судно использовалось на линии Травемюнде — Треллеборг и Любек — Гдыня. Его пассажирами стали бывшие военнослужащие и репатрианты. 21 марта 1946 года пассажирское судно Preussen было передано Советскому Союзу. Церемония передачи состоялась в Любеке, где в 12 часов дня в присутствии представителей Великобритании на пароходе был поднят советский флаг, а судно получило наименование Крильон.[2]

Крильон

После передачи судно отправилось первоначально на ремонт в Одессу. После ремонта и подготовки к переходу зачисленное в Сахалинское государственное морское пароходство грузопассажирское судно Крильон отправилось в 1947 году из Одессы во Владивосток и было поставлено на грузопассажирскую линию Владивосток - Холмск, а в 1950 году пароход перевели на баланс Дальневосточного морского пароходства, откуда судно в 1951 году было отправлено в порт Дальний на завод «Совкитсудстрой» для модернизации, где трофейный пароход превратили в современное комфортабельное судно по проекту ЦПКБ-7 (строительный № 885). В 1959 году Крильон вернулся из Дальнего во Владивосток.[2]

Примечания

  1. ↑ Fakta om fartyg, S/S Preussen (швед.)
  2. ↑ Пассажирский пароход Дальневосточного государственного морского пароходства «Крильон»
  3. «Ой ты, участь корабля…», или Снова о «Философском пароходе»
  4. Пассажиры «Философского парохода» (Судьбы интеллигенции, репрессированной летом—осенью 1922 г.)

Ссылки

  • Пассажирский пароход Дальневосточного государственного морского пароходства «Крильон», © Трифонов Ю. Н. 2002 г.

Крильон (пароход).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01