Lt304888.ru

Туристические услуги

Криофор

23-10-2023

Криофор, Агнценосец (др.-греч. Κριοφόρος «несущий барана») — эпитет бога Гермеса и тип древнегреческой скульптуры, изображающий мужчину, несущего агнца для жертвоприношения.

Содержание

Места почитания

Павсаний приводит легенду о беотийском городе Танагра, который был спасен богом от чумы тем, что он пронес барана на своих плечах вокруг городских стен:

Что касается храмов Гермеса, то один посвящен Гермесу Криофору (Несущий барана), другой — Гермесу, которого они называют Промахос (Воитель). Относительно первого наименования они рассказывают, что Гермес отвратил от них моровую язву, обнеся вокруг их стен барана; поэтому и Каламис создал статую Гермеса, несущего барана на плечах. Так и до сих пор на празднике Гермеса тот юноша, который будет признан самым красивым по внешности, обходит городскую стену с ягненком на плечах[1].

Кроме того, Павсаний сообщает, что в Мессении, в священном гроте Карнаса, Гермес Криофор и Аполлон Карнейос имели имели объединённый культ, а в обрядах мужской инициации участвовали агнценосцы[2].

Скульптуры

Гермесу Криофору

За то, что друг наяд, он знает козьи нравы
И овна делает желанным для овцы,
За то, что множатся и самки и самцы
И бродят по лугам галезским, щипля травы,

Устроим пир ему, и пусть посулы славы
Из тесной хижины летят во все концы:
Бог-пастырь будет рад, что мы не гордецы
И глиняный кувшин не затаил отравы.

Почтим Гермеса! Он, я думаю, не зря
Открыто предпочел сиянью алтаря
И жертвы чистые, и руки трудовые.

Насыплем же курган — там, к межевому рву,
И кровь козлиная из волосатой выи
Пусть глину очернит и обагрит траву.

Жозе-Мариа де Эредиа, пер. В.Портнова[3]

Павсаний упоминает скульптуру Криофора, сделанную Онатасом и посвященную в Олимпии. Согласно Брокгаузу, сохранившаяся копия этой статуи в конце XIX века находилась в Вильтонгузе, Англия.

Встречаются статуэтки, относящиеся к 520—510 гг. до н. э.[4] В бостонской статуэтке,[5] как и в некоторых других, Криофор несет агнца не на плечах, а подмышкой.

Влияние на иконографию Доброго Пастыря

«Добрый Пастырь»

«Сходство этого рода в иных случаях настолько значительно, что ставит исследователя в затруднительное положение: как отличить христианское изображение Доброго Пастыря от языческого?»[6]

Примечания

  1. Павсаний 9.22.1-2.
  2. Павсаний 4.33.4.
  3. Перевод В.Портнова. См. также Перевод В.Кормана и Перевод М.Бронникова
  4. Museum of Fine Arts, Boston
  5. Museum of Fine Arts, Boston. Photo
  6. Н. В. Покровский. Живопись катакомб

Криофор.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01