15-10-2023
Киновидеообъединение «Крупный план» | |
Тип |
киновидеообъединение |
---|---|
Год основания | |
Расположение |
119991, Москва, ул. Мосфильмовская, д. 1 |
Отрасль | |
Продукция |
кинофильмы, мультфильмы и телесериалы |
Сайт |
Официальный сайт компании «Крупный план» |
«Кру́пный план» — российское киновидеообъединение, основанное в 1988 году[1], производящее медиапродукцию высокого качества.
Специфическая особенность деятельности «Крупного плана» — это выпуск исключительно отечественной кинопродукции, причём преимущественно «старого» кино. Главным образом, это известнейшие фильмы, составляющие «золотой» фонд отечественного кинематографа.
Одно из приоритетных направлений деятельности «Крупного плана» — реставрация фильмов по особой, разработанной в объединении, цифровой технологии, позволяющей добиваться высочайшего качества изображения и оказывающейся незаменимой при восстановлении плохо сохранившихся кино-материалов.
Основу каталога «Крупного плана» составляют киноленты концерна «Мосфильм», который предоставил объединению исключительное право выпуска значительной части своей коллекции на видеоносителях. Также, в число лицензиаров «Крупного плана» входят «Ленфильм», «Союзмультфильм», «Киностудия им. М. Горького» и ещё свыше сорока студий. Партнёрами компании являются также «Госфильмофонд России», «Гостелерадиофонд», «Государственный центральный музей кино» и многие другие организации[2].
В 1988 году в «Союзе кинематографистов СССР (СК)» возник замысел создать в рамках «Киноцентра на Красной Пресне» отдел, который бы фиксировал на видео события, происходившие в СК — съезды, пленумы, другие мероприятия. Но уже вскоре стало ясно, что заниматься только этим «архивированием» — дело неинтересное, да и закупленная техника использовалась непроизводительно: многие дни оказывались «пустыми», когда в СК ничего не происходило. Поэтому возникла идея выпускать на видеокассетах какую-то отечественную продукцию. Первыми программами «Крупного плана» в 1989 году стали видеоприложения к популярным в то время телепередачам «Взгляд», «До и после полуночи», передачам с участием известных сатириков. Причём, туда входили не только лучшие из прошедших в эфир сюжетов, но и те, что не были пропущены по цензурным соображениям (а цензура тогда ещё оставалась весьма строгой). Эти кассеты пользовались большим спросом.
В 1990 году «Крупный план» начинает выпускать на видеоносителях отечественные фильмы. Некоторое время компания была едва ли не единственным производителем лицензионной видеопродукции. Кассеты объединения выпускались в обложках, что было в те времена диковинкой, так как рынок был заполнен пиратской продукцией — стандартными трёхчасовыми кассетами, на каждой из которых было записано по два фильма. В первую очередь, «Крупный план», заключив лицензионные договоры, начал работать с «Мосфильмом» и «Союзмультфильмом», а затем и с другими ведущими студиями — «Ленфильмом», «Киностудией имени Горького». Причём, с самого начала в объединении старались структурировать видеоколлекцию, распределяя выпускаемые фильмы по тематическим или жанровым рубрикам.
В середине 90-х годов, с появлением цифровых технологий — Video CD и MPEG — в компании стали осваиваться и эти форматы. Когда дело дошло до работы с DVD, пришлось основательно менять критерии оценки исходных материалов. Известно, что киноматериалы многих фильмов дошли до наших лет в очень плохом состоянии. Однако, при выпуске форматов, предшествовавших DVD, с этим качеством ещё как-то можно было мириться. Что касается VHS, то несовершенная видеолента даже «помогала», поскольку не воспроизводила мелкие царапины и пыль так же чётко, как DVD, который «просвечивает, как рентген», перенося на экран все дефекты плёнки. Итак, было решено всерьёз заняться реставрацией фильмов. В «Крупном плане» появились сначала одна, а затем и вторая студии цифровой реставрации изображения. В целях оптимизации реставрационных работ был подписан четырёхсторонний договор между «Госфильмофондом России», «Государственным центральным музеем кино», НИКФИ (Научно-исследовательским кино-фото-институтом) и «Крупным планом». «Госфильмофонд» взял на себя работы по реставрации киноплёнки, НИКФИ — по «ремонту» фонограмм, за «Музеем кино» остались функции исследовательской и киноведческой поддержки. Постепенно в объединении была отлажена уникальная технология цифровой реставрации, которую не применяет ни одна другая компания в стране, да, наверное, и за рубежом. Даже самих создателей фильмов нередко изумляет качество изображения, которого удаётся добиться.
В каталоге «Крупного плана» — отечественные игровые фильмы, мультипликация (сборники и отдельные произведения), балетная и оперная классика, кинопублицистика, развлекательные и познавательные программы. Главным образом, это произведения, составляющие «золотой» фонд отечественного кинематографа. Большинство этих фильмов широко известны зрительской аудитории и очень популярны. Достаточно назвать такие киноленты, как «Белое солнце пустыни», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» или, скажем, мультфильмы серии «Ну, погоди!». Но «Крупный план» выпускает на видео и картины, не имеющие столь большого спроса у публики. Однако, без них невозможно было бы составить полное представление о процессе развития кино в России, да и во всём мире. Это произведения киноискусства, отвечающие самым высоким художественным требованиям, и, с точки зрения кинематографического мастерства, являющиеся классикой — например, «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, «Агония» Э. Климова, «Дни затмения» А. Сокурова, «Мой друг Иван Лапшин» А. Германа и другие.
Специфическая особенность деятельности «Крупного плана» — это выпуск прежде всего отечественной кинопродукции, причём преимущественно «старого» кино. Следует подчеркнуть, что, в отличие от большинства других видеофирм, «Крупный план» сохраняет в своём каталоге все ранее выпущенные фильмы на протяжении длительного времени, учитывая устойчивый интерес россиян к отечественным фильмам прошлых лет.
«Крупный план» проявляет интерес и к нашему новому кино. В последнее десятилетие объединением были выпущены такие известные российские киноленты, как «Яды, или Всемирная история отравлений», «Звезда», «Всадник по имени смерть», «Другая женщина, другой мужчина…» и т. д.
«Крупный план» занимается и самостоятельным кинопроизводством. В частности, в 1995 году был завершён создававшийся совместно с английскими кинематографистами публицистический цикл «Россия. Забытые годы» (21 полнометражный документальный видеофильм), посвящённый страницам отечественной истории. Цикл с успехом демонстрировался на центральных и региональных телеканалах, а на видеоносителях был продан в десятках зарубежных стран. Ежемесячно выходит от пяти до десяти видеопрограмм «Крупного плана». Их оформление, по мнению специалистов, отличается прекрасным дизайном и качественным техническим исполнением.
Одна из постоянных проблем «Крупного плана», как и других легальных производителей видео, — это забота об охране от пиратства. Не случайно именно «Крупный план» был одним из активных участников создания Российской видео ассоциации (РВА), объединившей студии и компании, ведущие кино- и видеобизнес исключительно в законных рамках, а также Российской антипиратской организации по защите прав на аудиовизуальные произведения (РАПО).
«Крупный план» впервые на отечественном видеорынке начал размещать на своих кассетах номерные защитные голографические этикетки безопасности (security labels), которые изготавливает всемирно известная английская компания «DeLaRue».
«Крупный план» активно работает не только на российском, но и на зарубежном русскоязычном рынке видео-продукции, в частности, в США, Канаде и Германии, а также, разумеется, в странах, некогда бывших частью СССР.
На видеокассетах использовались две заставки кинообъединения. Одна из них использовалась чаще всего в сборниках мультфильмов, а также на кассетах с одиночными мультфильмами и длинными мультсериалами, а также, как ни странно, на кассетах, выпущенных компанией "Видеомир", которая, по-видимому, сотрудничала с "Крупным планом". Среди кассет с мультфильмами, где использовалась эта заставка, есть и кассеты с мультфильмами от "Союзмультфильма", "ТО Экран(использовалась практически всегда, кроме 50-го сборника)", "Киевнаучфильм"(представители немногочисленны - это "Доктор Айболит" и "Алиса в стране чудес"). В заставке сначала на весь экран на зелёном фоне показывали логотип кинообъединения, затем заставка отходила назад и была видна видеокассета с этим логотипом на тёмном фоне. Под видеокассетой показывалась надпись "Представляет". В некоторых выпусках использовалась сокращённая версия заставки. Так, в 46-м сборнике мультфильмов использовался конец музыки, а в 45-м вообще немая версия, в которой сразу была видна видеокассета с логотипом кинообъединения. Заставка использовалась также на видеокассетах с детскими фильмами от "Мосфильм"(кроме видеокассеты с фильмом "Мэри Поппинс, до свидания!"). Заставка проигрывалась под быструю, ритмичную музыку. В 6-м сборнике, а также на кассетах с мультфильмами "Сказка о царе Салтане" и "Дикие лебеди" использовалась вместе с заставкой "Видеомира", причём в 6-м сборнике и на кассете с мультфильмом "Дикие лебеди" под музыку начала песни "Остров невезения" показывались причудливые фотографии людей, а на кассетах с мультфильмами "Сказка о царе Салтане" и "Дикие лебеди" у заставки "Видеомира" существовала примитивная концовка музыки.
В 15-м, 25-м*, 32-м и 50-м сборниках мультфильмов(* - была показана вместе с заставкой "Союз Видео") использовалась другая заставка: на тёмном фоне в видеомагнитофон вставляется видеокассета с логотипом кинообъединения, затем видеомагнитофон закрывается и на крышке появляется надпись "Представляет". В основном, показывалась на кассетах с мультфильмами "Союзмультфильма". Также эта заставка использовалась преимущественно на видеокассетах с фильмами от Киностудии Горького и фильмом "Мэри Поппинс" от "Мосфильма".( На кассете с фильмом "Морозко" почему-то была использована заставка абсолютно другой, никому не знакомой видеокомпании).
В 14-м и 22-м сборниках мультфильмов, а также на видеокассете с мультфильмом "Остров сокровищ" заставка киноообъединения не использовалась.
На дисках вместо заставки на голубом фоне показывают логотип кинообъединения и киностудии "Союзмультфильм" (если продукт представлен этой киностудией) после предупреждения, показываемого на том же фоне специфическим шрифтом.
На видеокассетах с мультфильмами использовалась жёлтая плашка с логотипом объединения. Если мультфильм(ы), записанный(е) на кассету представлены "Союзмультфильмом", то слово "Мультфильмы" было написано слева от логотипа кинообъединения, а справа был нарисован чебурашка, вокруг которого было написано "Союзмультфильм" а справа от логотипа - ворона, держащая в клюве видеокассету. На кассетах с мультфильмами от других киностудий слово "Мультфильмы" было написано под логотипом объединения, а чебурашка не использовался. Ворона была нарисована справа от слова "Мультфильмы". На видеокассетах с фильмами под логотипом было написано "Фильмы для детей", а на кассетах с фильмами от "Мосфильма" под логотипом было написано "Популярные ленты Мосфильма".
С 2010 года «Крупный план» начинает выпуск отечественной кинопродукции в формате High Definition (HD), с полной реставрацией изображения и звука. Первыми вышли известные всем фильмы, такие как «Свадьба в Малиновке», «Любовь и голуби», «Формула любви».
«Крупным Планом» в формате blu-ray также были выпущены следующие российские (пост-советские) фильмы: «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001), «Исчезнувшая империя» (2007), «Барышня-крестьянка» (1995), «Маленький гигант большого секса» (1992), «Любовь в СССР» (2012), «Сны» (1993).
Крупный план (кинообъединение).