Lt304888.ru

Туристические услуги

Куйбышевский трамвай

23-10-2023

Самарский трамвай
Трамвайная система
Страна

 Россия

Город

Самара

Дата открытия

12 (25) февраля 1915

Количество маршрутов

22

Длина контактной сети

168,2 км (в однопутном исчислении)[1]

Количество вагонов

425[2]

Модели эксплуатируемых трамваев

Tatra T3, Tatra T6B5, Tatra T3RF, СПЕКТР-1, 71-405, 71-623, АКСМ-62103.

Компания-перевозчик

МП Самарское трамвайно-троллейбусное управление

Самарский трамвай был запущен в эксплуатацию 12 февраля (25 февраля1915 года. Первый трамвай вёл инженер Павел Суткевич, который и является автором проекта строительства Самарского трамвая. На открытии присутствовали представители Городской Думы и духовенства. Первый маршрут соединил трамвайное депо на Полевой улице с Алексеевской площадью (ныне — Площадь Революции).

В 2012 году в Самаре действует 22 трамвайных маршрута. Перевозки осуществляются 425 вагонами, большая часть из которых чешского производства: Tatra T3, Tatra T6B5 и Tatra T3RF. Помимо чешских также имеется три вагона 71-402 («СПЕКТР-1»), сорок три вагона 71-405 производства ФГУП «Уралтрансмаш», один вагон 71-623 и один вагон АКСМ-62103. В городе работают три депо: Городское, Кировское и Северное. Трамвай является основным пассажирским перевозчиком в городе.

Стоимость проезда в трамваях с 1 июля 2012 года составляет 15 рублей при оплате по транспортной карте, 8 рублей при оплате по карте школьника или карте студента, 18 рублей — наличными.

Содержание

Хронология

  • 12 (25) февраля 1915 года — запуск трамвая, открытие Городского трамвайного депо.
  • В конце 1941 года — начале 1942 года были сданы в эксплуатацию трамвайные пути протяжённостью 8,7 км, соединявшие Куйбышев с Безымянкой, закончено строительство Чёрновского шоссе длиной 10,6 км (ныне улица Гагарина).[3]
  • В конце 1941 года [4] официально открыто движение трамваев (маршрут № 3) от улицы Полевой до 4-го района Управления особого строительства (район современной площади Кирова). От конечной остановки трамвая до авиационных заводов (около 5,5 километра) работники шли пешком.
  • В июле 1943 года завершено строительство новой трамвайной линии внутри Безымянки — от кольца 3-го маршрута по Кировскому и Заводскому шоссе до промплощадки завода № 18 (современная остановка «Юнгородок»).[5]
  • С мая 1944 года недостроенное Кировское трамвайное депо на улице Промышленной (ныне улица Физкультурная) стало использоваться для ремонта и обслуживания вагонов, работающих на Безымянском направлении (маршруты № 3 и № 8). Кировское депо находилось на балансе Наркомата авиационной промышленности, в 1948 году оно передано на баланс Куйбышевского трамвайно-троллейбусного управления.
  • К 16 ноября 1951 года Кировское депо было достроено и полностью введено в эксплуатацию.[6]
  • 1963 год — начало поставок чешских вагонов Tatra T3.
  • 1969 год — открытие первой очереди Северного трамвайного депо в 10-м микрорайоне для обслуживания новых жилых районов к северу от центра города.
  • 1988 год — начало поставок вагонов Tatra T6B5.
  • 1991 год — Куйбышевское ТТУ переименовано в Самарское муниципальное предприятие «Трамвайно-троллейбусное управление» (сокращенно МП «ТТУ»).
  • 1999 год — поставка двух вагонов Tatra T3RF, построенных специально для Самары.
  • 2001—2003 год — поставка трёх вагонов «СПЕКТР-1».
  • 2008 год — поставка десяти вагонов 71-405
  • 2009 год — контракт на поставку 33 вагонов 71-405. По состоянию на сентябрь 2009 года поставлены 33 из них.

Расцвет трамвайного движения в Самаре пришёлся на начало 1980-х годов. В то время ещё не была построена линия от Оврага Подпольщиков по ул. Врубеля, Гаражной, Антонова-Овсеенко, Ставропольской до ул. XXII партсъезда, зато исправно функционировала линия от ул. Клинической по ул. Пролетарской, Гагарина, Победы до проспекта Кирова с ответвлениями по ул. Тухачевской до ул. Киевской, по ул. Энтузиастов до ул. Аэродромной.

Маршрутная сеть того времени:

  • № 1 курсировал от Хлебной площади до автостанции «Аврора» по улицам Крупской, Фрунзе, Венцека, Галактионовской, Красноармейской, Урицкого, Пензенской, Дачной, Тухачевского, Гагарина, Энтузиастов, Аэродромной;
  • № 2 — от ул. Чапаевской по ул. Венцека (обратно по Пионерской), Фрунзе, Красноармейской, Галактионовской, Полевой, Ново-Садовой до Оврага подпольщиков (в часы пик);
  • № 3 — от Хлебной пл. до Юнгородка по ул. Крупской, Фрунзе, Красноармейской, Арцыбушевской, Полевой, Мичурина, Клинической, Пролетарской, Гагарина, Победы, проспекту Кирова, Заводскому шоссе;
  • № 4 — от автостанции «Аврора» до Оврага подпольщиков по ул. Аэродромной, Партизанской, Тухачевского, Дачной, Пензенской, Урицкого, Красноармейской, Арцыбушевской, Полевой, Ново-Садовой;
  • № 5, 8, 9 — так же, как ныне;
  • № 6 — от автостанции «Аврора» до БТЭЦ по улицам Аэродромной, Промышленности, Гагарина, XXII партсъезда, Заводскому шоссе, проспекту Кирова (в часы пик);
  • № 10 — от БТЭЦ по полукольцу: просп. Кирова, Заводскому шоссе, ул. Победы, проспекту Кирова до БТЭЦ (в часы пик);
  • № 11 — по полукольцу навстречу № 10;
  • № 12 — от от автостанции «Аврора» до Юнгородка по ул. Аэродромной, Промышленности, Гагарина, XXII партсъезда, Заводскому шоссе (в часы пик);
  • № 13 — от завода им. Ленина до ул. Красноармейской по полукольцу: ул. Алма-Атинской, Олимпийской, Победы, Гагарина, Пролетарской, Клинической, Мичурина, Полевой, Галактионовской, Красноармейской, Урицкого, Пензенской, Дачной, Тухачевского, Гагарина;
  • № 14 — от Юнгородка до ул. XXII партсъезда по полукольцу в часы пик утром: по Заводскому шоссе, ул. XXII партсъезда, Победы, просп. Кирова, Заводскому шоссе; вечером — наоборот, по внешнему полукольцу;
  • № 15 — от БТЭЦ до ул. Красноармейской по полукольцу: просп. Кирова, Заводскому шоссе, ул. XXII партсъезда, Победы, Гагарина, Тухачевского, Дачной, Пензенской, Урицкого, Красноармейской, Галактионовской, Полевой, Мичурина, Клинической, Пролетарской, Гагарина;
  • № 16 — от ул. Чапаевской до ул. Энтузиастов по кольцу: ул. Венцека, Фрунзе, Красноармейской, Урицкого, Пензенской, Дачной, Тухачевского, Партизанской, Аэродромной, Энтузиастов, Гагарина, Пролетарской, Клинической, Мичурина, Полевой, Арцыбушевской, Красноармейской, Фрунзе, Пионерской;
  • № 17 — от ул. Чапаевской до Юнгородка по ул. Венцека, Галактионовской, Красноармейской, Урицкого, Пензенской, Дачной, Тухачевского, Партизанской, Аэродромной, Промышленности, Гагарина, XX партсъезда, Победы, проспекту Кирова, Заводскому шоссе;
  • № 18 — от ул. Чапаевской до ул. Энтузиастов по кольцу: ул. Венцека, Фрунзе, Красноармейской, Арцыбушевской, Полевой, Мичурина, Клинической, Пролетарской, Гагарина, Энтузиастов, Аэродромной, Партизанской, Тухачевского, Дачной, Пензенской, Урицкого, Красноармейской, Фрунзе, Пионерской;
  • № 19 — по рабочим дням так же, как ныне; по выходным — от Поляны им. Фрунзе по ул. Ново-Садовой, Нововокзальной, Ставропольской, XXII партсъезда, Победы, Олимпийской, Алма-Aтинской до завода им. Ленина;
  • № 20, 22, 25 — так же, как ныне;
  • № 21 — от 15 микрорайона до БТЭЦ по ул. Ташкентской, Советской, Ставропольской, XXII партсъезда, Заводскому шоссе, проспекту Кирова (в часы пик);
  • № 23 — от Клинической больницы до Костромского пер. по ул. Гагарина, Победы, Литвинова, Псковской;
  • № 24 — от Поляны им. Фрунзе до Костромского пер. по ул. Демократической, Ташкентской, Советской, Победы, Литвинова, Псковской;
  • трам. «без номера» — от 10 микрорайона до 15 микрорайона по ул. Фадеева, Нововокзальной, Ново-Садовой, Демократической, Ташкентской; по рабочим дням заезжал по улице Ново-Садовой к заводу им. Тарасова при движении в оба направления.

Сегодня маршруты курсируют иначе.

Маршрутная сеть

№ маршрута Начало маршрута Конец маршрута Примечание
1 Хлебная площадь Автостанция «Аврора»
2 Постников овраг Юнгородок Только по рабочим дням в часы пик
3 Хлебная площадь Юнгородок
4 Постников овраг[7] Постников овраг Кольцевой (внешнее кольцо)
5 Хлебная площадь Барбошина поляна[8]
7 Барбошина поляна Ст. метро «Победа» Только по рабочим дням
8 Безымянская ТЭЦ Завод "Металлург"
9 Костромской переулок Завод "Металлург" Только по рабочим дням
10 Юнгородок Костромской переулок
13 Костромской переулок Постников овраг
15 ул. Тухачевского ул. Чапаевская Только по рабочим дням в часы пик
16 ул. Тухачевского ул. Чапаевская По рабочим дням в часы пик и выходным дням
18 Автостанция «Аврора» Постников овраг
19 ул. Фадеева Юнгородок Только по рабочим дням
Барбошина поляна Юнгородок В выходные дни, часть рейсов.
Барбошина поляна Автостанция «Аврора» В выходные дни, часть рейсов.
20 ул. Фадеева ул. Чапаевская
20к ул. Фадеева ул. Красноармейская Только по рабочим дням. Кольцевой участок: ул. Полевая – ул. Галактионовская – ул. Красноармейская – ул. Арцыбушевская – ул. Полевая.
21 Барбошина поляна ул. Кабельная Только по рабочим дням
22 15-й микрорайон ул. Красноармейская Кольцевой участок: ул. Полевая – ул. Арцыбушевская – ул. Красноармейская - ул. Галактионовская - ул. Полевая
23 Постников овраг Постников овраг Кольцевой (внутреннее кольцо)
24 Завод им. Тарасова Костромской переулок
Завод им. Тарасова Завод "Металлург" Только в летний период
24к Костромской переулок 15-й микрорайон Только по рабочим дням в часы пик
25 Барбошина поляна Безымянская ТЭЦ

Подвижной состав

В Самаре имеется 425 пассажирских вагонов. Из них 377 вагонов производства чешского завода «ЧКД Татра-Смихов», 46 вагонов производства российского ФГУП «Уралтрансмаш», один производства белорусского завода Белкоммунмаш модели АКСМ-62103, один производства УКВЗ модели 71-623. Около 80% вагонов работают в двухвагонных трамвайных поездах по системе многих единиц (СМЕ). В Городском и Северном депо налажен капитальный ремонт вагонов.

Большая часть самарских трамваев несёт бортовую рекламу, остальная часть имеет красно-белую стандартную окраску.

В прошлом в Самаре эксплуатировались вагоны следующих моделей: Х, КМ, МС, ХК (куйбышевская модификация вагонов Х, изготовленная в ВРМ ГТД), КТМ-1, КТМ-2, КТМ-5, Tatra T2, Tatra K2.

Трамвайные депо

Городское трамвайное депо
Вагоноремонтные мастерские
  • Городское трамвайное депо

Введено в эксплуатацию в 1915 году. Расширено в 1965 году.

Обслуживает трамвайные маршруты: 1, 3, 4, 5, 13, 15, 16, 18, 22, 23.

Подвижной состав: Tatra T3, 71-623, АКСМ-62103.

Нумерация вагонов — трёхзначная, вида 7хх и 8хх, с марта 2009 года появились вагоны нумерации 9хх, переданные из Северного трамвайного депо, служебные вагоны также имеют нумерацию 6хх и двузначную нумерацию вида 0х, 1х, 2х (исключение — вагон 112, памятник, собранный в 1985 году — копия вагона 1925 года — выставлен на территории депо как экспонат, вместе с вагоном 12).

Адрес: 443030, г. Самара, ул. Коммунистическая, 8

В депо действуют вагоноремонтные мастерские.

  • Кировское трамвайное депо

Введено в эксплуатацию в 1944-1951 годах. Расширено в 1964 году.

Обслуживает трамвайные маршруты: 2, 3, 8, 9, 10, 13, 19, 21, 24к, 25.

Подвижной состав: Tatra T3.

Нумерация вагонов — четырёхзначная, вида 20хх, 21хх, 22хх (с 28 января 2010), также ранее в депо были служебные вагоны № 674, 704, 717, 798, 1044, 2202, в настоящее время вагоны присвоены номера списанных ранее вагонов: 674—2006, 704—2007, 717—2004, 798—2005, 1044—2001, 2202—2003).

Адрес: 443083, г. Самара, ул. Физкультурная, 1Б

  • Северное трамвайное депо (До 1970 года — Трамвайное депо № 3, филиал ГТД)

Введено в эксплуатацию в 1969-1972 годах.

Обслуживает трамвайные маршруты: 7, 19, 20, 20к, 22, 23, 24.

Подвижной состав: Tatra T3, Tatra T6B5, Tatra T3RF, 71-402, 71-405.

Нумерация вагонов — четырёхзначная, вида 10хх, 11хх, 12хх

Адрес: 443081, г. Самара, ул. Фадеева, 51

В депо действует цех капитального ремонта вагонов.

Примечания

  1. Транспортный оператор Самары — Транспорт нашего города
  2. Транспортный оператор Самары — Транспорт нашего города
  3. Управление особого строительства НКВД СССР Куйбышевской области (1940-1946 гг.). Исторические источники. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013. Проверено 17 февраля 2013.
  4. По одним источникам 8 ноября, по другим 26 декабря.
  5. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок vk77563 не указан текст
  6. Кировское трамвайное депо
  7. Переименована распоряжением Департамента транспорта Администрации городского округа Самара от 20.08.2007 № 15РД «О переименовании остановочных пунктов общественного транспорта» (прежнее название — «Овраг Подпольщиков»).
  8. Переименована распоряжением Департамента транспорта Администрации городского округа Самара от 20.08.2007 № 15РД «О переименовании остановочных пунктов общественного транспорта» (прежнее название — «Поляна имени Фрунзе»).

Ссылки

  • Муниципальный Транспортный оператор Самары (прокладка маршрутов онлайн, время прибытия транспорта на остановки, схемы, официальные сообщения и пр.)
  • Сайт «Общественный транспорт Самарской области»: Трамвай
  • Фотографии самарских трамваев на сайте А. Оландера

Куйбышевский трамвай.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01