18-10-2023
Культура шаровидных амфор Энеолит |
|||
|
|||
Локализация |
восточная Германия, Польша, Белоруссия, западная Украина |
||
---|---|---|---|
Датировка |
3400—2800 гг. до н. э. |
||
Исследователи | |||
|
|||
Преемственность: | |||
|
Культура шаровидных амфор — археологическая культура, существовавшая в период около 3400-2800 гг. до н. э. Занимала большинство территории прежней культуры воронковидных кубков, а в центральной части делила территорию с культурой шнуровой керамики. На юге и западе соседствовала с баденской культурой, на северо-востоке с нарвской культурой. Название предложил археолог Густаф Коссинна в связи с характерной керамикой, шаровидными сосудами с 2-4 ручками.
Содержание |
Наиболее ранние поселения найдены на территории Беларуси[1]. Культура локализуется от бассейна Эльбы на западе до Вислы на востоке, распространяется на юг до середины Днестра и на восток до Днепра. Шаровидные амфоры, как заимствование соседними культурами, встречаются на гораздо более широкой территории, достигая Осетии[2]. К западу от Эльбы несколько шаровидных амфор найдено в мегалитических погребениях. Находки, связанные с культурой шаровидных амфор, в степной зоне Украины и России, обычно связываются с поздним этапом её распространения около 2950—2350 гг. до н. э. из центра в Волыни и Подолии.
Экономика была основана на выращивании различных животных, причём на ранней стадии преобладали свиньи, в отличие от культуры воронковидных кубков, отдававшей предпочтение крупному рогатому скоту. Поселения — редкие, удалённые друг от друга, и обычно в них обнаруживаются только фундаментные ямы. Более-менее идентифицируемые останки домов до сих пор не обнаружены. Предполагается, что некоторые из поселений были населены не круглый год, или были временными.
В основном культура известна по погребениям. Погребения происходили путём положения трупа в саркофаг или в колодец. Сохранилось большое количество погребальных даров, включая части животных (например, челюсть свиньи) или даже целых животных, например, быков. Среди погребальных даров наблюдаются и типичные для данной культуры шаровидные амфоры и каменные топоры. Имеются также погребения скота, нередко парами, в сопровождении погребальных даров. Кроме того, данная культура совершала подзахоронения в построенные носителями предшествующей культуры воронковидных кубков мегалитические гробницы.
Помещение в могилы животных М. Гимбутас рассматривает как устойчивый культурный элемент, полученный от носителей Майкопской культуры. Практика сати, наличие которого предполагала Гимбутас, также рассматривается как очень устойчивый культурный элемент. Сторонники Гимбутас и её курганной гипотезы указывают на эту отличительную погребальную практику и считают, что данная культура представляет собой вторую волну миграции в Европу индоевропейцев.
В советской и польской археологии ещё в середине XX в. считалось, что племена шаpовых амфоp были пpедками не только славян, но и геpманцев и балтийцев без каких-либо заметных внyтpенних гpаниц междy ними. В настоящее время эта точка зрения считается устаревшей, а культура шаровидных амфор ассоциируется скорее с одной из групп «кентумных» языков (кельты, италики, венеты или иллирийцы).
Культура шаровидных амфор.