23-10-2023
Александр Кутиков | |||
Страна | |||
---|---|---|---|
Коллективы | |||
Сотрудничество |
«Нюанс» |
||
Награды |
|
||
kutikov.commashina.ru |
Алекса́ндр Ви́кторович Ку́тиков (род. 13 апреля 1952, Москва) — известный советский и российский музыкант, композитор, вокалист, музыкальный продюсер. Заслуженный артист России (1999).[1] Выступал и выступает в составе нескольких музыкальных коллективов. Наиболее известен как бас-гитарист, вокалист и композитор рок-группы «Машина времени», в состав которой входил в 1971—1974 гг., и с 1979 г. по настоящее время.
Содержание |
Александр Кутиков родился 13 апреля 1952 года в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах, в самом центре Москвы.
Отец — Виктор Николаевич Петухов — (09.12.1923)[2], футболист московского «Спартака» и куйбышевских «Крыльев Советов» — рано ушёл из семьи.
Мать — Софья Наумовна Кутикова, пела и танцевала в цыганском ансамбле под управлением Кемалова — одном из лучших гастрольных коллективов послевоенного времени.[3]
Сестра.[4]
Дядя — Сергей Николаевич Красавченко (род. 19 декабря 1940[5]) — был первым заместителем председателя Верховного Совета, а так же помощником президента Бориса Ельцина[6]
Внешние изображения | |
---|---|
Саша Кутиков в раннем детстве | |
Саша Кутиков в детстве | |
С мамой и дедушкой | |
Саша Кутиков с горном | |
Саша Кутиков в детстве 2 | |
Автограф | |
Кутиков в разных ракурсах | |
Кутиков | |
молодые Кутиков и Макаревич | |
жена и дочь две Катерины |
Детство Александра Кутикова прошло в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах.
До 7 лет я жил в отдельной 4-х комнатной квартире на Патриарших прудах. Дедушка Наум Михайлович Кутиков был очень большим административным работником. Просто после того, как дедушка с бабушкой расстались, эта квартира была разменяна. Все разъехались по маленьким комнатам. Моя бабушка осталась жить по соседству с тем помещением, которое прежде являлось нашей роскошной квартирой. Мы с мамой и сестрой переехали сначала в Большой Козихинский переулок, потом на Малую Бронную. Но это уже были комнаты в коммуналках. После того, как у меня были няньки, пайки, попасть в коммуналку, где ещё 11 соседей — это шок, конечно.— М. Марголис. «Затяжной поворот»
В доме у Кутиковых бывали известные люди: Марк Бернес, Пётр Але́йников, и известные спортсмены, среди них, Всеволод Михайлович Бобров. Учился в музыкальной школе.[10] Играл на разных духовых инструментах — и на трубе, и на альте, и на тенор-саксофоне исполнял классическую музыку. Был горнистом в пионерском лагере, побеждал на конкурсах. В четырнадцать лет начал играть на гитаре. В юности занимался боксом (боксировал в легком весе на первенстве Москвы среди юношей и получил «бронзу»[11]), хокеем и футболом.[12] Был секретарём комсомольской организации школы, но в 16 лет написал заявление о выходе из ВЛКСМ[13]. Из-за этого не поступил ни в один институт, ведь для поступления нужно было быть комсомольцем.[14]
Учился в музыкальной школе по классу трубы и успешно её закончил.
Учился в Московском радиомеханическом техникуме (МРМТ) на факультете радиолокации, бросил, окончил школу рабочей молодежи № 97.
Когда я поступил в военно-механический техникум министерства обороны, предполагалось, что я надену мундир или стану специалистом по приемке изделий в области радиолокации на каком-нибудь солидном отечественном предприятии. Но в силу моей юношеской бесшабашности я забросил этот техникум очень быстро. Так как понимал, что перспектива стать военным или человеком, приближенным к оборонному ведомству, меня абсолютно не привлекает. Я интересовался музыкой, игрой в рок-группе, «Битлз». И пошёл работать в радиокомитет звукооператором.
Почему в 71-м я оказался в «Машине», одному Богу известно. Думаю, основным побудительным мотивом было то, что ребята собрались хорошие. Все были битломанами. Но, первые песни, которые я пытался спеть сам, до «Машины», были не «битловскими», а группы «Creedence». Вообще, я помимо «Битлз» любил: Джо Кокера, «Дорз», «Кинкс», «Прокл Харум».— Марголис. «Затяжной поворот»
— Я поступал на журфак. Но когда были экзамены, я поехал играть на юг с «Машиной». Это была первая поездка. Но все-таки сделал несколько репортажей, работая в Радиокомитете звукооператором, ездил в командировки. Был момент, когда у меня проснулся интерес к журналистике. Но это больше связано с влиянием личностей тех журналистов, с которыми я общался.— РАЗВОРОТ ЗАПРЕЩЁН Александр Кутиков — восемнадцатилетний практикант</ref>
В 1969 г. работал радиорегулировщиком; с 1970 г. — звукооператором и звукорежиссером в Гостелерадио.
Ещё в 1970 году в цехе трансляций и внестудийной записи ГДРЗ был самым молодым звукооператором. И в 18 лет выезжал на трансляции и записи концертов с участием звезд. Мне доверяли записывать Карела Готта, ВИА «Поющие гитары», Хелену Вондрачкову и других известных исполнителей.— Журнал — Интернет-издание «Публичные люди»
В 1971 году Сергей Кавагое приглашает Кутикова в «Машину Времени» вместо ушедшего в армию басиста Игоря Мазаева. Как вспоминал Макаревич, Кутиков «внёс в команду дух мажорного безоблачного рок-н-ролла». Под его влиянием репертуар группы пополнился радостными песенками «Продавец счастья», «Солдат», и т. д. В это же время Кутиков сделал все чтобы состоялся первый концерт «Машины Времени» на сцене ДК «Энергетик» — колыбели московского рока.
В 1974-м Кутиков покидает группу после конфликта с Кавагое, некоторое время играет в группе «Високосное лето», затем возвращается, но в 1975 снова уходит — его приглашают в ВИА при Тульской филармонии. Свою роль в решении об уходе из «Машины» сыграл и тот факт, что в этот период Кутиков официально нигде не работал и ему угрожало привлечение к суду за тунеядство. Проработав 8 месяцев[15] на профессиональной сцене и, по собственным словам, многому там научившись, увольняется. С 1976 по 1979 год — бас-гитарист и вокалист группы «Високосное лето». В 1979 году «Високосное лето» распадается.
В 1975-м московские группы договорились, что меньше чем за 250 рублей даже нос из квартиры не покажут. «Подпольщики» зарабатывали от 800 до 1000 рублей за концерт — больше, чем артисты, работавшие по официальным ставкам Москонцерта.— Журнал — Интернет-издание «Публичные люди»
Затем он в 1979 году помог А.Макаревичу возродить «Машину Времени», уговорив барабанщика Валерием Ефремова из «Високосного лета» и клавишника Петра Подгородецкого войти в новый состав «Машины времени». С 1979 года вместе с Макаревичем и Ефремовым является её бессменным участником. В группе является автором музыки, вокалистом, бас-гитаристом. Сочинил музыку песен «Поворот», «Скачки» (обе — совместно с Петром Подгородецким), «За тех, кто в море» (совместно с Андреем Макаревичем), «В добрый час», «Музыка под снегом», «Спускаясь к великой реке», «Он играет на похоронах и танцах» и других.
Работал звукорежиссёром на Гостелерадио, регулировщиком радиоаппаратуры. Осуществил запись первых альбомов групп Воскресение, Лицей, Браво, Високосный Год и Секрет. До сих пор осуществляет запись и сведение для студийных альбомов группы «Машина времени». Ученик Виктора Борисовича Бабушкина. Руководит звукозаписывающей компанией Sintez Records. Продюсер музыкальных альбомов «Машины времени» и проекта «Старые песни о главном».
В 1987 году записал свои первые сольные песни «Дай помечтать» и «Кто со мной?» на стихи Маргариты Пушкиной.
В 1990 году выпустил сольную грампластинку «Танцы на крыше», которая была переиздана на CD в 1996 году. Альбом был записан в сотрудничестве с гитаристом Дмитрием Четверговым и Андреем Державиным (будущим клавишником «Машины времени»). Он состоял из песен на стихи Карена Кавалеряна. Сам Кутиков объяснил выход сольной пластинки тем, что у него накопилось много музыкального материала, а Макаревич, очень серьёзно подходящий к своей творческой деятельности, не сможет быстро написать тексты новых песен.
С 1991 г. — президент компании «Синтез Рекордз».
С декабря 2003 Кутиков возобновил сольную деятельность, на этот раз совместно с группой «Нюанс», на концертах которой исполняет песни из своего сольного альбома и репертуара «Машины времени». С группой «Нюанс» он выступил на фестивале «Феникс» в Грозном. В интервью Кутиков говорит о выходе нового сольного альбома. Альбом «Демоны любви» вышел в 2009 году. Представление новой программы состоялось во МХАТе в феврале 2009 г.
Жена, с 1983 года: Екатерина Игоревна Бганцева — художник, ландшафтный дизайнер.
Жену называет Екатерина Первая. Она художник-постановщик: окончила постановочный факультет Школы-студии МХАТ, работала в Вахтанговском театре, преподавала в институте культуры. Потом, поступила в архитектурный на факультет ландшафтного дизайна, параллельно закончила японскую академию школы согэцу. Сдала экзамен, получила японское имя и теперь имеет право открывать школы по всему миру. Она из дворян. Её семья сохранила все символы своей дворянской принадлежности, включая грамоту и печать, подписанную императрицей Елизаветой и канцлером Паниным. Дворянская грамота беспрецедентна, потому что впервые в истории дворянства была написана Елизаветой, по которой дворянство передавалось по мужской и по женской линии. Этой чести удостоились те офицеры, которые принимали участие в перевороте. 12 офицеров Семеновского полка, среди них были не дворяне, с этого момента они стали дворянами.— РАЗВОРОТ ЗАПРЕЩЁН Александр Кутиков — восемнадцатилетний практикант
10.10.2010 11:05 Шоу «Доживём до понедельника» Александр Кутиков — гость Александра Карлова Радио «Маяк»
Две дочери. Дочь от нынешнего брака: Екатерина Кутикова (1990) У неё абсолютный музыкальный слух и фантастическая музыкальная память, она прекрасно рисует и фотографирует.[4] — учится на юридическом факультете МГУ [18][19], оформила обложку альбома «Демоны любви».[20]
Кутикова за глаза именовали «специалистом по Катям». Он трижды женился на обладательницах этого имени. Одной была дочь звукорежиссера Виктора Бабушкина, родившая ему дочь, другой — танцовщица ансамбля «Сувенир», а третьей — Екатерина Бганцева, театральная художница, учившаяся в училище при МХАТе и происходившая из кинематографической семьи. Игорь Николаевич Бганцев — советский кинооператор — фильм «Человек с Пятой авеню». (1986). В конце 1982 или начале 1983 года в Домбае Кутиков познакомился с юной Катей Бганцевой, которой было тогда лет двадцать.— П.Подгородецкий Машина с евреями
«…Я ему сказал, что это — странное предложение, постольку поскольку у меня дедушка еврей, бабушка еврейка, и мама еврейка. И я расту и воспитываюсь в еврейской семье. Поэтому как-то странно было бы, неуважительно к своим близким родственникам, уважаемым людям, взять и изменить их национальности».— «Эхо Москвы», передача «Без дураков» с Александром Кутиковым, 10.11.2009 г.
Я очень люблю итальянскую кухню: итальянцы изумительно жарят мясо — баранину, телятину, говядину. Так как жарят итальянцы, не жарит никто. У итальянцев очень правильный подход к кулинарии: они берут очень хорошие продукты и стараются не испортить их соусами и приправами, не изменить их природный вкус. Итальянцы восхитительно готовят салаты, пасту, дары моря.— А.Кутиков. Римские каникулы
Автор музыки к многим из этих и другим песням, в том числе и исполняемым А.Макаревичем ("Ночь", "Там, где будет новый день" и др.) и Е.Маргулисом ("Ветер всегда одинок")
Александр Кутиков вместе с Александром Зайцевым и Андреем Макаревичем написали музыку для нескольких мультипликационных фильмов из сериала Обезьянки:
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1976 | ф | «Шесть писем о бите» | |
1981 | ф | «Душа» | |
1985 | ф | «Начни сначала» | камео |
1989 | ф | «Рок и фортуна» | |
2011 | ф | «Без Маски». Фильм-концерт |
Кутиков, Александр Викторович.