Lt304888.ru

Туристические услуги

Лабзин, Александр Федорович

16-08-2023

Лабзин Александр Фёдорович
Имя при рождении:

Лабзин Александр Фёдорович

Дата рождения:

1766 год(1766)

Место рождения:

Москва

Дата смерти:

1825 год(1825)

Место смерти:

Симбирск

Гражданство:

 Россия

Род деятельности:

переводчик, историк, мистик

Александр Фёдорович Лабзин (17661825, Симбирск) — один из крупнейших деятелей русского масонства, основатель ложи «Умирающий сфинкс». Его жена Анна Евдокимовна — известная мемуаристка.

Содержание

Биография

Родился в дворянской семье. Учился в Московском университете (на философском факультете в 1780—1784 годах)[1]. В 14 лет участвовал в студенческом издании «Вечерняя Заря», а на шестнадцатом году подпал под влияние известного масона И. Г. Шварца, вместе с которым читал энциклопедистов, проверяя их взгляды сличением со Святым Писанием.

В 1787 году Лабзин поднёс Екатерине II «Торжественную песнь на прибытие в Москву из путешествия в Тавриду» (М., 1787). Тогда же появились его переводы комедий Бомарше «Женитьба Фигаро» и Мерсье «Судья» («Le Juge» (фр.)) .

В 1799 году был назначен конференц-секретарём Академии художеств, в 1805 — членом адмиралтейского департамента. Перевод «Истории ордена святого Иоанна Иерусалимского» Верто (СПб., 1799—1801), сделанный Лабзиным вместе с Вахрушевым, обратил на себя внимание императора Павла I, назначившего Лабзина историографом ордена. Мистические книги издавались Лабзиным большей частью под буквами У. М., то есть «ученик мудрости».

Из «Облако над святилищем, или Нечто такое, о чём гордая философия и грезить не смеет» (СПб., 1804), «Ключ к таинствам природы» (СПб., 1804; 2-е издание, 1821) и многое др.; из Юнга Штиллинга — «Приключения по смерти» (СПб., 1805); неизвестного немецкого автора: «Просвещенный пастух» (СПб., 1806). В 1806—1807 Лабзин издавал, под псевдонимом Феопемпта Мисаилова, религиозно-нравственный журнал «Сионский Вестник»; в 1806—1815 годах выпустил 30 книжек под именем Угроз Световостоков. Успех этих книжек был огромный; они стали любимым чтением в благочестивых семьях; в светских гостиных говорили о помощи ближнему по советам «Световостокова», от его имени поступали крупные пожертвования в медико-филантропический комитет.

В 1816 Лабзин получил Высочайший рескрипт и орден за издание духовных книг на русском языке. В том же году министром народного просвещения стал личный друг Лабзина, князь А. Н. Голицын; мистицизм сделался преобладающим течением, и во главе его стал Лабзин, решившийся вновь приняться за издание «Сионского Вестника». Журнал начал выходить с 1817 года, с посвящением «Господу Иисусу Христу», и сразу получил значительное для того времени распространение. Голицын освободил «Сионский Вестник» от обыкновенной цензуры, заявив, что будет сам цензором Лабзина. Против мистиков выступали многие, в том числе будущий архимандрит Фотий.

Некоторые дальновидные люди, продолжая посещать Лабзина и участвовать в его молитвенных собраниях, втайне становились перебежчиками. К числу их принадлежал А. С. Стурдза; получив от князя С. А. Ширинского-Шихматова критический разбор «Сионского Вестника», сделанный каким-то московским затворником Смирновым, он написал донос и подал его князю Голицыну. Журнал Лабзина обвинялся в произвольном толковании учения о благодати, отрицании значения книги Царств, кощунственном учении о первородном грехе и т. д. Голицын долго защищал своего друга, но, всё-таки, согласился со многими выводами Стурдзы и передал цензурование «Сионского Вестника» врагу мистиков, ректору петербургской духовной семинарии, архимандриту Иннокентию. Лабзин не мог и не хотел изменять направление своего журнала и вынужден был его прекратить. Литературная деятельность его тоже не могла идти успешно, и он с тех пор издал только: «Зеркало внутреннего человека, в котором каждый себя видит, состояние своей души познавать и исправление своё по тому располагать может» (СПб., 1821). Когда на собрании Академии художеств зашла речь об избрании в почётные члены графа Д. А. Гурьева, Лабзин возражал против него, а на замечание о близости Гурьева к государю в горячности предложил избрать ещё более близкого к нему человека — кучера Илью. На Лабзина поступил донос, и он был выслан в 1821 году в Сенгилей, откуда переведён в 1823 в Симбирск. Здесь он прожил, окружённый общим уважением, до смерти своей, в 1825 году. Богато одарённый от природы, Лабзин всю жизнь заботился о самообразовании и даже в старости изучал высшую математику.

Примечания

  1. Студенты Московского университета.

Литература

  • Безсонов П. А. Ф. Лабзин. Литературно-биографический очерк // Русский архив, 1866. — Вып. 6. — Стб. 817—836.
  •  Дмитриев М. А. «Воспоминания об Александре Федоровиче Лабзине» (ib.),
  • «Записки» Струдзы («Русская Старина», 1876, т. XV), Витберга (ib., 1872, т. V);
  • Скабичевский А. М. Очерки по истории русской цензуры. СПб., 1892;
  • Дубровин Н. Ф. «Наши мистики-сектанты» («Русская Старина», 1894 и 1895);
  • «Русский Биографический Словарь» (статья Модзалевского Б. Л.);
  • «Воспоминания» Лайкевич С. А. («Русская Старина», 1905—1910);
  • Модзалевский Б. Л. Александр Фёдорович Лабзин. СПб., 1904;
  • Модзалевский Б. Л. «К биографии Новикова». Письма его к Лабзину А. Ф., Чеботарёву и др. («Русский Библиофил», 1913);
  • «Воспоминания» Лабзиной А. Е., под редакцией Модзалевского Б. Л. (СПб., 1914);
  • Булич Н. Н. «Очерки по истории русской литературы и просвещения» (1912);
  • «Автобиография архимандрита Фотия» («Русская Старина», 1894—1896).
  • Гриц А. Е. Феопемпт Мисаилов, или бесовская гордость // Родина. 2006. № 10. С. 62-67
  • Материалы для изучения эзотерической традиции в России в начале XIX века: А.Ф. Лабзин и «Сионский вестник»
  • Кучурин В. В. Отечественная война 1812 года в религиозной оценке А. Ф. Лабзина.
  • Кучурин В. В. Из истории религиозных споров русских масонов-розенкрейцеров: Н. И. Новиков и А. Ф. Лабзин // Вестник РХГА. — 2010. — Т. 11. — Вып. 1. — С. 18—24

Источники

Лабзин, Александр Федорович.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01