25-04-2023
Лапушкин Яков Яковлевич | ||||||||||||||||
Дата рождения | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения | ||||||||||||||||
Дата смерти | ||||||||||||||||
Место смерти | ||||||||||||||||
Принадлежность | ||||||||||||||||
Род войск | ||||||||||||||||
Годы службы | ||||||||||||||||
Звание | ||||||||||||||||
Сражения/войны |
Вторая мировая война (Советско-финская война (1939—1940), Великая Отечественная война, Советско-японская война) |
|||||||||||||||
Награды и премии |
именное оружие |
Яков Яковлевич Лапушкин (23 октября (5 ноября) 1904, Санкт-Петербург — 16 сентября 1968, Ленинград) — советский военно-морской деятель, штурман, военный гидрограф, контр-адмирал (4 июня 1940), в 1938-1947 годах — начальник Гидрографического управления ВМФ СССР. Всю свою жизнь Я. Я. Лапушкин посвятил развитию и укреплению советского Военно-Морского Флота, совершенствованию средств и методов кораблевождения[1].
Родился в семье петербургского рабочего судостроительного завода Якова Тимофеевича Лапушкина. Детские годы провел в Санкт-Петербурге (Петрограде) и дер. Ещево Весьегонского уезда Тверской губернии. До 1918 учился в реальном училище в Петрограде. В 1918 окончил Единую трудовую школу в г. Весьегонске. В 1919—1921 — секретарь Телятинского волостного комитета бедноты[2], затем — Волпродкома, председатель Телятинской волостной организации РКСМ Весьегонского уезда.
В августе 1921 начал службу в РККФ на учебном судне «Океан» [3]. В том же году принят на Морские ускоренные курсы командного состава флота.
С октября 1921 — курсант Училища командного состава флота в Петрограде (с 1922 — Военно-морское училище). Окончил училище в мае 1925 г.
После окончания училища в 1925 г. на протяжении пяти лет занимал преимущественно штурманские должности на кораблях и в соединениях Морских сил Балтийского моря.
В октябре — ноябре 1925; марте — декабре 1926; ноябре 1927 — марте 1928 — штурман эскадренного миноносца «Азард».
В декабре 1925 — марте 1926 — командир роты штаба бригады эскадренных миноносцев МСБМ.
В марте — ноябре 1928 — штурман эскадренного миноносца «Урицкий».
В ноябре 1928 — октябре 1929 — штурман эскадренного миноносца «Яков Свердлов».
В октябре 1929 — сентябре 1930 — штурман 3-го дивизиона бригады эскадренных миноносцев МСБМ.
Одновременно с прохождением службы продолжал обучение и повышение квалификации по штурманской специальности.
С декабря 1926 по октябрь 1927 — слушатель Специальных курсов комсостава ВМС РККА (штурманский класс).
С октября 1930 по октябрь 1932 — слушатель штурманского отделения гидрографического факультета Военно-морской академии РККФ (с 1931 — Военно-морская академия РККА им. К. Е. Ворошилова) и, параллельно, географического факультета Ленинградского государственного университета.[4][5]
С 1931 начал научно-литературную деятельность.
Весной 1932, имея звание капитана 2-го ранга, назначен на должность флагманского штурмана вновь формируемых Морских сил Дальнего Востока (с 1935 г. — Тихоокеанский флот). Создание нового оперативно-стратегического объединения, подразумевавшее строительство баз, оборонительных укреплений и целых укрепрайонов, перевод кораблей и судов и формирование новых соединений, представляло целый комплекс сложнейших задач, многие из которых должны были решаться флагманским штурманом. Одной из важнейших заслуг Я. Я. Лапушкина в этот период стало ведущее участие в формировании оптимальной системы базирования будущего Тихоокеанского флота на многие годы вперед. Совместно с командующим МСДВ М. В. Викторовым флагманский штурман лично проводил рекогносцировку всего побережья от мыса Поворотный (Залив Петра Великого) до Татарского пролива[6].
В 1935 г. успехи Я. Я. Лапушкина в деле создания и обеспечения боевой подготовки Тихоокеанского флота отмечены орденом Красной звезды.
Летом-осенью 1938 Я. Я. Лапушкин — флагманский штурмана отряда кораблей при переходе гидрографических судов «Полярный» и «Партизан» из Ленинграда во Владивосток через Плимут, Бостон, Панамский канал, Сан-Франциско, Датч-Харбор, Петропавловск-Камчатский. Переход стал первым большим океанским походом РККФ, проходившим под командованием молодых офицеров, окончивших военно-морское училище в советский период. Несмотря на обычный набор навигационных инструментов, отсутствие на кораблях радиолокации, весь переход характеризовался высокой точностью кораблевождения[7]. Решающая роль в этом принадлежала Я. Я. Лапушкину как флагманскому штурману отряда[6].
Также, согласно некоторым исследованиям[4], в марте-декабре 1938 Я. Я. Лапушкин — командир лидера эскадренных миноносцев «Тбилиси» (Тихоокеанский флот).
В 1939[5][8] (по другим данным, в декабре 1938[4][9]) назначен на должность начальника Гидрографического управления Рабоче-крестьянского Военно-морского флота (с 1940 — Гидрографическое управление Военно-морского флота).
4 июня 1940 присвоено звание контр-адмирала.
В предвоенный период сыграл большую роль в реорганизации Гидрографической службы[8]. В эти годы, благодаря возросшему к 1939 обеспечению флотов гидрографическими судами, значительно расширился объем систематических исследований и улучшилось обслуживание действующих средств навигационного оборудования. Более интенсивно производилось строительство маяков, светящих знаков, плавучего ограждения, увеличился выпуск новых штурманских приборов. Совершенствовалось гидрометеорологическое обеспечение флотов и флотилий. Активно велись разработки различных типов радиомаяков, радиопеленгаторов, манипуляторных установок и другой навигационной техники[8].
К началу Великой Отечественной войны важными мероприятиями в деятельности Гидрографического управления под руководством Я. Я. Лапушкина являлись отработка штатов и организация в составе гидрографических служб флотов и флотилий манипуляторных отрядов и партий, военно-лоцманской службы. На отдельных флотах такие подразделения, основной задачей которых являлось обеспечение боевой подготовки флотов и флотилий, действовали с 1939 года[10]. В этот же период был подготовлен и издан ряд наставлений и инструкций по производству гидрографических исследований, использований штурманских приборов и инструментов, усовершенствованию методов цветной печати карт, произведены необходимые методические разработки деятельности гидрографических подразделений в военный период, сосредоточены необходимые материальные средства в центре и на флотах[8].
Начало Великой Отечественной войны вынудило управление прервать работы по совершенствованию навигационно-гидрографического обеспечения общего мореплавания[11]. Ход войны подтвердил правильность предвоенного курса развития отечественной Гидрографической службы и показал, что военно-морские операции не могут проводиться без навигационно-гидрографического обеспечения, без полноценного использования сил и средств Гидрографической службы[12]. В то же время сложившаяся в первые дни и месяцы войны обстановка на фронтах и на флотах не могла не отразиться на положении Управления. Началась перестройка работы самого Управления и его подразделений, в том числе связанная с переводом Управления в сентябре 1941 из Ленинграда в Москву[13], Омск, г. Катав-Ивановск[11].
Несмотря на огромные трудности первого периода войны, гидрографические подразделения смогли быстро отмобилизоваться и успешно решать с поставленными перед ними задачами. Управление в кратчайшие сроки организовало в новых местах базирования составление и издание навигационных карт и руководств для плавания, конструирование и выпуск штурманских приборов[12].
Обеспечение сил флотов штурманским вооружением, картами, пособиями, решение срочных оперативных заданий командования действующих флотов составили основу повседневной деятельности Управления и гидрографических отделов флотов. Я. Я. Лапушкин возглавил сформированную в Главном штабе ВМФ в Москве оперативную группу Гидрографического управления[11]. При этом он не только осуществлял общее руководство гидрографической службой ВМФ, но и лично участвовал в навигационно-гидрографическом обеспечении боевых действий, зачастую выезжая на флоты и флотилии как для инспектирования гидрографических отделов, так и для оказания им практической помощи. В частности, Я. Я. Лапушкин лично участвовал в подготовке Новороссийской десантной операции, оказав большую помощь Гидрографическому отделу ЧФ в организации навигационно-гидрографического обеспечения десанта. Принял личное участие в Керченской десантной операции[12]. За вклад в успешное проведение осенью 1943 операций на Черном море награжден в 1944 орденом Нахимова I степени.
Как отмечалось в представлении к награждению орденом Красного Знамени за подписью заместителя Наркома ВМФ адмирала Л. М. Галлера от декабря 1942 г., «за 4 года работы во главе Гидрографического управления под его непосредственным руководством проделана большая работа по обеспечению флотов и флотилий всеми видами гидрографического снабжения и обеспечения. В течение 2й Отечественной войны снабжение флотов всем необходимым производилось бесперебойно. Благодаря настойчивости и умелому руководству со стороны т. Лапушкина с флотами и флотилиями установилась и поддерживалась живая связь, благодаря чему все отрасли Гидрографического управления получили возможность быстрого и своевременного реагирования на все запросы. т. Лапушкин в своей работе проявляет инициативу и разворотливость, что позволяет и позволяло находить правильный выход при подчас сложной обстановке»[14].
В период войны флоты и флотилии бесперебойно получали необходимые карты, руководства и пособия для плавания, гидрографическо-штурманскую технику и специальное навигационное оборудование, необходимая помощь гидрографическим службам флотов и флотилий, в отношении которых Гидрографическое управление также осуществляло эффективное систематическое техническое руководство[15]. Большая заслуга в этих успехах принадлежала Я. Я. Лапушкину[4].
После окончания войны Гидрографическая служба под руководством Я. Я. Лапушкина приступила к плановым гидрографическим исследованиям одновременно с восстановлением разрушенной во время войны системы навигационного оборудования[16], а также обеспечением траления акваторий с учетом оставшейся после войны минной угрозы[17].
В связи с реорганизационными мероприятиями в конце и сразу после войны менялось название должности Я. Я. Лапушкина: с августа 1944 по январь 1946 — Начальник гидрографии ВМФ, с января по май 1946 — Главного гидрографического управления ВМФ, с мая 1946 по август 1947 — Гидрографического управления ВМС. Одновременно с этим Я. Я. Лапушкин являлся внештатным членом НТК ВМС[4].
В августе 1947, на фоне проводимого против высшего командного состава ВМФ дела (т. н. «Адмиральское дело» в отношении Н. Г. Кузнецова, Л. М. Галлера, В. А. Алафузова, Г. А. Степанова), освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение главкома ВМС, в декабре 1947 уволен из кадров ВМС[18].
В апреле 1948 арестован, необоснованно репрессирован.
В июле 1953 освобожден, реабилитирован и полностью восстановлен во всех званиях и наградах определением Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 28 июля 1953 года[18].
В 1953—1958 — Главный инженер научно-испытательного Гидрографического штурманского института ВМФ.
В 1958 уволен в запас по состоянию здоровья.
С декабря 1958 до ухода из жизни занимал редакторские должности в Центральном картографическом производстве ВМФ.
Я. Я. Лапушкин умер 16 сентября 1968 в Ленинграде, похоронен на Большеохтинском кладбище.
Орден Ленина (1954)
Орден Красного Знамени (1944)
Орден Красного Знамени (1944)
Орден Нахимова I степени (1945)
Орден Отечественной войны I степени (1943)
Орден Красной Звезды (1935)
Медаль «За оборону Ленинграда» (1942)
Медаль «За оборону Москвы» (1944)
Медаль «За оборону Кавказа» (1944)
Медаль «За победу над Германией» (1945)
Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1965)
Медаль «За победу над Японией» (1945)
Медаль «Пятьдесят лет Вооруженных Сил СССР» (1958)
Медаль «Шестьдесят лет Вооруженных Сил СССР» (1968),
Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1957)
Именное оружие (1954)
С 1932 опубликовал в печати не менее 17 авторских научных работ и статей.
В 1939—1947 — ответственный редактор, в 1957—1960 и 1965—1968 — главный редактор научно-технического журнала «Записки по гидрографии».
В 1940—1948 — ответственный редактор, в 1954—1960 — главный редактор «Курса кораблевождения» — обобщенного капитального труда (23 книги) по вопросам штурманского дела, охватывавшего все основные вопросы теории и практики штурманского дела. При этому работу над задуманным им «Курсом» Я. Я. Лапушкин начал еще в 1938.
В 1940—1948 — заместитель ответственного редактора I тома «Морского атласа» (опубликован в 1950), получившего известность как уникальное издание, представлявшее огромную ценность для географической науки.
Редактор ряда других специальных изданий.
С 1934 являлся действительным членом Всесоюзного Географического общества, с 1938 по 1952 — член Президиума Ученого Совета Географического общества.
В разное время был Председателем и членом Государственных экзаменационных комиссий Военно-морской Академии, Ленинградского института точной механики и оптики, Высшего Арктического училища.
Именем Я. Я. Лапушкина названа улица в г. Весьегонске. На одном из домов установлена мемориальная доска.
Лапушкин, Яков Яковлевич.