19-10-2023
Лео́нтий Антиохи́йский (ср.-греч. Λεόντιος Αντιοχείας; лат. Leontius Antiochenus, называемый Скопец[1]; род. кон. III-нач. IV века; Фригия — ум. ок. 358) — сирийский богослов, архиепископ и митрополит Антиохийский между 345 и 350 годами[2] или между 344 и 357 годами[3], в зависимости от источника. Был учеником[4][5] мученика[4] Лукиана Антиохийского, одного из основателей Антиохийской школы экзегезы, субордиционистская позиция которой дала начало учению Ария[6][7], а впоследствии рационалистическим учениям Феодора Мопсуестийского и Нестория[8]
Согласно Феодориту, Леонтий — монах родом из Фригии[9], занял архиепископскую кафедру Антиохии после низложения архиепископа Стефана[10]. Однако, как отмечает Феодорит, предстоятельство Лукиана противоречило первому правилу Никейского собора 325 года, так как новый архиепископ был скопцом и оскопил он сам себя[10]. О причинах самокастрации распускали слухи, что будучи монахом, он сожительствовал с молодой женщиной по имени Евстолия, но открытое сожительство с ней было ему запрещено и для того, что бы иметь возможность общаться с ней он и оскопил сам себя будучи уже пресвитером. От подозрений это впрочем его не избавило и он был низложен из сана пресвитера[10].
Так как в годы его правления Антиохийской Церковью клир состоял в основном из приверженцев ариевого вероучения, в то же время как народ придерживался никейского вероучения, в связи с этим церковные иерархи старались особо не высказывать свою христологическую позицию и открыто не заявляли о поддержек той или иной стороны, боясь как народного так и гнева императора Констанция II, поддерживавшего арианство. Однако Филосторгий отмечает, что из всех учеников Лукиана Антиохийского только Антоний, епископ Тарса Киликийского и Леонтий сохранили «чистоту и строгость веры»[11]. Феодорит же отмечает умеренность и мягкость взглядов Леонтия[10]. Леонтий как и клир старался открыто не высказывать свои убеждения, но свою приверженность арианской догматике всё же показывал действиями. Не оказывая покровительство последователям Никейского символа веры, не рукополагая священнослужителей — никейцев, он напротив всячески оказывал содействие арианам, возводя их в разные степени священства, в частности в 350 году Леонтий рукоположил в диаконы с правом проповедовать своего ученика Аэция Антиохийского, который учение Ария значительно развил, дав начало аномейству[5][10].
Рукоположение Аэция обличили, как акт вредный для церкви аскеты Флавиан[12] и Диодор[13], они пригрозили архиепископу, что община омоусиан — никейцев прекратит евхаристическое общение с Антиохийской церковью, а также объявят христианскому миру о его действиях, обратившись на Запад империи. На Леонтия такая угроза оказала нужное действие и желая сохранить общение с православными, он запретил Аэцию священнодействовать[14], вместе с тем покровительствовать ему не прекратил[10], а также не запретил проповедовать среди народа. Филосторгий рассказывает, что впоследствии Леонтий спас Аэцию жизнь, опровергнув на суде у императора Галла ложные обвинения, выдвинутые против Аэция[15].
Когда в Антиохию в 356 году прибыл низложенный и изгнанный из Александрии Афанасий Великий, он вступил в общение не с Леонтием и доминирующей партией, но с ортодоксальным меньшинством, называвшимся евстафианами, которые отказывались признать любого другого епископа пока свергнутый Евстафий был жив, и который служил в частных молельных домах[16]. Престарелый Леонтий обвинил Афанасия в трусости и бегстве из собственной церкви[17]. Насмешка глубоко уязвила Афанасия. Он написал свою апологию «Защитительное слово о бегстве своем» в ответ на неё, и всегда говорит с горечью о Леонтии, изредка отпуская оскорбительный эпитет ὁ ἀπόκοπος — «кастрированный». Именно Афанасий[18] обвиняет Леонтия в преступных отношениях с Евстолией.
Осуждение Леонтия от столь великого человека, как Афанасий безвозвратно подорвали образ Леонтия в оценках последующих авторов[19], так мягкость и умеренность архиепископа, Феодорит выдает за двуличность, называя его «человеком с умом коварным, опасным, как подводные камни»[9], ставя Леонтия в один ряд с нечестивыми его предшественниками Стефаном и Флакитой.
Тем не менее, вероятно мягкость и умеренность Леонтия были не просто лицемерием, отмеченная Феодоритом его терпимость к оппонентам и осторожность в политике, в не меньшей степени свидетельствует о его благоразумности и порядочности.[19]
Именно в годы его правления Флавиан и Диодор ввели антифонное пение в Антиохии, нашедшее поддержку в лице Леонтия; по его воле антифонное пение стали применять в антиохийских церквях, а вскоре этот обычай распространился по всей империи. По просьбе Леония, заботившийся не столько о христологических проблемах, сколько о сохранении мира в Антиохии, община никейцев вновь стала собираться в церквях, а не за городом на кладбищах, как делала это ещё недавно[10].
Скончался архиепископ в конце 357 или начале 358 года[20]. Афанасий в 358 году в «Истории ариан», говорит о нём как ещё живом[21], но, видимо новости тогда ещё не достигли Афанасия. По смерти Леонтия Евдоксий, епископ Цезарии Германики с помощью сподвижников переводится в Антиохию и занимает там кафедру[22].
Из множества сочинений Леонтия не сохранилось практически ничего, за исключением небольшого фрагмента в «Молитве о страстях Вавилиных» (лат. Oratio in Passionem S. Babylae), который ссылается на авторитет Леонтия (цитируется в «Пасхальной хронике»[23], в примечании описывающем Дециевы гонения), и в котором говорится, что император Филипп I Араб и его жена Марция Отацилия Севера были христиане[24].
Леонтий Антиохийский.