19-10-2023
(O)
Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) | |
75px | |
Тип | |
---|---|
Год основания | |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Казаков Александр Михайлович (управляющий директор) |
Отрасль | |
Продукция |
автобусы, |
Число сотрудников |
2061[1] |
Материнская компания | |
Сайт |
liaz.gaz.ru |
Ли́кинский авто́бусный заво́д (ЛиАЗ) — российское предприятие-производитель автобусов большого и особо большого класса, расположенный в Ликино-Дулёво Московской области. В период с 2005 по 2012 год завод выпускал также и троллейбусы.
История Ликинского автозавода началась в 1937 году, когда был построен Лесохимический опытный завод облагораживания древесины — ЛОЗОД.[1][2] Завод выпускал изоляционные плиты и прессованную древесину. В 1944 году завод был преобразован в Ликинский машиностроительный — ЛиМЗ и производил электропилы, шпалорезные станки, передвижные электростанции.
В 1959 году ЛиМЗ был переименован в ЛиАЗ. Первым автобусом, сошедшим с конвейера, стал ЗИЛ-158. Пожалуй, самым значимым детищем завода стал автобус ЛиАЗ-677. Всего было произведено 194 183 экземпляра этой модели.[1] В 1975 году производство было выведено на проектную мощность 10 000 автобусов в год. В 1976 году Указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
В 1988 году началось серийное производство модели ЛиАЗ-5256, которая в 1990-е годы стала основной.
После распада СССР работа завода замедлилась, а в 1996 году и вовсе остановилась из-за сложной экономической обстановки, а также из-за пожара на заводе двигателей КамАЗ. В 1997 году ЛиАЗ был объявлен банкротом, и было введено конкурсное производство.
В 2000 году вошёл в компанию «Русские Автобусы» (до 2004 года — концерн «РусПромАвто»). С 2005 года входит в состав «Группы ГАЗ».
В 2003−2006 годах разработаны и запущены в серийное производство новые модели автобусов: низкопольный ЛиАЗ-5292, полунизкопольный ЛиАЗ-5293, сочленённый высокопольный ЛиАЗ-6212, а также сочленённый низкопольный ЛиАЗ-6213. На базе выпускаемых автобусов разработаны троллейбусы ЛиАЗ-5280, ЛиАЗ-52802 и ЛиАЗ-52803.
6 декабря 2007 на заводе выпущен первый троллейбус, полностью произведённый на предприятии. Планировалось, что эта линия будет выпускать 500 троллейбусов в год[3] с последующей возможностью увеличения производительности до 1000 штук в год.[4] Первая поставка с новой линии произведена в Челябинское троллейбусное управление. Однако через несколько лет проект был свернут, всего завод собрал около 200 троллейбусов.[1]
В 2010—2011 годах Ликинский автобусный завод проводит рестайлинг своей продуктовой линейки.
ЗиЛ-158
ЛиАЗ-158 (ЗиЛ-158В)
ЛиАЗ-677М
ЛиАЗ-677М, вид сзади
По состоянию на декабрь 2013 г., выпускаются следующие модели автобусов ЛиАЗ[5][6]:
ЛиАЗ-5292
ЛиАЗ-5293
ЛиАЗ-6212
ЛиАЗ-6213
(выпускались с 2005 по 2012 год):[1][3]
|
|
---|---|
Современные автобусы | ЛиАЗ-5256 • ЛиАЗ-5292 • ЛиАЗ-5293 • ЛиАЗ-6212 • ЛиАЗ-6213 |
Исторические автобусы | ЛиАЗ-158 • ЛиАЗ-677 • ЛиАЗ-5918 |
Опытные автобусы | ЛиАЗ-62хх |
Современные троллейбусы | ЛиАЗ-5280 • ЛиАЗ-52802 • ЛиАЗ-52803 |
Опытные троллейбусы | ЛиАЗ-6220 |
Группа ГАЗ | |
---|---|
Дивизион «Легкие коммерческие и легковые автомобили» | Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) | Ульяновский моторный завод (УМЗ) | Нижегородские моторы |
Дивизион «Грузовые автомобили» | Автомобильный завод «Урал» | Саранский завод автосамосвалов САЗ |
Дивизион «Автобусы» | Павловский автобусный завод (ПАЗ) | Курганский автобусный завод (КАвЗ) Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) | Голицынский автобусный завод (ГолАЗ) |
Дивизион «Силовые агрегаты» | «Автодизель» (Ярославский моторный завод, ЯМЗ) | Ярославский завод дизельной аппаратуры (ЯЗДА) | Ярославский завод топливной аппаратуры (ЯЗТА) |
Дивизион «Автокомпоненты» | Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) | Завод штампов и пресс-форм | Канашский автоагрегатный завод (КаАЗ) |
Материнская компания | Корпорация "Русские машины" |
Ликинский автобусный завод.